КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерметаллидные композиты
ТЕМА 3. НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Лекция 2 К перспективным материалам новых поколений ГТД относятся: - металломатричные композиты (композиты с интерметаллидной матрицей); - керамокомпозиты ( композиты с керамической матрицей). Материалы из интерметаллидов и керамокомпозитов в программах создания многоразовых систем предусматриваются в качестве основного конструкционного материала, составляющего более 50 % массы конструкции. Использование этих материалов для деталей и узлов двигательных установок позволит снизить массу конструкций до 40 %.
Композитами называют материалы, являющиеся комбинацией двух или более компонентов. Эти компоненты называются: - волокна (наполнитель); - связующее (матрица). Одним из сдерживающих факторов быстрого распространения новых материалов является относительно высокая цена. Следует отметить, что важнейший (если не единственный) путь ее снижения - совершенствование существующих и разработка новых экономичных, экологически чистых, ресурсосберегающих технологий производства. 3. 1. Композиционные материалы с полимерной матрицей в основном используются для изготовления крупногабаритных деталей сложной формы: - лопасти вентилятора, - кожухи, - конус воздухозаборника и др. Они обладают высокой удельной прочностью, но имеют низкие рабочие температуры, не превышающие для условий длительной эксплуатации 150... 200 °С. Эти материалы применяются в основном в производстве двигателей гражданской авиации. В качестве наполнителя используются волокна из углерода, стекла, бора и других материалов, а в качестве связующего - эпоксидные, фенолоформальдегидные, кремнеорганические смолы и т.д. Перспективными являются материалы, работающие при 300... 350 °С.
Интерметаллидные композиты (металломатричные композици) обладают повышенной прочностью и позволяют снизить массу деталей до 50 % по сравнению с традиционно применяемыми титановыми сплавами. Матрица в них - на основе титана или интерметаллидных соединения TiAl, а наполнитель - керамические волокна, например SiC, SiC/C. Интерметаллидные композиты представляют особый интерес как замена никелевых сплавов, т.к. обладают следующими положительными свойствами: - высокая прочность, - высокое сопротивление ползучести, - работоспособность в широком интервале температур до 900... 950 °С. Использование этих материалов может значительно повысить качественные характеристики двигателей новых поколений. Композиционные материалы с интерметаллидной матрицей по прогнозам ведущих авиационных фирм, в новых поколениях двигателей будут составлять около 20 %. Однако широкое использование этих материалов сдерживается из-за: - значительное различие в коэффициентах линейного термического расширения волокон и матрицы, - химические реакции и превращения, протекающие на границах волокон и матрицы, - сложность процессов получения материала (особенно волокон), - высокая стоимость материалов.
3.3. Конструкционные керамики. Высокотемпературные конструкционные керамики на основе нитрида и карбида кремния (Si3N4 и SiC) способны работать при температурах до 1400... 1600 °С на воздухе и в горячем тракте авиационного двигателя. Они обладают: - высоким сопротивлением термическим ударам, - низким коэффициентом термического расширения, - хорошей теплопроводностью, - стойкостью к окислительной среде, - стойкостью к воздействию кислот НС1, HF, H2S04 и др.
В настоящее время разрабатываются элементы и узлы горячей зоны газотурбинных двигателей V... VI поколений: - сопловые и рабочие лопатки турбины, - диск турбины, - кольцевые элементы соплового аппарата, - надроторные уплотнения, - стабилизаторы горения, - камеры сгорания, - каталитические воспламенители форсажной камеры и др. Керамики используются для изготовления подшипников качения, зубчатых колес и других деталей.
Применение конструкционных керамик для производства деталей ГТД существенно ограничивается их низкой вязкостью. По этой причине основные разработки конструкционных керамик в настоящее время проводятся в направлении создания композиционных материалов с керамической матрицей (керамокомпозиты). 3.4. Керамокомпозиты. В качестве наполнителей керамокомпозитов используют волокна из SiC, углерода и А1203, а в качестве матрицы - SiC, Al203 или (А1203 + Si02). С целью применения керамических матричных композиций для изготовления высокотемпературных компонентов реактивных двигателей исследуются композиции на основе волокон SiC, находящихся в многофазной матрице SiC, получаемой испарением и конденсацией керамики. Эти композиции имеют значительные преимущества перед никелевыми суперсплавами при температурах выше 1200 °С.
В ближайшем будущем керамокомпозиты планируется использовать для: - статорного узла турбины низкого давления, - выходного конуса, - створок сопла и т.д. В настоящее время керамокомпозиты уже применяются для изготовления створок сопла двигателя М88 фирмы Snecma.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |