Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половые аспекты 6 страница

Левое полушарие — это аналитическая структура, обеспечи­вающая логическое мышление, реализуемое с помощью слов, понятий, то есть второй сигнальной системы. У 95% праворуких людей, не имевших в раннем детстве травм или поражений мозга, язык, речь контролируются именно левым полушарием, то есть здесь располагаются центры речи. Оно же играет важную роль в выполнении жестов, подчиненным законам языка (жесты глухо­немых). Из-за этих особенностей левое полушарие называют до­минирующим, хотя это достаточно условное понятие. Предста­вители мыслительного, или «левополушарного», типа лучше воспринимают и перерабатывают информацию в виде каких-то понятий, предположений, абстрактных схем. Эмоционально они более сдержанны, склонны к детальному, скрупулезному анализу окружающей действительности.

Как отмечалось, большинство людей относится к промежу­точному типу, поэтому особенности художественного или мыс­лительного типа проявляются не так ярко, однако проявляются в большей степени в соответствии с тем, к какому типу они ближе. Однако мозг работает как единое целое, когда левое и правое полушария вместе выполняют общую функцию — в норме это позволяет человеку благодаря колоссальным возможностям моз­га решать неограниченное число стоящих перед ним задач.

В реализации двигательной функции левое полушарие управ­ляет правой половиной тела, а правое — наоборот. В случае если доминантное полушарие — левое, ведущей оказывается правая рука, если правое — левая, и такого человека называют «левшой», Левша — таких людей около 10% — основные двигательные дей­ствия осуществляет левой рукой, это ему как бы удобнее. Леворукость — обусловленный от рождения признак, поэтому переучи­вание леворуких - нецелесообразно и во многих случаях опасно, так как нарушает биологически предопределенную программу адаптивности. Неудивительно поэтому, что нередко переучива­ние заканчивается неврозом. Более того, полезно и праворуких дополнительно обучать работать и писать левой рукой: японский опыт обучения детей показал, что в этом случае происходит доба­вочная тренировка правополушарных функций, что благоприят­но сказывается на развитии интуиции и помогает творчеству.

Немецкий исследователь К. Юнг предложил свою классифи­кацию индивидуальных психологический особенностей. Она имеет ряд общих исходных элементов с павловско-гиппократовыми типами, но в основе классификации Юнга лежат потребно­сти, влечения и степень преобладания таких психических функ­ций, как мышление, эмоции, ощущения, интуиция. На этом основании выделены два основных типа:

Экстраверты - люди, основные потребности которых на­правлены вовне: это люди активные, коммуникабельные, любящие смену обстановки, лабильные, всегда «душа компании»;

Интроверты — люди, постоянно обращенные внутрь себя, замкнутые, часто одинокие, вечно сомневающиеся, очень уязви­мые, тревожно мнительные, плохо выдерживающие конфликт­ные ситуации.

Таким образом, экстра- и интровертивность — это векторы поведения и эмоций, направляемые соответствующими потреб­ностями. Сам вектор зависит от соотношения активности лоб­ных долей и подкорки, особенно так называемой ретикулярной формации (РФ), которая является своеобразной энергосиловой станцией мозга. Если активность РФ повышена, то это ведет к стимуляции состояния коры головного мозга, обеспечивая экстравертивное поведение. Если при этом кора не допускает лиш­ней траты энергии, и эта энергия не тратится вхолостую, то у та­ких лиц достаточно жизненных сил.

У интровертов, наоборот, тонус РФ и коры мозга понижен, поэтому низким оказывается и жизненный тонус, хотя нередки и исключения. Так, существует группа интровертов с большими энергоресурсами, которые в обычном поведении используются мало, однако в напряженных условиях такие интроверты могут позволить себе большие траты энергии в виде выплеска эмоций без ухудшения своего состояния. Таким образом, лица с этой специфической интровертной типологией обладают достаточной психологической устойчивостью, которая позволяет им демонст­рировать и высокую работоспособность.

Кроме отмеченных, существуют и другие классификации ин­дивидуальных особенностей психики человека. Так, древняя ин­дийская система оздоровления «Аюрведа» опирается на психосо­матические типы (вата, питта, капха), каждый из которых является результатом действия принципов (механизмов), назы­ваемых дошами. Отталкиваясь от этой типологии, система Аюрведа стремится поднять на высокий уровень не только физиче­ское и психическое здоровье в узком смысле этого слова, но и все жизненные параметры: личные взаимоотношения, удовлетво­ренность работой, духовный рост, гармоничные социальные от­ношения и т.д. Аюрведа считает, что, как и темперамент, соот­ветствующий тип тела наследуется и лучше всего чувствует себя в определенной психоэкологической среде. Вместе с тем многие характеристики при этом формируются в онтогенезе под воздей­ствием окружающей среды.

Очень важное значение для психического здоровья человека играет учет его личностных особенностей. Они формируются в онтогенезе в результате условий жизни, но на основе типологи­ческих характеристик нервной системы. Истоком личностных особенностей человека, мотивов его поведения являются особые инстинкты — врожденные сложные рефлексы. К ним относятся инстинкт самосохранения, альтруизма, исследовательский, до­минирования, свободы, сохранения достоинства, продолжения рода. У разных людей степень выраженности этих инстинктов неодинакова, может преобладать какой-нибудь один или сразу несколько. Конкретные особенности личности, естественно, бу­дут зависеть от сочетания врожденных параметров нервной сис­темы, с одной стороны, и воспитания и среды, в которой нахо­дится человек, - с другой. Знание особенностей личности позволяет, с одной стороны, избежать неблагоприятных послед­ствий, а с другой — добиться эффективной реализации своих воз­можностей и сохранения здоровья. Например, если преобладает инстинкт доминирования, то при благоприятных условиях вос­питания формируется личность с выраженными чертами лидера. При выраженном инстинкте самосохранения человек очень осторожен, рассудочен, выбирает наиболее безопасные пути до­стижения цели, Эгоцентричен, склонен к стабильности — для та­кого человека собственная безопасность и благополучие превы­ше всего. Если же условия существования, выбор профессии вступают в противоречие с «Я» человека, возникает внутренний конфликт, запускающий отрицательные эмоции и порождаю­щий стресс. При доминировании других инстинктов будет фор­мироваться личность с другими особенностями. Во всех случаях условия воспитания, социальная среда играют решающую роль в формировании личности, однако при этом они не должны всту­пать в противоречие с врожденным психобиологическим комп­лексом человека. Несмотря на высокую пластичность нервной системы, в ряде случаев переделка, перевоспитание нежелатель­ных (с чьей-то точки зрения) черт личности чревато неблагопри­ятными последствиями для психики и здоровья человека.

5.5. Психическое здоровье. Основные понятия

5.5.1. Понятие о психическом здоровье

Психика современного человека испытывает мощные негатив­ные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуа­льность приобретает вопрос о критериях самого психического здо­ровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов (внимание, восприятие, память и т.д.). Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным обра­зом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм челове­ка — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Значительная часть этих взаимодействий опосредуется через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних орга­нов, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психи­ке. Таким же образом через нервную систему опосредуется тот комплекс влияний, который не связан с социальным окружением. Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, харак­теризоваться:

— отсутствием психических или психосоматических заболе­ваний;

— нормальным развитием психики, если речь идет о ее возра­стных особенностях;

— благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармо­ничное развитие психики, соответствующее возрасту, возраст­ной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функ­ций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком за­дач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интег­рирует основные характеристики психики — восприятие, внима­ние, память и др. Под умственной работоспособностью понимают «определенный объем работы, выполняемый без снижения оптима­льного для данного индивидуума уровня функционирования организ­ма». Высокая умственная работоспособность — один из основ­ных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Оптимальный уровень функционирования для каждого чело­века определить сложно, так как на организм постоянно действу­ет множество переменных. Фактически определение оптимума - это задача оценки нормы. Для психики человека, особенно развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющей­ся генетической программой и пластичной средой (особенно со­циальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между бо­лезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему погра­ничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. В силу же все про­низывающих связей нервной системы с различными системами и органами организма такие состояния — это еще большая труд ность для определения. Необходимо принимать во внимание и степень напряжения, которая возникает у человека при выполне­нии той или иной работы. Напряжение — это та физиологиче­ская «цена», которую организм платит за выполнение той им иной деятельности: уровень активности вегетативных систем, концентрация гормонов и др. Один и тот же уровень работоспо­собности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Для здоровой психики характерно положительное эмоциона­льное состояние как устойчивый характер откликов на различ­ные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) — это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надеж­ным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состоя­ние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Неврозом И. П. Павлов называл срывы высшей нервной деятель­ности. Невроз можно рассматривать как функциональную нер­вную болезнь, не подтвержденную патологоанатомическими (или объективными) исследованиями. То есть, при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, свя­занные с обработкой информации, эмоциями, управлением нер­вными процессами.

При всем многообразии видов неврозов выделяют три их базовых формы. Истерия чаще возникает у людей, близких к худо­жественному типу ВИД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчи­вых состояний, развивается у людей мыслительного типа и про­является в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточ­ного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в прак­тике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и сис­темные. К общим относятся неврастения (астенический невроз), невроз страха, невроз навязчивых состояний и истерический невроз. Из системных - чаще всего встречаются невротические не­держания мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К сис­темным неврозам нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, — это так на­зываемые недифференцированные неврозы.

Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное разви­тие у лиц с определенными психофизиологическими особенно­стями. Например, астенический невроз — это прежде всего соче­тание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, утомляемостью и по­ниженным фоном настроения; истерический невроз — неосозна­ваемое стремление к сохранению болезненного состояния и ряд других расстройств. Однако в конечном итоге причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом ра­ботой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающи­ми восстановление его состояния и работоспособности. Функци­ональное состояние психики, динамика ее изменений в норме и патологии в значительной степени зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека, что следует учи­тывать в организации образа жизни данного человека.

Вероятность срыва высшей нервной деятельности, так же как и возникновение отрицательных эмоциональных состояний, во многом зависит от условий, в которых живет и трудится человек, отношения к нему, его деятельности, его проблемам со стороны окружающих, а также от индивидуальных особенностей нервной системы человека, его психофизиологической организации. Не­врозом заболевают в основном люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе. Невроз — это следствие неразрешенного внут­реннего конфликта мотивов при недостаточно высокой эффектив­ности механизмов психологической защиты и выраженном Пассив­но-оборонительном поведении в стрессовых ситуациях.

Неврозы — широко распространенное нарушение, и предпо­лагается, что до 50% больных, обращающихся в поликлинику, в своей основе имеют психосоматические или невротические нару­шения. При нарушении информационных и регуляторных про­цессов в мозгу возникают разнообразные функциональные нару­шения в системе органов, связанных с соответствующей частью мозга. Проявляются эти нарушения у разных людей по-разному, и прежде всего там, где есть какие-то слабые места (или генетиче­ская предрасположенность, или приобретенные вследствие нару­шения здорового образа жизни, или то и другое одновременно). Чаще всего невротические состояния проявляются в резком сни­жении работоспособности, ухудшении сна, памяти, снижении ап­петита, может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются головные боли и боли в разных органах. И если поначалу жалобы человека не подтверждаются данными объек­тивных исследований, то при недостаточной или неквалифициро­ванной медицинской помощи могут развиться органические за­болевания: гипертония, инфаркт миокарда, язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет и т.д.

В результате воздействия информационно-эмоциональных стрессов и недостаточной профилактики нервно-психических на­рушений значительная часть людей страдает неврозами. Так, не ме­нее 33% призывников в ряды Вооруженных Сил ежегодно освобож­даются от призыва в связи с нервно-психическими расстройствами (в том числе и лица с умственной отсталостью), до 80% учителей страдают разными формами неврозов, а в общем контингенте шко­льников не более трети свободны от каких-либо психических нару­шений. С другой стороны, каждый второй пациент с жалобами на сердечно-сосудистую, пищеварительную и другие системы нужда­ется в первую и главную очередь в помощи психотерапевта. После получения такой квалифицированной помощи необходимость по­сещения другого врача-специалиста часто вообще отпадает.

Гармония процессов, протекающих в мозгу, — важнейшее условие психического здоровья, залог успешной физической или умственной деятельности. Только в этом случае можно ставить задачу оптимизации процессов умственного труда без неблаго­приятных для здоровья последствий.

5.5.2. Методы и приемы оценки психического здоровья

Оценка психического здоровья – это, прежде всего оценка функционирования всего организма в целом и нервной системы в частности и сопоставление полученных результатов с нормой. Как отмечалось ранее, определение нормы здоровья — достаточ­но сложная задача. Для интеллектуально-психической сферы эти сложности еще более выражены, так как в ней нет установленных норм и соответствующих количественных показателей. Это обу­словлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг — среда. Поэтому нередко значительные однонаправленные изменения различных психофизиологических функций в ту или другую сторону могут говорить о положительной реакции мозга, психики, а в другой ситуации — об отрицательной. Зачастую про­ще оценить, нет ли какого-либо нарушения, чем соответствует ли психическое здоровье данного индивидуума норме, причем зна­чительно проще обнаружить нарушения в сфере «низших» не­врологических функций. Реально задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического об­следования. Окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области невроло­гии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. В некоторых случаях может потребоваться заключение и других профессионалов, например, педагогов. Тем не менее, для теку­щей оценки психического здоровья, самоконтроля каждый чело­век может использовать некоторые простые приемы, не требую­щие специального оборудования и специальных знаний.

Признаком ухудшения здоровья, в том числе психической сферы, является снижение работоспособности. Это очень важ­ный интегральный показатель. Если снижение умственной рабо­тоспособности сопровождается увеличением числа ошибок (сни­жение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе — это тревожные сигналы, которые на­ряду с вегетативными изменениями (учащение или урежение пу­льса, усиление потоотделения, особенно на лбу и в подмышеч­ных впадинах), головными болями, то это может говорить либо об утомлении или переутомлении, либо об ухудшении здоровья. Утомление после отдыха исчезает, признаки заболевания или пограничного состояния (неврозы) — обычно нет. Тревогу дол­жно вызывать и увеличение времени, которое необходимо для полного восстановления работоспособности.

Группа показателей, которые могут указывать на психосома­тические нарушения, -это боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела (боли в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.). Сюда следует добавить и состояние эмоци­ональной сферы: если налицо подавленное состояние, беспри­чинные страхи и т.д. — это повод обратиться за консультацией к специалисту.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

5.6. Регулирование психического состояния

Самый мощный резерв и одновременно метод регуляции пси­хического состояния — знание о себе самом, о преобладающих инстинктах, установках, темпераменте и др. При самоанализе че­ловек должен и может (прежде всего) понять особенности собст­венного «Я». Если причина психологического дискомфорта, нару­шения психического состояния состоит в том, что поведение человека неадекватно его психобиологическому «Я», его (поведе­ние) нужно корректировать. Например, если человек понимает, что ущемление его чувства собственного достоинства наносит ему тяжелую психическую травму, он должен осознавать, что это справедливо и по отношению к другому человеку. Уважая чужую точку зрения, человек автоматически уменьшает вероятность воз­никновения конфликтной ситуации, эмоционального стресса, а значит — и силу отрицательного эмоционального напряжения.

К сожалению, не всегда человек вооружен достаточными зна­ниями и пропускает психологические удары, поэтому восстанов­ление нормального психического состояния целенаправленно организуемым поведением и действиями является актуальной за­дачей.

5.6.1. Принципы тренировки психических возможностей

Для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интел­лектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стрес­са, отрицательных эмоциональных напряжений необходимы по­вседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. Однако, как явствует из сказанного выше, добиться цели с помощью одного какого-либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняю­щих средств, включающей аутотренинг, самоанализ, точечный массаж и другие подходы, которые могут помочь достижению по­лезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

В организации тренировки психических возможностей чело­века следует учитывать и выполнять определенные условия:

- четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению;

- процесс выработки нужного навыка должен быть как мож­но интенсивнее, последовательнее и целеустремленнее;

- необходимо приложить достаточно усилий, особенно на начальном этапе тренировки;

- разнообразить содержание работы, сохранив последовате­льность операций и их хронологический порядок для того, чтобы преодолеть однообразие и рутину, возникающие при повторении одних и тех же действий; если же содержание работы не меняется, то менять окружающие условия (осве­щение, музыку, место работы, положение и т.д.). Если первые реакции были удачными, то все остальные опе­рации, составляющие навык, протекают автоматически. Неудач­ное начало или незапланированный перерыв обычно вызывают отрицательные эмоции и ведут к снижению работоспособности и положительной установки на работу. Вместе с тем, хорошо за­крепленный навык стабилен и трудно поддается каким-либо от­рицательным влияниям.

При тренировке психических процессов необходимо учиты­вать, что нагрузка в упражнениях должна увеличиваться посте­пенно, а между большими нагрузками должны быть соответству­ющие перерывы: следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление. Важно, чтобы нагрузка и способность ее выдержать доставляли радость, удовольствие и другие положите­льные эмоции; заниматься умственным трудом нужно с подъе­мом, однако избегать возбуждающих средств любого типа. Эти положения особенно важны для такой категории работников ум­ственного труда, как школьники и студенты. Нарушение принци­пов рациональной организации обучения не только снижает его эффективность, но и подрывает психическое здоровье, а с ними телесное, отбивает интерес к постоянному творческому труду и в конечном счете ведет к снижению интеллектуального потенциа­ла. Регулярность труда — важная составляющая тренировки пси­хических процессов для профилактики эмоциональных перегру­зок, которые возникают в экзаменационные периоды из-за попыток в короткое время переработать большое количество ин­формации, рассчитанной на освоение в течение полугода, а то и учебного года. Снижению уже возникшего напряжения в этот пе­риод помогают физические нагрузки и методы психорегуляции. Еще один важный резерв повышения психоэмоциональной устойчивости и вообще психических возможностей человека - это управление собственной памятью, что обеспечивает повыше­ние производительности труда и предупреждает ее снижение.

5.6.2. Средства психотренинга

Самым физиологичным и эффективным из методов регуля­ции психики следует считать двигательную активность. Возмож­ности последней в этом отношении практически безграничны. В частности, с помощью определенного уровня двигательной ак­тивности можно снижать нервно-психическое напряжение на структуры головного мозга. В этом случае мышечная активность создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет (это особенность доминантного очага) воз­буждение других зон — в результате этого процесса состояние на­пряжения снижается. Кроме того, оптимальная физическая на­грузка способствует благоприятному, естественному ходу биохимических процессов, которые идут под влиянием гормонов стресса (кортикоидных и катехоламинов), то есть происходит их своеобразное переключение с механизмов стресса на обеспече­ние двигательной активности.

Релаксируюшая (расслабляющая) роль движения оказывается выше при использовании феномена переключения внимания. Для этого во время выполнения движения необходимо сосредоточиться на чем-то постороннем, не связанном с проблемами, вызывающими само нервно-психическое напряжение, на своих ощущениях, восприятии природы и др. Решению задачи помога­ют комплексы физических упражнений, которые предусматрива­ют для своего выполнения концентрацию внимания на различ­ных частях тела. К таким упражнениям относятся комплексы, пришедшие к нам из Индии и Китая (хатха-йога, тайцзицюань, тайцзицигун и др.). Так как физиологической основой внимания является доминанта, то она и восстанавливает нормальное состо­яние других нервных центров, как бы «отвлекая» от них избыток возбуждения. Аналогичным влиянием обладают и дыхательные упражнения, целенаправленное использование специально по­добранных из них (в частности, с акцентом на удлинение выдоха) дает заметный релаксируюший эффект.

Помимо доминантного механизма движение оказывает влия­ние на состояние психики и опосредовано, что обусловлено осо­бенностями функциональной организации спинного мозга. По­следний имеет сегментарный принцип связей с внутренними органами, участками кожи и мышцами, то есть каждый отдельный сегмент (часть столба) спинного мозга связан с определенными участками тела и внутренними органами (например, нижние уча­стки спинного мозга влияют на состояние мочеполовых органов и управляют мышцами нижних конечностей, верхние — на состоя­ние сердца, дыхания и управляют мышцами плечевого пояса). При этом нарушение состояния какого-либо органа или системы закономерно проецируется на соответствующие мышцы; вот по­чему, например, при заболевании сердца боль не только локализу­ется в области сердца, но и иррадиирует под лопатку и в левую руку. Такая функциональная взаимосвязь мышц туловища и ко­нечностей с внутренними органами обусловливает и положитель­ное влияние специально подобранных физических упражнений на состояние органов, причем именно в соответствии с сегментар­ной организацией спинного мозга и осуществляемой им иннерва­цией. Таким образом, в результате использования целенаправлен­ного движения через различные физиологические механизмы, можно добиться не только снижения нервно-психического на­пряжения, но и нормализации эмоционального статуса. Более того, после мышечной нагрузки зачастую возникает ощущение удовольствия («мышечная радость»), комфорта.

Движение — это мощный фактор восстановления умственной работоспособности по механизму активного отдыха. Однако в случае сильного умственного утомления двигательная актив­ность может его усугубить, что связано со снижен нем в этих усло­виях эффективности тормозных механизмов, в значительной степени обусловливающих эффект восстановления. Поэтому по­сле работы, вызвавшей сильное умственное утомление, вначале необхо­дим пассивный отдых (сон, пассивное расслабление) и лишь затем использование двигательной активности.

Кроме движения (активного отдыха) и сна (пассивного), для оптимизации психического состояния, восстановления психиче­ского здоровья все более широко используются различные мето­ды собственно психорегуляции. Прежде всего следует упомянуть аутотренинг, который дает хороший восстановительный и оздо­ровительный эффект через релаксацию. Аутогенная тренировка (АТ) позволяет одновременно решить целый ряд задач, в частно­сти, снятие последствий стресса, восстановление сил, затрачен­ных на работе, повышение функциональных возможностей орга­низма и управление психофизиологическим состоянием.

Существуют различные схемы АТ. Одной из самых простых и эф­фективных является комплекс упражнений, впервые в новое время предложенный немецким профессором И. Шульцем еще в 20-е годы, хотя сама методика релаксации была известна и применялась на практике еще в Древней Индии, Китае и ряде других мест.

Физиологический механизм методики основан на произволь­ном управлении доминантой — устойчивым сильным очагом воз­буждения в одном из нервных центров мозга. Ослабление мышеч­ного тонуса с помощью АТ играет колоссальное значение. Любое стрессовое событие усиливает мышечное напряжение. Это, в свою очередь, приводит к активации мышечных рецепторов, которые бомбардируют мозг, еще больше повышая уровень возбуждения. Освоение приемов АТ позволяет волевым усилием (благодаря об­разовавшимся по условно-рефлекторному принципу нервным ме­ханизмам) вызвать доминанту, тормозящую деятельность двигате­льных нервных центров, сенсорных центров, получающих импульсацию от мышечных рецепторов. В результате уровень воз­буждения значительных по площади участков коры головного мозга снижается, уменьшается нервно-психическое напряжение, Возникший очаг возбуждения подавляет деятельность остальных центров, в результате чего они отдыхают, восстанавливаются. Кроме того, в мозгу в это время происходят какие-то очень важные процессы, возможно, с участием правого полушария, которые ак­тивизируют механизмы самовосстановления и самооздоровления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Половые аспекты 5 страница | Половые аспекты 7 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.