Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И технологические особенности производства ГТД




Тема 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, КОНСТРУКЦИОННЫЕ

Лекция 1

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ГТД

ЛИТЕРАТУРА:

1. Елисеев Ю.С., Бойцов А.Г. и др. Технология производства авиационных ГТД. М: Машиностроение, 2003 г.

2. Демин Ф.И., Проничев Н.Д. и др. Технология изготовления основных деталей ГТД. М: Машиностроение, 2002 г.

 

Организационные особенности:

- сравнительно частая смена объекта производства;

- серийность производства.

 

Конструкционные особенности:

- средние габаритные размеры изделий;

- сложность формы и тонкостенность деталей;

- высокая точность деталей и ГТД в целом;

- широкое применение жаропрочных сплавов;

- применение жаропрочных и спец. покрытий для деталей, работающих в горячей части двигателя;

- высокие требования к физико-механическим свойствам материалов;

- применение моноколес (конструкция - BLISC) для компрессора.

 

 

Технологические особенности:

а) в производстве заготовок:

- применение даже при малых масштабах производства заготовительных процессов, обеспечивающих определенное направление волокон материала и определенную степень его деформации (горячая штамповка, изотермическая штамповка, изотермическая раскатка и др.);

- широкое применение методов точного литья;

- применение новейших материалосберегающих технологий (горячее изостатическое прессование);

- применение новых ТП получения керамических материалов для сложных узлов и деталей высокотемпературного тракта газовых турбин ГТУ;

- широкое применение прогрессивных технологий раскроя и резки материалов (лазерная и струйно-абразивная резка листового материала, плазменная резка);

- применение прогрессивных технологий сварки (электронно-лучевая сварка, сварка трением, лазерная сварка);

- применение особых видов контроля;

 

б) в ТП термической обработки:

- применение термической и химикотермической обработки почти для всех деталей с целью обеспечения требуемого высокого качества;

- физико-химическое модифицирование поверхностей деталей (целенаправленное изменение структуры материала в тонких поверхностных слоях вследствие физического воздействия ионными и электронными пучками, низкотемпературной и высокотемпературной плазмой, электрическим разрядом и др. или химического воздействия, приводящего к образованию на поверхности слоев химических соединений на основе базового материала: оксидирование, фосфатирование, плазменное нитрирование и др.).

 

в) в ТП размерной обработки:

- особое внимание выбору баз с целью обеспечения требуемой точности;

- тщательная обработка даже не сопряженных поверхностей деталей с целью повышения усталостной прочности и коррозионной стойкости деталей;

- обработка ответственных поверхностей деталей в несколько стадий (черновая, чистовая, отделочная) с целью обеспечения требуемой точности;

- широкое применение электрофизических методов и электрохимической обработки;

- применение различных покрытий и пленок с целью улучшения эксплуатационных свойств деталей;

- широкое применение методов ППД деталей;

- высокие требования к выходному контролю деталей (все ответственные детали подвергаются 100% контролю);

- применение ИПИ (CALS) - технологий – информационной поддержки изделий на всем его жизненном цикле: от проектирования до утилизации изделия.

 


Тема 2. МАТЕРИАЛЫ ДЕТАЛЕЙ ГТД

 

2.1. Требования к материалам деталей

 

Прогресс в создании и совершенствовании газотурбинных двигателей в значительной мере определяется достижениями в области разработки эффективных материалов для деталей.

Основными требованиями к материалам, используемым для изготовления деталей ГТД, являются:

- высокая прочность, жаропрочность и жаростойкость,

- сопротивление коррозии,

- стабильность механических свойств,

- хорошая обрабатываемость современными методами заготовительного производства, размерной обработки, сварки и т.д.

 

Новым поколениям авиационных ГТД необходимы материалы:

- с рабочей температурой до 2000 °С (для горячей части ГТД),

- коэффициентом температурного расширения, близким к нулю,

- ресурсом работы в сильно окислительной атмосфере до 1000 и более часов.

 

Основными материалами, исполь­зуемыми в настоящее время для изготовления ГТД, являются:

- высоко­прочные стали,

- титановые сплавы,

- сплавы на никелевой основе.

 

Остальные материалы (алюминиевые сплавы, полимерные композиционные материалы и др.) применяются значительно в меньшей степени.

 

Выбор конкретного материала для деталей ГТД зависит от условий их работы (табл. 2.1).

 


Таблица 2.1. Применение материалов для деталей ГТД

 

№ п/п Наименование материала Марка материала Рабочая Tmax , °С Коэф. обраба-тывае-мости Назначение
           
  Теплостойкие стали 12ХН3А, 18Х2Н4ВА, 20Х3МВФХ5М до 550 0,8 Шестерни, валы, цапфы, муфты
  Нержавеющие (Cr ≥12%) высокохро-мистые стали 12Х18Н9, 08Х17Н5М3 и др. до 580 0,5 Детали крепежа, в качестве листовых материалов и др.
  Жаростойкие и жаропрочные хромоникелевые и хромоникелемарган-цовистые стали ЭИ835, 15Х12Н2М2ВФАБ и др. до 650 0,3   Лопатки, диски и валы компрессора, детали крепежа
  Жаропрочные: а) деформируемые сплавы; б) литейные сплавы   ХН77ТЮ, ЭИ827, Х20Н80Т ЖС6К, ВЖ32-Л2   до 900   до 1000   0,1   0,1 Лопатки и диски турбины, основная и форсажная камеры сгорания
  Титановые сплавы ВТ6   50-350   0.1 Диски, лопатки и детали статора вентилятора КНД
ВТ8-1, ВТ8М-1 300-500   Диски и лопатки ротора КНД
ВТ25У 450-550   Диски и лопатки ротора КВД
ВТ18У 550-600   Лопатки ротора КВД
  Тугоплавкие металлы и сплавы W, Nb, Ta, Mo, Be ≥1000 0,1…0,3 Детали горячей части ГТД

 

2.2. Особенности используемых материалов

Коротко остановимся на основных свойствах групп материалов, применяемых для ГТД.

1. Сталями называют сплавы железа, содержащие до 2,06 % углерода. В ГТД в основном используются легированные стала с σB>900 МПа.

2. Титановые сплавы являются важнейшими конструкционными материалами, которые обладают:

- высокой прочностью;

- низкой плотностью (4,51 г/см3), которая в 1,75 и 1,97 раза меньше плотности Fe и Ni соответственно;

- коррозионной стойкостью в большинстве агрессивных сред (азотная и серная кислота, царская водка, сереводород, морская вода и др.);

- значительным содержанием в земной коре.

Недостатками титановых сплавов явл.:

- активное взаимодействие с газами при повышенных температурах (начиная с 400 ˚С титан активно растворяет кислород, что приводит к увеличению его хрупкости и потере термической стабильности);

- водородная хрупкость, которая проявляется при ударных и длительных ударных нагрузках;

- низкие антифрикционные свойства и износостойкость сопряженных поверхностей (схватывание и задиры наблюдаются при небольших контактных нагрузках);

- низкий модуль упругости (почти в 2 раза меньше модуля упругости стали), что ограничивает их применение в конструкциях, требующих высокой жесткости.

 

3. Сплавы на никелевой основе (жаропрочные сплавы):

Особенности жаропрочных сплавов:

- сохраняют высокую прочность при температурах выше 650 °С;

- имеют хорошую жаростойкость (стойкость к окислению при повышенной температуре).

 

3.1. Поликристаллические никелевые сплавы эксплуатируются при темпе­ратурах порядка 850° С, что составляет чуть больше, чем 0,7 от темпера­туры плавления (1280 °С).

3.2.Сплавы направленной кристаллизации работают при температуре 1050 °С, что составляет 0,9 от температуры плавления.

3.3. Суперсплавы на никелевой основе, имеющие сложную систему легирования (Со, W, Cr, А1, Та, Ti, Hf и др) применяют для вращающихся деталей турбины, т.к. обладают высокой жаростойкостью и высоким сопротивлением ползучести.

 

4. Интерметаллидные сплавы

 

Интерметаллиды - химические соединения металлов занимают по своей структуре промежуточное положение между металлами и керамикой и имеют уникальные физико-механические свойства:

- низкая плотность – 3,76 г/см, что на 45... 55 % меньше плотности нике­левых сплавов,

- высокий модуль упругости 176 ГПа (никелевые сплавы - 206 ГПа),

- высокая температура жаростойкости - Tmax 1038 °С (никелевые сплавы - Tmax 1093).

Интерметаллиды титан-алюминий (TiAl), представляют значительный интерес с целью замены применяемых в настоящее время никелевых спла­вов, работающих в интервале температур 600... 800 °С.

Их планируетсяиспользовать для:

- лопаток турбины низко­го давления,

- компонентов сопла,

- деталей корпусов сверхзвуковых двига­телей (NASA Glenn Research Center). Недостатком TiAl является низкая пластичность при ком­натной температуре. Эта проблема решается дополнительным легирова­нием, в частности Nb.

В настоящее время разра­батываются способы защиты поверхностей деталей от окисления.

 

Следует отметить, что стоимость интерметаллидных сплавов системы TiAl в 1,5 раза выше, чем современных никелевых сплавов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.