Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика ремилитаризации ФРГ и ее осуществление

Восстановление экономики ФРГ в 1950-х гг. Экономическое чудо ФРГ.

После создания ФРГ в страну была направлена большая экономическая и финансовая помощь от США, Великобритании и других стран. Эта помощь распределялась среди немногих промышленных и банковских монополий[1]. В стране была очень высокая концентрация производства. На предприятиях, с числом рабочих более 1 тысячи человек, работало более половины рабочих ФРГ. 14 монополий ФРГ владели 80% всего акционерного капитала страны. С начала 50-х гг. экономика ФРГ развивалась быстрыми темпами[2].

Уже к концу 1950 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1956 г. превзойден вдвое. В 1962 г. по уровню промышленного производства ФРГ вышла на второе место после США. Появился термин «экономические чудо ФРГ». Причины экономического чуда ФРГ:

1. Страна получили большую финансовую помощь по целевым программам[3] и по льготным кредитам.

2. Германское правительство очень рационально использовало эти деньги - все вложены в модернизацию промышленности, что позволило ФРГ за короткий срок изменить всю техническую основу производства[4].

3. Резервы дешевой рабочей силы[5].

4. В ФРГ несколько лет не было армии и она не производила расходов на оборону, эти деньги – в экономику.

Экономическая политика ФРГ в первый период ее образования базировалась на теории социального рыночного хозяйства, выдвинутая неолиберальными экономистами, представителем которых был Эрхард, который занимался в правительстве Аденауэра ключевые посты (министр экономики, канцлер, вице-канцлер, его единомышленники также занимали в правительстве высокие должности). Суть – упор на частную инициативу и ограничение регулирующей функции государства. В послевоенной Германии эта теория оказалась состоятельной и привела к быстрому и длительному росту производства; к устойчивости и стабильности DM, увеличению золотовалютных резервов ФРГ.

После создания ФРГ западные державы взяли курс на ремилитаризацию страны. В августе 1950 г. канцлер Аденауэр передал американскому верховному комиссару меморандум о готовности ФРГ восстановить свою армию. Осенью 1950 г. создано «Ведомство Бланка», которое затем реформировалось в военное министерство.

10 марта 1952 г. правительство ФРГ отклонило проект мирного договора с СССР, а 26 марта 1952 г. подписан договор западных держав с ФРГ, по которому прекращалась формальная оккупация страны[6]. Теперь ФРГ могла вступать в любые союзы и уже 23 октября 1954 г. в Париже были заключены соглашения, в соответствии с которыми ФРГ стала членом Европейского союза и НАТО. Германии разрешили восстановить Бундесвер[7]. Соглашения вступили в силу с мая 1955 г.

Параллельно с этими внешнеполитическими мероприятиями, правительство ФРГ ужесточило внутреннее законодательство. В июле 1951 г. принят «блиц-закон» - дополнения к УК и, по сути, позволял осуждать людей за политические взгляды. В июле 1952 г. закон «О статусе предприятия», по которому запрещалась политическая деятельность на предприятиях. В 1953 г. – закон «О выборах»: партии, чтобы получить места в парламенте – не менее 5% голосов. В 1953 г. мест лишилась КПГ ФРГ. В ноябре 1954 г. в г. Карсруе – судебный процесс на КПГ, истец – правительство ФРГ, обвинение – антигосударственная деятельность. 17 августа 1956 г. суд вынес решение о запрете деятельности КПГ как антиконституционной партии. учреждения и газеты КПГ закрыты, партия ушла в подполье.

Эти мероприятия воспринимались в стране достаточно спокойно, т.к. стремительный экономический рост позволял государству проводить в жизнь большие социальные программы. Появился новый термин «патрональная забота государства о гражданах»: всеобщее бесплатное среднее и высшее образование, высокие пенсии для ветеранов второй мировой войны, инвалидов и вдов второй мировой войны; пособия для семей с малолетними детьми, по безработице. Система медицинского страхования обеспечивала всестороннюю доступную медицинского помощь. Льготные кредиты для строительства жилья.

С начала 60-х гг. началось снижение темпов экономического развития ФРГ[8], причины:

1. Завершилось восстановление западногерманской экономики и она вступила в нормальное для капиталистического государства, условия развития.

2. большие средства стали отвлекаться на оборону.

3. Исчерпан резерв дешевой рабочей силы.

4. Прекратились финансовые вливания в генрманскую экономику, не требующие отачи.

Мощное движение вперед определило новую роль страны в Западной Европе. ФРГ заявило о себе, как о лидере западноевропейских государств. В январе 1958 г. ФРГ вступила в европейское экономическое сообщество и заняла там лидирующее положение[9]. Ряд промышленных товаров, производимых в ФРГ, начал занимать рынки Западной Европы и Западного мира – а/м, радиоэлектроника.

Во внешней политике ФРГ[10] стала проводить жесткую политику. В 1956 г. – введение обязательной воинской повинности, Бундесвер стал вооржаться современными видами вооружения. К началу 1960-х гг. – сильная армия, уступающая Великобритании и Франции только по оружию массового поражения.

В 1958 г. бундесвер одобрил закон, одобряющий оснащение в/с ядерным оружием. Протесты во всем мире. В 1960 г. появился меморандум руководства бундесвера к западным союзникам с требованием передать ядерное оружие из их арсеналов. Но протесты столь сильны, что это не было сделано.

Жестко складывались отношения между ФРГ и ГДР и другими соцстранами.

В отношениями с ГДР, с 1955г. ФРГ придерживалась «доктрины Хольштейна» - ФРГ не признавало и не поддерживало дипломатические отношения с ГДР, но и со всеми странами, поддерживающих дипломатические отношения с ГДР.

Во внутренней политике в конце 1950 – начале 1960-х гг. также произошел сильный крен вправо, особенно это прослеживалось в деятельности крупнейшей в стране социал-демократической партии. В ноябре 1959 г. на чрезвычайном собрании партии в г. Бад-Годесберге принята новая программа партии, которая радикально отличалась от предыдущей программы. В новом варианте подчеркивалось, что частная собственность на средства собственности имеет право на защиту и поощрения. Партия – «Сообщество людей различных вероисповеданий и мировоззрений». Из программы убрано упоминание о классовой борьбе, о необходимости изменения общества. Появился пункт о поддержке политики обороны страны, которую проводило правительство Аденауэра.

Представители СДПГ выступили в бундестаге с заявлением об общности политики социал-демократов, ХДС и ХСС, о готовности СДПГ разработать совместную политику и осуществлять руководство страной.

Продолжилось ограничение законодательства по сокращению прав и свобод, но это не вызывало в стране большого протеста – материальное благополучие было вполне приемлемым и они не обращали большого внимания на действия правительства.

Ситуация начала меняться во второй половине 1960-х гг. В 1967 – 1968 гг. в стране обнаружился первый циклический экономический кризис перепроизводства, снизился уровень промышленного производства на 3%, в отдельных отраслях от 10% до 20%. В целом, этот кризис не был разрушающим и правительство удержало ситуацию в руках, не был затронут банковский капитал[11].

Но этот кризис впервые за послевоенный период обострил проблему безработицы в стране – около 1 миллиона человек. Правительство страны уволило 300 тысяч иностранных работников. Кризис заставил правительство переосмыслить экономическую политику в стране и отказаться от неолиберализма и принять в замену концепцию неокейтианства. Изменения в лозунге социального рыночного хозяйствования – теперь предусматривалось государственное регулирование[12]. Теория оказалась приемлемым государством.

Вместе с первым экономическим кризисом разразился и первый политический кризис. Недовольство внутренней и внешней политикой населения спровоцирован тем, что в печати появились разоблачающие статьи о присутсвии в правительстве бывшие высшие чины нацистов[13], которые занимали высшие государственные посты. В 1964 г. основана национал-демократическая партия (неонацистская по характеру), основал бывший гитлеровский офицер Адольф Тадден. В 1968 г. в партии числилось 40 тысяч человек. Основание – о возрождении в стране нацизма.

У власти в это время правительство Людвига Эрхарда, сформированное ХДС[14], которое проводило политику Аденауэра, изменив стиль и методы.

3 в) правительство «большой коалиции» и его деятельность.

В условиях экономического и политического кризиса, правительство ушло в отставку в октябре 1966 г., а 1 декабря 1966 г. сформировано коалиционное правительство из представителей СДПГ, ХСС и ХДС, во главе с лидером ХДС Конрадом Кизенгером – «правительство большой коалиции».

Правительство стало переходить к новым методам государственного монополистического регулирования – регулирование экономики, ее программирование, формирование ее текущих и перспективных целей. Создан совет экономических экспертов, на который возлагалась задача выработки рекомендаций по развитию экономики. Проведен закон о праве правительства повышать подоходные налоги с корпораций без согласования с бундестагом, а с помощью полученных средств правительство д.б. поддерживать стабильность экономики.

Правительство приступило к непопулярным маарам – сокращение ассигнований на пенсии, медицинское обслуживание, образование, повысило цены на квартплату, транспорт, электроэнергию. Выросли косвенные налоги. Все это не очень нравилось населению.

Во внешней политике правительство изменило прежние принципы. Нарушив доктрину Хольштейна, установила дипломатические отношения с Румынией и Югославией, но отказалась признать границы, возникшие после второй мировой войны.

В 1968 г. правительство разрешило воссоздать легальную компартию Германии и в сентябре 1968 г. создана КПГ[15].

В конце 60 – начале 70-х гг. наметилась разрядка международных отношений, апогей холодной войны был пройден. Реалии требовали новой программы внешней политики и новых принципов. Руководство ХСС/ХДС не сумело сориентироваться и отказаться от доктрин Холодной войны и продолжило местную внешнюю политику. Это вызвало недовольство населения и на парламентских выборах 1969 г. ХДС и ХСС уступили лидерство социал-демократам и свободным демократам. Эти партии выступили в блоке и получили 48,5% голосов. Сформировано коалиционное правительство СДПГ и СвДП, во главе которого председатель СДПГ Вилли Брандт, вице-канцлер и МИД – председатель СвДП Вальтер Шеель. Блок ХДС-ХСС ушел в оппозицию.

Создалась новая расстановка сил, которая осложнялась большими успехами неонацистов (1,5 миллионов голосов).

Правительство Брандта пришло к власти с большой программой мероприятий во внутренней и внешней политике. Во внутренней политике обещало обеспечить полную занятость населения, уменьшить налоги, остановить наметившуюся инфляцию. Во внешней политике обещали и стали проявлять прагматизм и реализм. Это правительство пошло на улучшение отношений с соцстранами, доктрина Хольштейна исключена.

В. Брандт принял предложение СССР о переговорах и 12 августа 1970 г. в Москве подписан договор между СССР и ФРГ. В нем – договор о мире и стремени к разрядке. Ключевое значение ст. 3 – нерушимость границ всех Европейских государств после второй мировой войны.

Для смягчения обстановки в Европе в сентябре 1971 г. подписано соглашение 4-х держав (США, Великобритания, Франция и СССР) по Западному Берлину, где говорилось, что он не является составной счастью ФРГ. Но в ФРГ эти действия правительство Брандта вызвали неприятие оппозиции и части населения. Руководство ХДС/ХСС развернуло кампанию против указанных договоров. Правительство обвиняли в национальном предательстве. «Землячества» - объединения немцев-переселенцев из районов, отошедших другим государствам (Судет, Силезия, Прусские) в положении, когда домой уже не вернуться, их митинги и демонстрации.

В бундестаге – также неоднозначная реакция. 6 депутатов перешло из фракции социалистов и свободных демократов к фракции ХСС/ХДС, после чего в бундестаге наступило равновесие двух блоков (СДПГ/СвДП и ХСС/ХДС). Решено провести досрочные выборы.

19 ноября 1972 г. правительство Брандт получило одобрение большинства населения страны (социалисты – 85%, демократы – 8,4%), получив в совокупности на 46 мандатов больше, чем оппозиция. Победа позволила В. Брандту продолжить свою политику.

В мае 1973 г. – визит Брежнева в ФРГ[16]. В декабре 1973 г. – договор между ФРГ и Чехословакией о нормализации отношений между ними[17]. Установлены дипломатические отношения с Болгарией и Венгрией. В 1974 г. В. Брандт подписал договор о нераспространении ядерного оружия, т.е. отказ ФРГ от ядерного оружия.

В 1974-1975 гг. – полоса экономических кризисов, до конца 1970-х гг.

Уже в 1975 г. ВВП сократился на 4%, цены выросли на 6%, око 1,5 милиона безработных.

ХДС/ХСС развернули большую агитацию против правящей коалиции, особенно жесткие обвинения в адрес Брандта. Произошел политический скандал, подорвавший ео позиции – его советник по вопросам соцстран и СССР – полковник разведки ГДР.

Брандт ушел в отставку, но остался председателем СДПГ. Канцлером стал заместитель Брандта Г. Шмидт[18], вице-канцлером и МИДом Гершер (лидер свободных демократов).

Осенью 1976 г. коалиция вновь победила, но отрыв составил всего 3% (перевес в 8 мандатов). Правительство Шмидта заявило о продолжении политики прежнего правительства. Намерен укреплять финансы, снижать безработицу, остановить рост налогов и на з/п рабочих. Во внешней политике – преемственность курса[19]. Си во внешней политике Шмидт добивался успехов, то во внутренней политике ситуация оказалась тяжелой (экономический и энергетический кризисы) – он остался в тисках.

В октябре 1980 г. в условиях продолжающегося экономического кризиса, к власти пришли правые партии ХДС/ХСС, канцером избран лидер ХДС Гельмут Колль. Победили благодаря тому, что в их блок перешли свободные демократы. Социалисты проиграли. Вице-канцлером и МИДом стал Ганс Геншер.

Колль оказался очень способным политиком. С ним связано много определяющих событий. Решителен в действиях, прагматик. В 1983 г. когда отношения между СССР и Западом опустились до низшей точки противоречия: «ССР – империя зла» контакты прекращены.

В ФРГ началось размещение американских крылатых ракет и ракет средней дальности. Колль встретился в Москве с Андроповым, но эта встреча не сняла напряженности, но смягчила процесс нарастания враждебности.

Первая половина 80-х гг. во внешней политике ФРГ была сопряжена с противостоянием с СССР и соцстранами.

Сложности были и в экономической ситуации в стране: сократился объем промышленного производства[20], использование производственных мощностей сократилась до 75%, в некоторых отраслях до 50%. Это делалось искусственно!

Из ведущих отраслей промышленности увеличился выпуск а/м, но металлургия и станкостроение в застое. Остро стояла проблема безработицы[21].

Некоторый подъем экономики и промышленности начался только к 1985 г., определялся внешними заказами и потребностями населения внутри страны. В этих условиях, когда ситуация стабилизировалась, обозначился политический сдвиг вправо.

Во второй половине 80-х гг. обострились реваншистские и националистические течения[22], которые правительство не ограничивало, и даже поощряло этот рост.

В мае 1986 г. на слете землячества судетских немцев в выступил Г. Колль. Усилилась пропаганда за перекрой границ.

В январе 1987 г. на парламентских выборах победили правые партии и демократы, но это благодаря свободным демократам – они набрали больше 9% голосов и их роль в коалиции усилилась.

Но вторая половина 80-х гг. – другая международная обстановка. Встал вопрос объединения двух германских государств, инициатор – ФРГ. Но раньше СССР этот вопрос не рассматривал, то сейчас правительство СССР заявило о готовности содействовать процессу воссоединения немцев.

В этих условиях в ГДР начались быстротечные процессы, которые способствовали снижению роли и уходу от руководства страной коммунистов (СДЕПГ).

9 ноября 1989 г. разрушена берлинская стран – символ разъединения единого народа и всего мира. В январе 1990 г. в ГДР – опрос по объединению двух стран, 2/3- «за».

В марте 1990 г. в ГДР парламентские выборы, на которых победила созданная здесь организация партии ХДС. Премьер-министром стал Л. деМезьер.

После объявления результатов выборов и нового правительства, начались переговоры между бывшими союзниками с одной стороной и ФРГ и ГДР – с другой стороны по вопросу объединения страны. Переговоры по схеме «4+2». Интересную позицию заняли Великобритания и Франция, которые, по сути, предложили взять на себя роль представителя западных держав на переговорах по объединению.

Вскоре на встрече с Коллем и МИД ФРГ Гершером Эдуард Шеварднадзе нарушил директивы политбюро и Горбачева, и по своему решению заявил немцам о согласии вести переговоры по схеме «2+4»[23]. Новая схема предопределяла объединение Германии на условиях включения ГДР в ФРГ.

Следом Шеварднадзе заявил, что договоренности по внутреннем аспектам объединения Германии могут вступить в силу без согласования позиций сторон о внешних принципах объединения[24], что было прямым ущемлением интересов СССР.

Летом 1990 г. – встреча Горбачева, Шеварднадзе, Колля, и Геншера, сначала в Москве, затем на Северном Кавказе. На этих встречах Советское руководство предъявило условия согласия на объединение:

1) обеднение не по аншлюс;

2) объединенная Германия не должна вступать в военную организацию НАТО;

3) на территории Германии не д.б. ядерного оружия;

4) вывод войск СССР, сроками и условиями, вопросы собственности д.б. решены до подписания договора об объединении.

Но не смотря на четкий план, позиция Горбачева удивила даже Геншера – он сам отказался от выполнения этого плана.

В результате процесс объединения, 1 июня 1990 г. вступив силу оговор о создании экономического, валютного и социального союза между немецкими государствами, 3 октября 1990 г. ГДР официально включена в состав ФРГ.

Объединении Германии произошло на условиях ФРГ. В результате, стазу после объединения началось уголовное преследование руководителей бывшего ГДР, офицеров и руководителей спецслужб[25]. Колль знал о том, что бут происходить после объединения страны по конституции ФРГ – арестовали даже Э. Хонекера[26].

Германия выделила DM 12 миллиардов на вывод и размещение советских войск из ФРГ и DM 7 миллиардов на строительство жилья.

С 1991 г. Германия – единое государство, ставшее крупнейшим и мощнейшим государством Европы. Этот фактор стал сказываться на всей жизни Европы. Реальное участие Германии в европейских событиях второй половины 90-х гг. говорят, что сегодня германский фактор – определяющий вектор мировой политики. Для США в 1999 г. было важно втянуть ФРГ в операцию в Югославии. Правительство ФРГ нарушило собственную конституцию – не быть агрессором!

 


[1] Крупа, Тисмена, Маннесана, Дрезденский банк и пр.

[2] Среднегодовой прирост промышленного производства в 1950-1956 гг. составлял 9,6%. В США – 4%, в Великобритании – 3%.

[3] План Маршалла. К 1955 г. только безвозвратные кредиты достигли суммы в $4 миллиарда.

[4] Инвестиции в экономику ФРГ в 1950 г. – DM 18,5 миллиардов, в 1955 г. – DM 41 миллиард.

[5] Более 11 миллионов человек переселенцев и перемещенных лиц.

[6] Фактически их в/с оставались на территории Германии.

[7] До 500 тысяч человек и 12 дивизий.

[8] В 1951-1955 гг. – 12,3%, в 1961-1965 гг. – 5,4% в год.

[9] ФРГ производила 44% всей промышленной продукции.

[10] Экономическая мощь и политическая помощь запада.

[11] Экономическая стабильность поддержана выделением дополнительных ассигнований в DM 7,3 миллиарда.

[12] Разработчик программы – министр финансов в 1966-1969 гг. Конрад Шиллер.

[13] Генералы SS, гестапо.

[14] Аденауэр ушел в отставку в 1963 г.

[15] В 1968 г. ее численность 22 тысячи человек.

[16] Первый визит после второй мировой войны.

[17] Из-за территорий.

[18] Был министром финансов.

[19] Т.е. укрепление связей с НАТО и с США, разрядка с СССР.

[20] К 1986 г. – еще на 6%.

[21] В 1983 г. – 2,5 миллиона человек (10% всей рабочей силы).

[22] Скины, фашисты.

[23] Два германских государства сами выбирали решения, а союзники принимали эти решения как таковые.

[24] Т.е., объединение могло начаться не дожидаясь решения четырех держав.

[25] Служба безопасности, Внешняя разведка и др.

[26] Бывший резидент ГДР.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФРГ в 1950-1992 гг | Дробление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.