Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справка. Audiatur et altera pars

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА

Audiatur et altera pars

Подумаем. Из всего содержания ЭУМК ясно, что культура, как наука и как предмет обучения, столько многогранна и необъёмна, что охватить всё её многообразие и многогранность нет возможности ни в каком, даже в самом полном учебнике. Но нам следует знать, что ещё более того, культура – это система многих отдельных её составляющих направлений, предметов, наук, искусств и пр. А в результате, их много, и нам о них нужно знать.

Поэтому одно из древнейших правил развития и функционирования культуры вообще звучит по-латыни так: Audiatur et altera pars, а это означает, что прежде чем принимать любое решение, нужно «выслушать и другую сторону». А сторона эта, другая, как правило, всегда есть в наличии, и, как правило, сторона эта имеет по данному вопросу своё собственное, и, как правило, часто отличное от других сторон мнение. Как говорят французы: C' est la vie. [Сэ ла ви]. То есть, «такова жизнь».

Итак. Интерактивность системы культуры требует, чтоб другая сторона, или даже все другие стороны были бы выслушаны, чтобы их мнение было в определённой степени учтено перед принятием окончательного решения по всему вопросу.

Наконец, следует подчеркнуть, что генеральная системность культуры сообщает ей некоторое новое качество, которое, в конце концов, наиболее полно влияет не только на каждую из её составляющих, но и на всю сумму всех этих составляющих в целом.

СИСТЕМА - (от греч. sysntema — целое, составленное из отдельных частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство, ценность.

Выделяют материальные и абстрактные системы.

· Материальные системы разделяются на такие:

o неорганической природы (физические, геологические, химические и др.),

o живые системы (простейшие биологические системы, организмы, популяции, виды, экосистемы);

o особый класс материальных живых систем — социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономической структуры общества).

· Абстрактные системы — объединяют понятия, гипотезы, теории, научные знания о системах:

o лингвистических (языковых),

o формализованных,

o логических, и других системах.

Итак. В современной науке исследование разного рода систем проводится в рамках специфического и общесистемного подхода, с учётом различных специальных теорий исследования каждой такой отдельной системы:

в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д. Цель у таких исследований бывает, как правило, одна, выявление особенностей её интерактивности.


 

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Справка. Интер+активность, как термин – состоит из двух частей:

1) ИНТЕР… – приставка, означающая – меж …, между…;

2) АКТИВНЫЙ – то есть, деятельный, энергичный.

Другими словами, интерактивность можно объяснить, как фактор взаимного влияния каждой отдельной науки (учебного дисциплины) на все другие, входящие в определённый тематический курсовой набор. И наоборот.

Подумаем. На 1-ой лекции была рассмотрена первая существенная формула, имеющая для становления и развития профессиональной культуры юриста самое непосредственное в целом значение, а именно: ФОРМУЛА-А (Ф-А).

В предыдущей части 2-ой лекции речь шла о второй такой формуле, которая называется: СХЕМА-«ЛИЦА».

В текущем подразделе нам не стоит повторять то, что было сказано ранее, но постараемся посмотреть на проблему связи между компонентами обеих этих схем несколько с другой стороны.

 

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ

при обучении КУЛЬТУРЕ

 

Подумаем.

· Если, с одной стороны, личность, по схеме-«лица», владеет и в теории и на практике «формальной логикой», то вполне маловероятно, что личность эта совершенно и никак не умеет пользоваться «общей и частной риторикой», или наоборот, и т.п.

· Если же, с другой стороны, личность эта, по своей сути, и по формуле-А, является в своей профессии одновременно и «справедливой», и «логичной» и т.д. То совершенно ясно, что личность эта одновременно будет и «точной», и «этичной», и сможет поэтому «рассудить» и «себя»... и пр.

Следовательно, если в сумме один усвоенный предмет помогает усвоить все последующие предметы, то в результате и появляется то умное искомое «лицо» современного профессионального юриста, владеющее многими аспектами общей и частной культурой в целом, о которой у нас и идёт речь.

Итак.

· На СХЕМЕ-«ЛИЦА» указаны и связаны между собой основные для нашей темы учебные предметы, которых всего числом - семь. И, как совершенно ясно показано на схеме, все эти связи действительно возникают реально и дополняют друг друга, демонстрируя между ними совершенно объективно возникающие взаимные и активные проникновения.

· В ФОРМУЛЕ-А тоже фигурируют семь, но уже несколько иных позиций, из которых последняя в свою очередь, делится на две части. Вполне дедуктивные размышления по поводу этой формулы позволяют подтвердить выводы, которые были сделаны нами по схеме-«лица».

· С трудом можно представить себе, что некий искомый нами юрист, определяющий себя как профессионала вполне «справедливого», не постарается стать одновременно и «логичным», и «красноречивым»... Не будем перечислять остальные качества, указаны выше.

· В сумме довольно смело можно утверждать, что, освоив одну из её частей, любой профессиональный юрист настроится на овладение всеми другими качествами формулы и схемы в целом. Всеобщая интерактивность всех частей культуры, как системы, пронизывает её абсолютно во всех направлениях, связывая между собой, в частности, и все без исключения аспекты этих двух примеров: и схемы-«лица», и Ф-А.

Подумаем. На практике эти взаимо­связи системы можно и нужно форми­ровать в процессе выполнения ряда многих заранее подготовленных упражнений, деловых игр, выполнения различных и многочисленных подготовительных упражнений, которые постепенно готовят начинающего профессионала к реальной юридической деятельности. Именно в таком случае намечаются первые ощутимые связи между теорией всех частей культуры юриста и реальной юридической практикой его деятельности.

Естественно, что сказанное относится и ко всем другим связям между всем другими составными частями культуры: литературой, музыкой, искусством и т.д. Правда, только в том случае, если эти отдельные части, составляющие общее понятие культуры, не становятся для юриста его новой профессией, как это бывало со многими профессиональными юристами, например, с П.И. Чайковский, или с В.Д. Поленовым. Но это уже особая статья, и поэтому мы отказываемся от её обсуждения.

А в результате, появляется новое понятие. Это понятие - личность зрелая одновременно и в общекультурном, и в узкопрофессиональном смыслах.

Совет. Подробности о биографиях великих людей России см.

в юридическом словаре в рамках данного ЭУМК.

 

КУЛЬТУРНО

ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ

 

Вопрос*Ответ. Если, в результате, личность становится последовательным исполнителем тех размышлений (действий), которые ставятся в данном случае во главу угла, то, как же это практически происходит? Разумеется, в этом случае речь может и должна идти не только об ориентации на условия сегодняшнего дня, хотя она, безусловно, необходима. Кроме того, ну­жно в полной мере представлять себе и те условия труда и общежития, ко­торые ожидают нашего «фигуранта», и с которыми он неизбежно столкнется в обозримом будущем в виде новых и реальных проблем, но уже проблем - "завтрашнего дня". Другими словами, если личность всё задуманное совершит (не совершит), то...? Что же предположительно будет дальше (завтра)? Какое логичное следствие воспоследует после того, что сделано (не сделано) сегодня?

Подумаем. Мотивы внешние и внутренние при их совпадении позволяют личности соотнести их таким образом, что сама личность может выступать как личность «нравственно зрелая». И нам следует определить этот факт, как "второе рождение" человека, связанное в полной мере с его переходом от индивида (индивидуума) к искомой личности, определяя её как зрелую. Более того, можно вполне доказательно предположить, что только «зрелая личность» сможет освоить все широчайшие аспекты и тончайшие премудрости общей гуманитарной и профессиональной юридической культуры. А «незрелая»? Ну, тут - всё наоборот. Это – ясно, и не будем, поэтому задерживаться на излишних пояснениях. (См. так же лекцию 4: Зрелая личность).

Итак. Зрелая в культурном отношении личность -

· не только в полной мере владеет теорией и практикой становления и развития культурных основ собственной персоны, но и непременно

· прогнозирует последовательность своих конкретных действий в этом направлении, раз, да ещё и отдаёт себе полный отчёт во всевозможных, вытекающих из этого прогноза, последствиях, два.

Совет. Подтвердим одновременно, что в истории нашей юриспруденции есть немало случаев, когда отдельными представителями отечественной юриспруденции были нарушены все те существенные и непреложные положения теории и практики формирования профессиональной культуры юриста, о которых мы говорили на этих страницах. Нарушения, имевшие место, как в быту, так и в судебных заседаниях.

Каждый студент сможет самостоятельно обнаружить такие примеры на страницах нашей современной прессы, по радио, по телевидению, в Интернете. А затем изложить свою точку зрения на этот предмет на подходящем для этого семинарском занятии.

Таковы основные положения во второй лекции курса по предмету: «Профессиональная культура юриста». Переходим к выводам.

ВЫВОДЫ. Л. 2

Среди всего подробного учебного материала лекции выделятся своим многообещающим собирательно-объединительным значением схема-«лица».На ней представлена воображаемое «изображение» абстрактного юриста, подготовку которого по программе курса «Профессиональная культура юриста» можно считать вполне обоснованной.

Действительно, если это схематическое лицо освоил все составные части целого, состоящего из всех тех премудростей, о которых мы говорим на лекциях, да ещё и из тех, о которых мы за недостатком времени (или, места) не говорим, то остаётся только порадоваться за общие и частные профессиональные и культурные успехи этого лица. Значит, наш лозунг: равнение - на «лицо», по Ф-А.

Контрольные вопросы

 

Совет. Нужно как можно более кратко, но в тоже время и как можно более полно, объяснить содержание тех понятий и терминов, которые указаны ниже. В этом списке есть только те основные понятия, которые встречаются именно в этой лекции. Было бы в высшей степени хорошо, если бы к ответам были предложены примеры, соответствующие теме вопроса.

«Начнём, пожалуй», как сказал А.С.Пушкин в своём «Е. Онегине»:

 

Культура и примитив. Мотивация культуры.

Мотивы, виды. Борьба мотивов.

Личность. Темперамент.Виды.

Культура как система.

Взаимовлияние:

7 частей Ф-А + 7 частей схемы-«лица».

Интерактивность.

Зрелая личность.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3. ТЕМА:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Справка. Оба эти термина современной психологии имеют один и тот же корень, от латинского слова - поворачиваю - и две совершенно разные приставки: | Поведение. Стили
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.