КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И технологические особенности производства ГТД
Тема 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, КОНСТРУКЦИОННЫЕ Лекция 1 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ГТД ЛИТЕРАТУРА: 1. Елисеев Ю.С., Бойцов А.Г. и др. Технология производства авиационных ГТД. М: Машиностроение, 2003 г. 2. Демин Ф.И., Проничев Н.Д. и др. Технология изготовления основных деталей ГТД. М: Машиностроение, 2002 г.
Организационные особенности: - сравнительно частая смена объекта производства; - серийность производства.
Конструкционные особенности: - средние габаритные размеры изделий; - сложность формы и тонкостенность деталей; - высокая точность деталей и ГТД в целом; - широкое применение жаропрочных сплавов; - применение жаропрочных и спец. покрытий для деталей, работающих в горячей части двигателя; - высокие требования к физико-механическим свойствам материалов; - применение моноколес (конструкция - BLISC) для компрессора.
Технологические особенности: а) в производстве заготовок: - применение даже при малых масштабах производства заготовительных процессов, обеспечивающих определенное направление волокон материала и определенную степень его деформации (горячая штамповка, изотермическая штамповка, изотермическая раскатка и др.); - широкое применение методов точного литья; - применение новейших материалосберегающих технологий (горячее изостатическое прессование); - применение новых ТП получения керамических материалов для сложных узлов и деталей высокотемпературного тракта газовых турбин ГТУ; - широкое применение прогрессивных технологий раскроя и резки материалов (лазерная и струйно-абразивная резка листового материала, плазменная резка); - применение прогрессивных технологий сварки (электронно-лучевая сварка, сварка трением, лазерная сварка); - применение особых видов контроля;
б) в ТП термической обработки: - применение термической и химикотермической обработки почти для всех деталей с целью обеспечения требуемого высокого качества; - физико-химическое модифицирование поверхностей деталей (целенаправленное изменение структуры материала в тонких поверхностных слоях вследствие физического воздействия ионными и электронными пучками, низкотемпературной и высокотемпературной плазмой, электрическим разрядом и др. или химического воздействия, приводящего к образованию на поверхности слоев химических соединений на основе базового материала: оксидирование, фосфатирование, плазменное нитрирование и др.).
в) в ТП размерной обработки: - особое внимание выбору баз с целью обеспечения требуемой точности; - тщательная обработка даже не сопряженных поверхностей деталей с целью повышения усталостной прочности и коррозионной стойкости деталей; - обработка ответственных поверхностей деталей в несколько стадий (черновая, чистовая, отделочная) с целью обеспечения требуемой точности; - широкое применение электрофизических методов и электрохимической обработки; - применение различных покрытий и пленок с целью улучшения эксплуатационных свойств деталей; - широкое применение методов ППД деталей; - высокие требования к выходному контролю деталей (все ответственные детали подвергаются 100% контролю); - применение ИПИ (CALS) - технологий – информационной поддержки изделий на всем его жизненном цикле: от проектирования до утилизации изделия.
Тема 2. МАТЕРИАЛЫ ДЕТАЛЕЙ ГТД
2.1. Требования к материалам деталей
Прогресс в создании и совершенствовании газотурбинных двигателей в значительной мере определяется достижениями в области разработки эффективных материалов для деталей. Основными требованиями к материалам, используемым для изготовления деталей ГТД, являются: - высокая прочность, жаропрочность и жаростойкость, - сопротивление коррозии, - стабильность механических свойств, - хорошая обрабатываемость современными методами заготовительного производства, размерной обработки, сварки и т.д.
Новым поколениям авиационных ГТД необходимы материалы: - с рабочей температурой до 2000 °С (для горячей части ГТД), - коэффициентом температурного расширения, близким к нулю, - ресурсом работы в сильно окислительной атмосфере до 1000 и более часов.
Основными материалами, используемыми в настоящее время для изготовления ГТД, являются: - высокопрочные стали, - титановые сплавы, - сплавы на никелевой основе.
Остальные материалы (алюминиевые сплавы, полимерные композиционные материалы и др.) применяются значительно в меньшей степени.
Выбор конкретного материала для деталей ГТД зависит от условий их работы (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Применение материалов для деталей ГТД
2.2. Особенности используемых материалов Коротко остановимся на основных свойствах групп материалов, применяемых для ГТД. 1. Сталями называют сплавы железа, содержащие до 2,06 % углерода. В ГТД в основном используются легированные стала с σB>900 МПа. 2. Титановые сплавы являются важнейшими конструкционными материалами, которые обладают: - высокой прочностью; - низкой плотностью (4,51 г/см3), которая в 1,75 и 1,97 раза меньше плотности Fe и Ni соответственно; - коррозионной стойкостью в большинстве агрессивных сред (азотная и серная кислота, царская водка, сереводород, морская вода и др.); - значительным содержанием в земной коре. Недостатками титановых сплавов явл.: - активное взаимодействие с газами при повышенных температурах (начиная с 400 ˚С титан активно растворяет кислород, что приводит к увеличению его хрупкости и потере термической стабильности); - водородная хрупкость, которая проявляется при ударных и длительных ударных нагрузках; - низкие антифрикционные свойства и износостойкость сопряженных поверхностей (схватывание и задиры наблюдаются при небольших контактных нагрузках); - низкий модуль упругости (почти в 2 раза меньше модуля упругости стали), что ограничивает их применение в конструкциях, требующих высокой жесткости.
3. Сплавы на никелевой основе (жаропрочные сплавы): Особенности жаропрочных сплавов: - сохраняют высокую прочность при температурах выше 650 °С; - имеют хорошую жаростойкость (стойкость к окислению при повышенной температуре).
3.1. Поликристаллические никелевые сплавы эксплуатируются при температурах порядка 850° С, что составляет чуть больше, чем 0,7 от температуры плавления (1280 °С). 3.2.Сплавы направленной кристаллизации работают при температуре 1050 °С, что составляет 0,9 от температуры плавления. 3.3. Суперсплавы на никелевой основе, имеющие сложную систему легирования (Со, W, Cr, А1, Та, Ti, Hf и др) применяют для вращающихся деталей турбины, т.к. обладают высокой жаростойкостью и высоким сопротивлением ползучести.
4. Интерметаллидные сплавы
Интерметаллиды - химические соединения металлов занимают по своей структуре промежуточное положение между металлами и керамикой и имеют уникальные физико-механические свойства: - низкая плотность – 3,76 г/см, что на 45... 55 % меньше плотности никелевых сплавов, - высокий модуль упругости 176 ГПа (никелевые сплавы - 206 ГПа), - высокая температура жаростойкости - Tmax 1038 °С (никелевые сплавы - Tmax 1093). Интерметаллиды титан-алюминий (TiAl), представляют значительный интерес с целью замены применяемых в настоящее время никелевых сплавов, работающих в интервале температур 600... 800 °С. Их планируетсяиспользовать для: - лопаток турбины низкого давления, - компонентов сопла, - деталей корпусов сверхзвуковых двигателей (NASA Glenn Research Center). Недостатком TiAl является низкая пластичность при комнатной температуре. Эта проблема решается дополнительным легированием, в частности Nb. В настоящее время разрабатываются способы защиты поверхностей деталей от окисления.
Следует отметить, что стоимость интерметаллидных сплавов системы TiAl в 1,5 раза выше, чем современных никелевых сплавов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |