Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование и организация рациональной жизнедеятельности

Практика показывает, что наиболее продуктивно и эффектив­но работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной и интересной жизнью те люди, жизнедеятельность которых опреде­ленным образом регламентирована жизненными приоритетами, временными границами их реализации и осознанным использо­ванием адекватных этим приоритетам средств. Регламентация же жизнедеятельности в своей основе имеет четкое планирование, построенное на предпосылке наиболее рационального использо­вания времени в соответствии с жизненными установками, инди­видуальными особенностями, спецификой и режимом професси­ональной деятельности, семейным статусом и при условии ее здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности.

Время как физическая величина представляет для человека особую ценность, так как каждому из людей генетической про­граммой определена его некоторая величина. В связи с этим пе­ред человеком стоят задачи, с одной стороны, не укорачивать это время, а с другой — максимально эффективно его использовать. Нетрудно видеть, что в обоих случаях непременным условием ре­шения этих задач является обязательное планирование. Отсутст­вие планирования ведет к тому, что, согласно одному из законов Паркинсона, работа растягивается по мере заполнения ее времени — то есть если не определены временные границы, то любая работа может откладываться достаточно долго или завершение начатой работы может быть отсрочено на неопределенный срок. Многочисленные примеры высокоорганизованных людей — уче­ных, общественных деятелей, предпринимателей и др. — показы­вают, что нельзя говорить о дефиците времени, а лишь о непра­вильной организации времени, когда либо акцент переносится с основных приоритетов на второстепенные, либо вообще не ве­дется учет времени — тогда из минут складываются дни, из дней — недели и годы нерационально прожитой жизни. Кроме того, записанное в планах есть перенос будущего в настоящее, что делает мечты (о счастье, успехе и т.д.) более осознанными. С другой стороны, планирование позволяет придать жизнедеятель­ности определенную систему, когда «сегодня» является продол­жением «вчера» и началом «завтра». Несомненным достоинством планирования является и то, что сам этот процесс скорее «пись­менная» работа, которая позволяет разумно оценить приоритеты и на основании реально складывающейся ситуации и своих воз­можностей ставить достижимые цели.

В отношении планирования особенно актуально звучат слова Л.Н. Толстого: «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высоким». Думается, что вся жизнь и созданные великим писателем бессмертные произведения являются лучшим доказа­тельством высокой эффективности планирования своей жизне­деятельности.

Планирование может носить и разовый характер (например, на день или неделю), однако при этом теряется перспектива и сиюминутные приоритеты могут отрицательно сказаться на бо­лее важных для будущей жизни. Действительно, у каждого чело­века должны быть стратегические жизненные цели, которые реа­лизуются тактически в каждый данный отрезок времени. Причем важно, что любые изменения в уровне здоровья человека ведут к несомненному срыву планов, поэтому сама забота о здоровье должна быть одной из приоритетных и стратегических, и такти­ческих задач.

Планирование режима жизнедеятельности работника умст­венного труда должно решать следующие задачи (разумеется, с учетом регламента профессиональной деятельности — графика работы, учебного расписания и др.):

· рациональное распределение времени для выполнения в полном объеме своих социально-бытовых функций и удов­летворения личностно-общественных потребностей;

· обеспечение и поддержание высокого уровня умственной работоспособности с учетом индивидуального характера ее изменений в течение дня;

· обеспечение чередования видов деятельности, способству­ющего предупреждению преждевременного утомления и эффективному восстановлению работоспособности;

· создание условий для целенаправленных занятий своим

здоровьем.

Распределение жизнедеятельности в соответствии с указан­ными задачами приводит к формированию суточной и недельной регулярности и периодичности чередования отдельных элемен­тов режима. Благодаря этому в ЦНС складывается определенная система условных рефлексов — динамический стереотип, делаю­щий саму жизнедеятельность более экономичной и эффектив­ной, так как в этой системе уже предыдущий элемент готовит следующий и приурочивает его к строго определенному времени.

Разрабатывать режим жизнедеятельности с учетом неравно­мерности нагрузки, определенной периодичности некоторых видов деятельности, занятий и досуга (частота и характер физи­ческой тренировки, посещение бани, изменения работоспособ­ности, выходные дни и др.) целесообразнее на всю неделю. При этом должны быть предусмотрены все составляющие жизнедея­тельности данного человека — обязательные и желательные. В случае же невозможности избежать неблагоприятных последст­вий выполнения обязательных действий режим должен быть со­ставлен таким образом, чтобы сделать эти последствия менее значимыми. Основным требованием к самому режиму должно быть закономерное чередование периодов работы и отдыха, обес­печивающее поддержание высокого уровня здоровья и профессиона­льной работоспособности.

Разработка любой оздоровительной программы приобретает смысл только в том случае, если человек принимает твердое ре­шение о том, что здоровье — главный приоритет, занимающий в иерархии жизненных ценностей первое место, и неукоснительно следует ему. В этом случае дела на работе, в семье, в свободное время — все должно быть подчинено здоровью или, по крайней мере, не вредить ему.

В реализации программы здорового образа жизни, в организа­ции перехода к нему в зависимости от индивидуальных особен­ностей человек может выбрать различные варианты.

Жесткая последовательность действий для тех, кто лю­бит соблюдать четкий график дня, расписанная досконально по мероприятиям и времени. Поэтому все действия, направленные на обеспечение здоровья — физические упражнения, гигиениче­ские процедуры, время приема пищи, отдых и т.д., жестко впи­сываются в режим дня с точным указанием времени.

Четкое разделение по этапам перехода с планированием каждо­го этапа, его промежуточных и конечных целей для привыкших ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. В этом случае появляется технология внедрения программы в жизнь: с чего и когда начать, как организовать питание, движение и т.д. Поэтапное внедрение программы позволяет уточнить цели и за­дачи каждого этапа, его длительность в соответствии с состояни­ем своего здоровья, формы контроля, конечный для этапа резу­льтат и пр. Выполнение поставленных на этап задач позволяет перейти к следующему этапу. То есть этот вариант не ставит же­стких условий на каждый данный период времени, однако позво­ляет целеустремленно продвигаться к переходу к здоровому об­разу жизни.

Мягкое приближение к желаемому для привыкших к комфорту и лени. Этот вариант не заставляет четко планировать распоря­док дня или этапы, но принявший его человек считает, что любое оздоровительное мероприятие — уже лучше, чем ничего (сделать хотя бы иногда, хоть один раз в неделю). То есть предпосылкой такого подхода является тезис: важно начать (например, можно начать только с утренней гигиенической гимнастики; потом можно будет отказаться и от утренней сигареты, затем постарать­ся пройти пешком на работу...). Такой вариант особенно подхо­дит человеку, который не может резко изменить свой жизненный уклад и отказаться от комфортных привычек.

Максимальное вписывание программы в привычный распорядок дня для самых инертных. Особенно она подходит для лиц средне­го возраста, которые, с одной стороны, уже втянулись в привычные условия жизнедеятельности и им тяжело от них отказаться, а с другой — они обременены социальными, бытовыми, личност­ными, профессиональными проблемами и испытывают постоян­ный дефицит времени. Последнее обстоятельство для них явля­ется удобным поводом для того, чтобы объяснить нежелание перейти на здоровый образ жизни. В таком случае они элементы последнего могут включать в привычный режим (например, часть пути на работу пройти пешком; сэкономить время на про­пуске приема пищи, если не появилось ощущение голода; утром умыться холодной водой и т.д.). Для реализации такого варианта прежде всего следует критически проанализировать свой режим дня и жизни и найти те «ниши» в них, в которые можно было бы вставить такие элементы.

Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятель­ности, резервы свободного времени, состояние здоровья, поста­вив цель и задачи перехода к здоровому образу жизни, следует выбрать из перечня указанных вариант программы, по которому собирается работать человек. Важно лишь, чтобы при ее реализа­ции он был уверенным в себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое состояние и внося соответству­ющие коррективы в образ жизни. Несомненно, что все это даст свои результаты как в отношении эффективности и продуктив­ности жизнедеятельности человека, так и в уровне и динамике его здоровья.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда | История науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.