Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда

Как уже отмечалось, организация жизнедеятельности человека определяется многими обстоятельствами: индивидуальными, социальными, семейно-бытовыми, культурологическими, профес­сиональными. В настоящей главе будут рассмотрены факторы рациональной жизнедеятельности применительно к работникам умственного труда. Это обусловлено как профессиональной ори­ентацией на учителей, студентов и школь­ников, так и тем условием, что умственная деятельность во мно­гом определяет и послерабочий режим человека, то есть практически обусловливает всю его жизнедеятельность.

К умственному труду относят деятельность, которая харак­теризуется большим умственным и эмоциональным напряжением при слабой мышечной активности. К нему можно отнести многие виды труда, которые заметно различаются по организации производственного процесса, распределению нагрузки степени нервно-эмоционального напряжения и т.д.

Условно можно выделить следующие группы умственного труда:

—выполняемый по заранее разработанному плану требующий преимущественно напряжения мыслительных процес­сов: труд инженеров, экономистов, бухгалтеров и др.

—отличающийся неравномерностью нагрузки и необходимостью принимать оперативные нестандартные решения типичный для руководителей учреждений, предприятий, коллективов и т.д.;

—с нерегламентированным графиком труда, обусловленным созданием новых продуктов творческой деятельности, требующих периодического высокоактивного нервно-эмоционального напряжения: такой труд свойствен научным работникам, конструкторам, писателям, артистам, художникам и др.

—с особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением для осуществления оперативного контроля за быстро меняющимися технологическими процессами, ситуациями, условиями: труд операторов, диспетчеров и т.д.;

—требующий значительной мобилизации функций анализа­торов и внимания: работа на конвейере, контролеров, наборщиков и т.д.;

—с дефицитом информации при необходимости принятия оперативных решений высокой ответственности за принимаемые решения: труд медицинских работников, авиадиспетчеров;

—с высокой плотностью межличностных контактов и воз­можностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентиро­ванный период времени, характерный для педагогов;

—с освоением новых знаний, требующих поддержания высо­кого уровня внимания, памяти и т.д. в течение длительного времени — труд учащихся и студентов.

Интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного и свойствен лишь человеку. С учетом того об­стоятельства, что темпы охвата контингента и интенсивность са­мого умственного труда в истории цивилизации исключительно велики, можно считать, что на протяжении развития человека как вида в его организации еще не сформировались механизмы удовлетворительной адаптации к нему. По-видимому, это обу­словлено двумя взаимопротивоположными обстоятельствами. Во-первых, объем информации в мире каждые 10—12 лет удваи­вается, что ведет к заметному уплотнению объема информации, которую человек должен усвоить в единицу времени, — это тре­бует от него высокой психической устойчивости, длительных нервных напряжений, длительного поддержания внимания и т.д. Во-вторых, пропорционально снижается двигательная актив­ность работника, занятого в сфере умственного труда. При соче­тании обоих этих условий наступающее умственное утомление в отличие от мышечного не приводит к прекращению работы, а, продолжаясь, ведет к перевозбуждению и невротизации. Накап­ливаясь во времени и углубляясь, эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким снижением работоспособности и к развитию многих соматических заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных функциональных систем организма.

Самым серьезным отрицательным для здоровья фактором ум­ственной деятельности является гиподинамия. Вот почему необходи­мо отметить, что у представителей умственного труда часто отме­чаются ухудшения в состоянии сердца, склеротические измене­ния сосудов, нарушения артериального давления, ослабление дыхательной функции, застой крови в нижних долях легкого, в полости живота, в нижних конечностях и т.д. В связи с наруше­ниями в желудочно-кишечном тракте возникают изменения обмена веществ и самочувствия, часто развивается первичное (али­ментарное) ожирение и т.д.

Специфика интеллектуального труда заключается и в том, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают чело­века, и рабочая доминанта сохраняется в ЦНС достаточно долго.

Последнее обстоятельство обусловливает частое развитие у представителей умственного труда неврозов, которые сами по себе являются непосредственным фактором возникновения мно­гих патологических реакций2.

Степень влияния умственного труда на работника определя­ется многими факторами, суммарное действие которых в конеч­ном итоге предопределяется эффективностью адаптации его ор­ганизма к самой работе, то есть уровнем его работоспособности. Последняя, в свою очередь, зависит от:

—индивидуальных особенностей работника — гено- и фенотипических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него самого не зависят, но должны обязательно учитывать­ся в его профессиональной деятельности;

—образа жизни работника, определяющего текущее состоя­ние его здоровья;

—физического развития и физической подготовленности ра­ботника;

—степени освоения работником навыков профессиональной деятельности;

—организации и физических характеристик условий трудо­вой деятельности: освещения, температуры и влажности воздуха, шума и др.;

—психо-социальных факторов: настроения, самочувствия, мотивации и т.д.

Работоспособность работника умственного труда характеризу­ется закономерной динамикой в течение рабочего дня. Ее исход­ное значение, как правило, оказывается низким. Уже в процессе работы начинается врабатывание, которое предполагает по­степенное повышение работоспособности до оптимального уров­ня за счет нескольких механизмов: формируется необходимое со­отношение возбудительно-тормозных процессов в ЦНС; восстанавливается проходимость тех нервных временных связей, которые создают необходимый для данной деятельности динами­ческий стереотип; достигается адекватный уровень вегетативных функций (кровообращения, дыхания), выработки гормонов и ак­тивности обмена веществ и т.д. Необходимо отметить, что у детей скорость врабатывания выше, а у пожилых людей — ниже, чем у людей среднего возраста, в связи с изменениями в уровне соотно­шения силы и подвижности процессов возбуждения и торможе­ния в ЦНС. Разумеется, скорость врабатывания во многом зави­сит и от генетически обусловленного типа высшей нервной деятельности, поэтому она выше у холерика по сравнению с флег­матиком и у сангвиника по сравнению с меланхоликом.

Существует целый ряд способов ускорения врабатывания. В частности, одним из эффективнейшим среди них является утрен­няя гигиеническая гимнастика, вторая половина ко­торой должна включать упражнения, подготавливающие человека к выполнению соответствующей профессиональной деятельно­сти.

Перед выполнением основной работы роль своеобразной раз­минки может играть тщательная подготовка рабочего места с восстановлением динамического стереотипа, моделирующего предстоящую деятельность. Исследования показывают, что це­ленаправленными действиями можно добиться ускорения вре­мени врабатывания в несколько раз.

Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности, когда человек работает наиболее про­дуктивно и качественно. Длительность этой фазы, а следователь­но, и эффективность, качество труда определяются многими об­стоятельствами: видом самой работы, ее характеристиками (интенсивность, смена периодов высокой и более низкой актив­ности и т.д.), индивидуальными особенностями работника (как врожденными, так и являющимися результатом воспитания), мотивацией, интересом, условиями выполнения самой работы (показатели состояния воздуха, обстановка, шум и др.). самочув­ствием и т д. Несомненно, что целенаправленной организацией трудовой деятельности можно заметно удлинить фазу устойчи­вой высокой работоспособности.

Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомле­ние. Под утомлением понимается временное снижение работо­способности обусловленное выполненной работой. В биологиче­ском отношении утомление представляет собой защитную реакцию которая физиологически связана с развитием в ЦНС так называемого запредельного торможения. Оно нарастает постепен­но и вначале субъективно не ощущается, однако затем начинает проявляться рядом внешних признаков, которые применительно к умственному труду

При значительном утомлении человек путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиле­ния запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и/дальнейшее выполнение Работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движении и т.д.)

Следует отметить, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталость является субъективным отражением отношения самого работника к выполняемой работе. Так, при выпол­нении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступа­ет запредельное торможение, хотя объем уже исполненной работы может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление (вот, почему при изменении характера работы в это время работник может показать высокую работоспособность). И, наоборот, при занятии любимым делом или при высокой моти­вации к его выполнению (награда) человек может работать доста­точно долго без видимых признаков утомления (хотя физиологи­ческие критерии его в организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скрадывает их субъективное вос­приятие). При усталости еще возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества и все, больше об­наруживается стандартных решений. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувст­вом напряжения, а затем и неудовлетворения и раздражения.

Утомление само по себе не является каким-либо неблагопри­ятным состоянием для организма — это естественная реакция на выполненную работу. Более того, утомление является обязатель­ным условием повышения работоспособности. Механизм по­следнего заключается в том, что, продолжая работать в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что чем более зна­чительным оказывается утомление, тем более благопри­ятные условия восстановления (отдыха) должны создаваться. То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспособности должны определяться не только величиной выполненной работы, а скорее соотношением «работа/отдых». Такое утверждение обусловлено тем, что продолжение работы в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» — за счет резервных возможностей организма. Естест­венно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следу­ет компенсировать (благодаря же «эффекту маятника» при пол­ноценном отдыхе эти резервы восстанавливаются с некоторой суперкомпенсацией, что и является основным фактором повы­шения работоспособности). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации внерабочего режима работника умственного труда для поддержания высокого уровня его работоспособности.

Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет неполноцен­ности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособно­сти. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления как длительного и стойкого снижения работоспособности, со­провождающегося функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспечения организма. Если не принять соот­ветствующих мер реабилитации, то могут наступить и морфоло­гические нарушения, проявляющиеся в соматических заболева­ниях, патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменениях в обмене веществ и т.д. Нарастание переутомления сопровождается прогресси­рующими изменениями в различных сторонах жизнедеятельно­сти человека. Неудивительно поэтому, что если при на­чинающемся переутомлении человек нуждается лишь в регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже необходимо медицинское лечение.

Существует большое многообразие методов и средств обеспе­чения высокого уровня работоспособности и здоровья работника умственного труда. Они касаются как непосредственно периода работы, так и послерабочего времени.

Особого разговора заслуживает роль двигательной активно­сти в жизнедеятельности человека, занимающегося умственным трудом. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, при­чем тем более выраженный, чем сложнее и эмоциональнее задача. Однако следует знать, что в биологическом плане ко­нечным звеном стресса является движение, в процессе которого, в частности, разрушаются гормоны стресса (вырабатываемые гипо­физом, надпочечниками, щитовидной железой и др.). Отсюда ста­новится понятным, что если, как это чаще всего и бывает, рабо­тник умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности двигаться не может, то это приводит, с одной сторо­ны, к формированию очага застойного возбуждения в ЦНС (поэ­тому так трудно «выбросить из головы» рабочую проблему и после работы), а с другой — в организме в течение рабочего дня скапли­вается значительный объем упомянутых гормонов. Вот почему двигательная активность во время перерывов в работе способству­ет предупреждению наступления преждевременного умственного утомления, а после работы — позволяет снять застойную «рабо­чую» доминанту и устранить избыточно накопившиеся гормоны стресса.

Исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиоло­гию трудовой деятельности понятие «активного отдыха». Суть его заключается в том, что при наступлении утомления восста­новление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. В настоящее вре­мя убедительно доказано, что наилучшие условия для восстанов­ления работоспособности создаются при переключении работы на другие виды деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигатель­ная активность, в процессе которой мощная импульсация от ре­цепторов опорно-двигательного аппарата дает быстрый положи­тельный результат.

Утомление левого (у правшей) полушария (ведающего рече­выми функциями и абстрактным мышлением) при умственной деятельности наступает позднее, если одновременно загружено и правое полушарие (ведающее образно-познавательными процес­сами). Помимо использования иллюстративных, цветовых, на­глядных пособий активирует правое полушарие и умеренная мы­шечная деятельность.

Физическая активность, как правило, повышает эмоциональ­ный статус человека, создавая условия хорошего настроения, ко­торое само по себе является благоприятным фоном для высоко­продуктивной умственной деятельности.

Подбор возможных средств мышечной деятельности, которые можно использовать с целью активного отдыха, определяется и видом умственной работы, и решаемыми в данный момент задачами. Так, во время физкультпауз, выполняемых через 2—2,5 часа после начала работы и во второй половине дня после обеда в течение 5—7 минут, могут использоваться простейшие гимнастические упражнения. По­мимо указанных эффектов такие средства должны решать и ряд дру­гих задач, связанных с компенсацией недостатков рабочей позы, на­пряжения зрительного аппарата, эмоционально-психического напряжения, затруднения мозгового кровообращения и т.д.

Физкультминутки, выполняемые ежечасно в течение 2—3 минут непосредственно на рабочем месте, способствуют снятию развивающегося утомления благодаря воздействию пре­имущественно на утомленные части тела (спина, шея, глаза) и через активизацию вентиляции в нижних долях легких.

В обеденный перерыв желательно выполнить несколько энер­гичных упражнений силового или скоростно-силового характера в течение 5—7 минут, а после приема пищи (если осталось вре­мя) — спокойно походить.

Вне рабочего режима заслуживают внимания утренняя ги­гиеническая гимнастика и целенаправленная двигатель­ная активность, соответствующая особенностям выполняемой работником работы. Следует лишь добавить, что для работников умственного труда в двигательном режиме обязательными должны быть упражнения для тренировки сосудов го­ловного мозга, так как именно от их эластичности и проходимо­сти зависит кровоснабжение головного мозга — важнейшее обстоятельство, поскольку клетки мозга не имеют, в отличие от всех других, запасов питательных веществ и кислорода. При на­пряженной же мыслительной деятельности недостаточная элас­тичность этих сосудов относительно быстро вызывает их спазм, влекущий за собой закономерное снижение работоспособности.

Другим важным обстоятельством, учет которого помогает до­биться высокой работоспособности и эффективности умствен­ного труда, является ритмический характер текущих в организме физиологических процессов, что оказывает несомненное влияние и на процессы, протекающие в ЦНС.

Большинству людей свойственна определенная последовате­льность изменения работоспособности — так называемых ритмик, в меньшем числе случаев у людей такой закономерности нет — аритмик. В зависимости от времени подъема работоспо­собности первые подразделяются на утренний тип («жаворон­ки») и вечерний («совы»). «Жаворонки» обычно просыпаются рано, быстро включаются в работу, бодрость и работоспособ­ность у них сохраняются в течение всего рабочего дня с максима­льной работоспособностью в 10—11 и в 17—18 часов, после чего они начинают снижаться и к 20—21 часам оказываются на низ­ком уровне. «Совы» просыпаются трудно, чувствуют обычно себя разбитыми, невыспавшимися, тяжело входят в рабочий режим. Работоспособность и самочувствие их постепенно нарастают по­сле полудня и достигают наивысших значений к 18—22 часам, поэтому они неохотно и поздно отходят ко сну.

С учетом особенностей своей ритмики работнику, занятому в сфере умственного труда, если есть такая возможность, следует таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее сложных задач приходилось на периоды наивысшей работоспо­собности, период же снижения последней следует использовать для выполнения менее сложного труда или даже отдыха. Такое распределение возможно, разумеется, только в том случае, если работник планирует и свою жизнедеятельность, и труд.

Необходимость планирования диктуется и существованием определенной закономерности в изменении работоспо­собности в течение не только рабочего дня, о чем гово­рилось выше, но и рабочей недели. При пятидневном режиме работы максимум ее приходится на вторник — четверг, при шес­тидневной — на среду — четверг, и, как это ни кажется необыч­ным, некоторый подъем работоспособности отмечается в субботу. Естественно, что с учетом этих особенностей, возможно, планиро­вать нагрузку в течение недели таким образом, чтобы достичь мак­симальной производительности труда. С другой стороны, знание такой динамики умственной работоспособности диктует опреде­ленные требования и к организации жизнедеятельности в выход­ные дни (о чем будет сказано ниже), для того чтобы не только снять явления накопившегося в течение рабочей недели утомле­ния, но и обеспечить более высокий уровень работоспособности в первые дни недели.

Несомненное влияние на работоспособность работника ока­зывает о бстановка, в которой реализуется умственный труд. Это касается многих факторов — от освещения и характеристик воздуха в помещении до особенностей конструкции и располо­жения рабочей мебели.

Одним из существенных факторов обеспечения и поддержа­ния высокой работоспособности для работника умственного тру­да, профессиональная деятельность которого проходит, как пра­вило, в помещении, является состояние воздушно-теплового режима в нем. При его оценке следует исходить из основных по­казателей воздуха — его состава, температуры и влажности.

Состав воздуха по химическим характеристикам в оптималь­ном варианте должен соответствовать составу природного атмо­сферного воздуха (кислорода — 21%, углекислого газа — 0,03%, азота — 78%, инертных газов — около 1%). Разумеется, идеальное обеспечение такого состава возможно лишь до тех пор, пока в по­мещении не оказывается человек, который в процессе своей жиз­недеятельности поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Кроме того, в результате потоотделения и содержания в выдыхае­мом воздухе конечных продуктов употребленных в пищу и с во­дой ненатуральных пищевых веществ состав воздуха в помеще­нии постепенно меняется. Однако для состояния человека и его работоспособности основное значение имеют не изменения кон­центрации О2 и СО2 — даже при снижении первого до 18% и воз­растании второго до 2% (что практически встречается очень ред­ко) человек не испытывает их вредного влияния. Вместе с тем появление в воздухе таких продуктов жизнедеятельности, как пары пота, аммиак, летучие соли жирных кислот и т.д., делает воздух «спертым» и вызывает изменения в сердечно-сосудистой (в основном спазм коронарных и мозговых сосудов) и централь­ной нервной (усиление тормозных процессов) системах. Субъек­тивно же человек при длительном пребывании в таком помеще­нии испытывает сонливость, апатию, головные боли и общую разбитость.

Температура и относительная влажность воздуха в помеще­нии, согласно гигиеническим нормативам, должны составлять 18—20°С и 30—70% соответственно. Такие требования обуслов­лены тем, что именно при указанных характеристиках воздуха у подобающим образом одетого человека процессы теплопродук­ции и теплоотдачи уравновешены и температура воздуха в рабо­чем помещении из-за пребывания там работников не меняется. В то же время повышение температуры воздуха до 22—24°С и влаж­ности более 70% влечет за собой соответствующее повышение температуры, которое в помещении, где на каждого работника приходится 8 м3 воздуха, достигает за один час 3—4°С.

Следует напомнить, что температура, при которой работник выполняет свою умственную профессиональную дея­тельность (в том числе и учащиеся), самым непосредственным образом сказывается через ретикулярную формацию на тонусе коры головного мозга и, следовательно, на умственной работо­способности. Именно этим обстоятельством объясняется быстрое наступление утомления у работников умственного труда, если температура воздуха в помещении достигает как раз указан­ной выше температуры 22-240 С.

Что касается влажности воздуха, то при высоких ее значениях затрудняется терморегуляция из-за того, что образующийся при угрозе перегревания пот не испаряется, а, впитываясь в ткани одежды, создает неблагоприятный для кожи и организма микро­климат: с одной стороны, содержащиеся в поте вредные вещества вызывают раздражение кожи и являются удобной для жизнедея­тельности патогенных микроорганизмов средой, а с другой — за­труднение теплоотдачи провоцирует повышение температуры тела с соответствующим снижением работоспособности. Однако и излишняя сухость в помещении, которая достаточно часто встречается при искусственном отоплении, неблагоприятно ска­зывается на состоянии работника, особенно на его дыхательной системе. В частности, она вызывает высушивание слизистой ды­хательных путей, что лишает ее способности обезвреживать дей­ствие попадающих сюда возбудителей инфекции. Кроме того, поступающий сюда воздух не увлажняется, что затрудняет газо­обмен в легких и провоцирует определенную степень кислород­ной недостаточности организма, в том числе и головного мозга (в последнем случае часто возникают головные боли).

В последнее десятилетие серьезное внимание специалистов стал привлекать еще один фактор, характеризующий воздух ра­бочего помещения. Широкое использование электронных при­боров и аппаратов (телевизоры, компьютеры и т.д.) ведет к возра­станию концентрации положительно заряженных ионов в помещении. Этот фактор рассматривается как одна из серьезных причин различных заболеваний и нарушений, в частности, ЦНС. Использование в этом случае ионизаторов, воспроизводящих от­рицательные ионы и нормализующих их соотношение с положи­тельными, может быть эффективным средством решения проб­лемы.

Отмеченные для состава, температуры и влажности воздуха об­стоятельства, делают понятной необходимость целенаправленного регулирования его характеристик в помещении для обеспечения и поддержания высокой умственной работоспособности. Идеаль­ным вариантом следует считать использование кондиционеров, способных поддерживать заданные параметры воздуха (по край­ней мере — по температуре). К сожалению, в силу различных при­чин (прежде всего, материальных) этот вариант не всегда выпол­ним (особенно в государственных учебных заведениях). Другой возможностью решения проблемы является установка вентилято­ров, осуществляющих принудительную вентиляцию воздуха в по­мещении, хотя в этом случае задавать необходимые характеристи­ки воздуха в помещении оказывается затруднительным.

В помещениях, особенно в учебных заведениях, для регулиро­вания параметров воздуха возможно использование системы це­ленаправленных мер, которые могут включать:

· приоткрытые фрамуги, которые в отличие от форточек и створок окон не создают значительного движения воздуха (сквозняков), в потоках которого могут оказаться люди, что особенно опасно в холодную погоду;

· при перерывах в работе — создание сквозняков открытыми окнами и дверьми, что обеспечивает быструю смену возду­ха;

· обеспечение эффективного воздухообмена в нерабочее вре­мя и т.д.

Для работника умственного труда особенно важно обеспечить оптимальные условия для функционирования зрительного ап­парата. Это обусловлено тем, что восприятие им информации, составляющей основу его профессиональной деятельности, на 80—85% связано именно со зрением. С другой стороны, неблаго­приятные условия освещения не только ведут к снижению рабо­тоспособности работника, но и к возникновению различных на­рушений и заболеваний глаз и других функциональных систем

организма.

Освещение в помещении независимо от его характера — ес­тественное, искусственное или смешанное — должно отвечать

ряду требований.

Достаточность освещения, которая определяется адекватным световым коэффициентом (отношением остекленных площадей окон к площади пола) и/или мощностью источников искусствен­ного освещения. Согласно нормативам, норма освещенности для различных источников света находится в диапазоне от 150 до 300 лк. При этом опасность представляют как недостаточная, так и чрезмерная освещенность. В обоих случаях имеет место пере­напряжение аппарата адаптации и аккомодации глаза, провоци­рующее в конечном итоге спазм сосудов головного мозга, более быстрое развитие утомления, появление головных болей и т.д.

Равномерность освещения — оно должно быть одинаковым на всей рабочей поверхности, не иметь чередования света и теней и прочего. Вот почему источник света должен располагаться либо сверху, либо слева (для правшей).

Отсутствие прямого действия источника света на глаза или блесткости. Как уже отмечалось, чрезмерная яркость освещения вызывает перенапряжение аппарата адаптации и аккомодации глаза со всеми вытекающими последствиями. Вот почему глаз должен воспринимать только отраженный от рабочей поверхно­сти свет, а путь распространения световых лучей от источника света к глазу должен быть перекрыт. Согласно указанному требо­ванию, и на рабочей поверхности, и на окружающих материалах (включая поверхности стола, стен, др.) не должно быть поверх­ностей с высокой отражающей способностью, создающих блест-кость и слепящих работника.

Обеспечение нормального освещения требует принятия опре­деленных мер, к которым следует отнести:

· рациональное смешанное освещение, обеспечивающее нормальные его характеристики в сумеречное время суток, и в пасмурные дни, и в любых условиях недостаточности освещения;

· поддержание поверхности стекол окон в чистом состоянии регулярной, по мере необходимости, их мойкой и протир­кой;

· окраска поверхностей столов (парт), стен, полов в цвета и оттенки, обеспечивающие равномерность и комфортность освещения и отсутствие блесткости.

Значительная нагрузка на зрительный аппарат работника ум­ственного труда приводит к его постепенному утомлению даже в условиях нормального освещения. Кроме того, здесь имеет место напряжение так называемых цилиарных мышц, от которых зави­сит хорошее видение предметов на различных расстояниях. Вот почему при работе, требующей чтения, письма, «общения» с компьютером, эти мышцы в течении длительного времени ока­зываются расслабленными, что постепенно может привести к их атрофии и развитию миопии (близорукости). В связи с этим можно рекомендовать:

· располагаться таким образом (или располагать предметы), чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности составля­ло не менее 30—35 см (большее расстояние вполне допусти­мо, но при условии, что работа не вызывает напряжения и чувства дискомфорта, когда постоянно приходится укора­чивать это расстояние);

· периодически — хотя бы через каждые 20—30 минут — де­лать короткие (на 10—20 секунд) перерывы, в течение кото­рых выполнять несколько упражнений, основной сутью ко­торых является периодическое сокращение и расслабление цилиарных мышц и включение в работу тех мышц, которые не участвуют непосредственно в производственной актив­ности (в частности, наружные и внутренние, косые мышцы глаза и т.д.).

Шум, который становится все большей проблемой городов, оказывает несомненное действие на организм. Так, у детей он снижает способность к концентрации внимания, а у взрослых вызывает нарушения сна, что, в свою очередь, ведет к развитию раздражительности, неврозов и других неблагоприятных измене­ний. В связи с этим в помещении, где реализуется умственная деятельность, интенсивность и характер шума не должны вызы­вать чувства дискомфорта и отвлекать работника от выполнения служебных обязанностей. Это не означает обеспечение абсолют­ной тишины, так как небольшой фоновый шум не только не сни­жает работоспособности, но и стимулирует ее (важно, чтобы он был ровным, спокойным и сам по себе не нес важной информа­ции). Решению проблемы посторонних шумов помогает (при невозможности уменьшить сам шум) целый ряд мер: оконные рамы с двойными стеклами, высаживание деревьев вдоль автодороги, массивная мебель вдоль внешних стен, звукоизолирующие ков­ровые покрытия, техника с низким уровнем шума и т.д.

Несомненное влияние на настроение и работоспособность человека оказывает и цвет стен в помещении, где осуществля­ется умственная деятельность. Так, исследования показали сле­дующую закономерность их зависимости от цвета:

· розовый цвет обычно вызывает ощущение тепла и комфор­
та, пригодные для домашних условий, но для рабочей об­
становки не подходящего;

· красный цвет, как и розовый, теплый, пригоден для поме­
щений, ориентированных на север, но может воспринима­
ться и как агрессивный, вызывающий напряжение, что не­
допустимо для учреждений и организаций, особенно там,
где часты межличностные контакты;

· оранжевый — теплый и приятно возбуждающий, но вместе
с тем на отдельных людей (или при некоторых состояниях)
может действовать подавляюще;

· бледно-розовый считается успокаивающим, а ярко-зеле­
ный — хороший и радостный стимулятор, — именно по­
следний может быть рекомендован для классов, кабинетов
и аудиторий учебных заведений;

· бледно-голубой успокаивает и создает ощущение более
просторного помещения, такой цвет применим для поме­
щений с высокой скученностью работников;

· фиолетовый и бледно-лиловый цвета действуют успокаива­
ющее и могут быть рекомендованы для учреждений, где
особенно высока тревожность посетителей (суды, прием­
ные у начальников и т.д.);

· коричневый цвет — теплый и спокойный, больше подходит для гостиных и комнат для приемов;

· черный подавляет, но серый воспринимается как прохлад­ный и свежий, поэтому особенно важен для помещений, ориентированных на юг;

· белый цвет создает ощущение простора, но большие белые помещения вызывают воспоминания о больнице.

Таким образом, рациональная организация жизнедеятельно­сти работника умственного труда определяется многими факторами, связанными не только с условиями, в которых непосредст­венно осуществляется его профессиональная деятельность, но и во все периоды его жизнедеятельности вне рабочего режима. Не­сомненно, что между рабочим и внерабочим режимами жизни человека должно быть тесное согласование, так как из первого во второй он уже попадает в определенном функциональном состо­янии, обусловленном выполненной работой, а его работоспособ­ность и эффективность во время работы во многом определяются тем, как была организована его внерабочая жизнедеятельность. Для такого согласования необходимым условием является ра­циональное планирование жизнедеятельности, которое учитыва­ло бы все указанные выше обстоятельства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Валеологические основы поведения при простудных и простудно-инфекционных заболеваниях | Планирование и организация рациональной жизнедеятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.