Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры. · ДЕДУКЦИЯ. Читатели осваивают любую книгу (учебник), которая представляется им, как написанная для них по основам дедуктивного мышления: от заголовка (темы)

· ДЕДУКЦИЯ. Читатели осваивают любую книгу (учебник), которая представляется им, как написанная для них по основам дедуктивного мышления: от заголовка (темы) к его частям (разделам, объяснениям и примерам).

· ИНДУКЦИЯ. Автор, как творческая личность, писал свою книгу, опираясь, в основном, на индуктивную структуру своей творческой деятельности. Но, добавим, одновременно он опирался и на дедукцию, когда предварительно собирал свой материал, читал, как обычный читатель многие нужные ему первоисточники, анализировал и формулировал основные разделы своей новой книги.

· АНАЛОГИЯ. Одновременно, автор использовал для этой писательской цели определенные параметры аналогии: его новая книга внешне вполне похоже на множество других, изданных до нее, да похожа и на те, что выйдут из печати в обозримом будущем. Но и для читателя эта книга тоже аналогична, если она не является первой книгой в его жизни. А это значит, что каждая книга вполне аналогична всем другим ранее изданным и прочитанным (и даже, непрочитанным) книгам.

· Но в целом и в тоже время книга эта может быть вполне оригинальна по своему содержанию, по изложению учебных и иных в ней материалов, последовательно и логично собранных для объяснения теории и для практики предмета, и во всех частях и главах, в ней заключенных.

Итак. Творческий человек, обычно, опирается в своей обычной творческой деятельности на все три направленности человеческого мышления, делая это и последовательно, и одновременно. Именно эти три направления и изучаются формальной логикой. Есть, однако же, в это деятельности еще и такие её разделы, которые не вполне поддаются теоретическому анализу и изучению вообще. К ним относятся - абдукция и интуиция.

ü Справка. АБДУКЦИЯ – есть такое направление в мышлении человека, когда результат от такой деятельности есть, а объяснения нет. Если эту мысль выразить во вполне научной формулировке, может получить так: Абдуктивное решение – «это неопределенное решение, которое представляет собой процесс выявления наиболее вероятных исходных утверждений из некоторого заключительного утверждения на основе обратных преобразований». Сложно сказано, но зато абсолютно верно!

Пример. Группа опытных специалистов длительное время совместно работает над реставрационным решением батальной картины 18 века, предположительно написанной знаменитым русским художником, в пределах выполнения музейного заказа. Ничего у них не получается. Результата нет. Наконец, один из членов коллектива предлагает решение, которое ни он сам, ни его коллеги первоначально никак не могут объяснить на более или менее понятной рациональной основе. Практическая проверка подтверждает полную истинность высказанных положений. Это и есть – абдукция, то есть, такое положение, когда решение есть, и оказывается верным, но объяснений же нет, хотя все постепенно становится на свои места. И специалисты один за другим начинают с удивлением видеть в предложенном ранее неопределённом решении одновременное наличие: последовательных и дедуктивных, и индуктивных, и аналогичных истинных мыслительных процессов.

 

Вопрос*Ответ. Получается что абдукция и интуиция – это одно и то же?

Подумаем. Нет, не получается. Хотя во многих случаях, действительно, абдукцию первоначально трудно отличит от интуиции. Главное же отличие между ними заключается все же в том, что абдукция опирается в окончательном варианте на неосознанные вначале мыслительные процессы, которые можно выявить и проанализировать только впоследствии. Интуиция - напротив, основана только на ощущениях.

· Справка. ИНТУИЦИЯ(от лат. - пристально, внимательно смотреть) – чутье, проницательность, догадка, основанная на предшествующем опыте. Это - способность постижения истины путем непосредственного её усмотрения без каких-либо попыток её обоснования при помощи любых мыслительных доказательств, всяких попыток её аргументации.

Следовательно:


АБДУКЦИЯ – есть вариант новаторского решения задачи на основе скрытых о наблюдателя процессов мышления личности, направленных на получение окончательного результата.

 

ИНТУИЦИЯ – есть вариант новаторского решения задачи, на основе её чувственного восприятия, и бессознательного нащупывания оптимальных путей её суммарного решения.


Итак. Опытный творческий работник опирается в своей творческой деятельности, в первую очередь, на мышление, а потом, во вторую очередь, старается претворить свои мыслительные прогнозы в жизнь,

переходя к практическому преломлению того, что ранее было заготовлено в его голове, «в уме», но невидимо для всех окружающих.

А в целом, творчество – сложнейший интеллектуальный и духовный процесс, для которого трудно предусмотреть общие стандартные предписания, и который, напротив, едва ли не каждый раз идёт по самому редкому неизведанному пути, даже и для самого автора решения этой задачи.

Вопрос*Ответ. Есть два похожие, на первый взгляд, понятия: «ум» и «сообразительность». И нет слов, что и то, и другое весьма важно для творчества. Чем же они отличаются друг от друга?

 

УМ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

 

Я расскажу не о том, что видел,

а о том, что мечтаю увидеть.
М.Т. Цицерон

 

Подумаем. Разница между ними заключается в скорости мышления.

Скорость - вот ответ на вопрос о различии между этими двумя понятиями: "умом" и "сообразительностью». То есть, умный человек может думать и медленно и быстро, все равно, он – умный. Сообразительный - думает только быстро, а если он думает медленно, то его никак нельзя назвать "сообразительным". Более того, сообразительный думает не только быстро, но ещё и избирательно. То есть, он ещё имеет и дополнительную способность думать в правильном направлении, а поэтому и не тратя время на ошибочные варианты. А все направления, являющиеся в данном случае тупиковыми, он отвергает сразу. Поэтому – и «быстро».

· Итак. Человек «сообразительный» за «словом в карман не лезет»:

o он находчив, остроумен, часто имеет большой практический опыт;

o может вычленить в проблеме ту её часть, которая позвол­ит ему построить на ней свой ответ (вопрос, речь, выступление, изобретение);

· "сообразительный" обладает самым широким кругозором и может продемонстрироватьсвой кругозор любому своему собеседнику;

o человек "несообразительный" тоже может об­ладать широким кругозором,но он говорит и ведёт себя при этом так, что слушатели этого часто совершенно и никак не замечают;

o в таком и совсем нередком случае, этот широкий кругозор одного из собеседников остается для всех других - "за семью печатями";

· "сообразительный" человек озабочен, как правило, в ходе беседы не собственной победой, а исключительно и только «поисками истины»;

o "истина" - вот конечная и главная цель любого семинара, экзамена, собеседования, цель обсуждения любой проблемы, факта, и пр.;

o человек не только умный, но и сообразительный не станет спорить с оппонентом, который ставит собственной целью общения не истину, а совершенно противоположные цели, например.

Совет. Вот, некоторые из многих целей собеседника, которые могут стать и некорректными, и нерелевантными, поскольку если он:

а) ищет повод для ссоры, провоцируя конфликт, при этом его сок­ровенные цели могут быть самыми разными, даже неприличными,

б) не обладает достаточными знаниями в обсуждаемой проблеме, а поэтому повторяет одни и те же мысли, всё более отдаляясь от темы,

в) строит свою речь на эмоциональных позициях, на истерии, забыва­ет тему и тезис, придирается к отдельным словам и выражениям. В целом он -груб и бездоказателен, но заметно взволнован и суматошно криклив.

Итак. Поэтому следует подчеркнуть. «Отличаться сообразительностью» - это, значит, владеть быстротой сме­ны мыслей, доказательств, зная теорию и практику обсуждаемого вопроса и формальной логики, и использовать эти знания для практического влияния на интеллект со­беседника. Наконец, это - этическая и риторическая составляющая поня­тия сообразительности, речь о которых у нас еще, впереди.

Кроме того, мы выяснили, что, сколько есть людей, столько же у них и самых разнообразных вариантов отношения к окружающей действительности, и более того, столько же у них различных реакций на эту действительность.

А это уже - новый раздел этой лекции: факторы, два фактора.

 

ФАКТОРЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ЛИЧНЫЙ

Справка. ФАКТОР (от лат. - делающий, производящий) - причина, движущая сила любого процесса, явления, определяющая его характер вообще или его отдельные черты. А отсюда следует, что все эти причины могут быть:

1) общими, то есть, обще человеческими,

2) личными, то есть, лично человеческими.

Подумаем. Более подробно разницу между этими двумя факторами следует объяснить так.

· ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ фактор, как его понимают в наши дни специалисты сложных, так называемых «человеко-машинных систем», к которым принято относить атомные электростанции (АЭС), летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты), подводные плавающий аппараты (подводные лодки) и пр., - есть совокупность возможностей и ограничений, определяемых усредненным человеком-оператором.
То есть, тут идет речь о человеке вообще, о всяком человеке.

· ЛИЧНЫЙ фактор – это тот же фактор, но не для всякого человека, а только для конкретного, только для этого, а не для другого. Потому что у другого человека будет свой собственный и вполне другой личный индивидуальный фактор.

Совет. Как для установки человеческого, так и для установки личного фактора требуется огромная и чрезвычайно кропотливая работа многих специалистов. И в первую очередь, среди них: психологов, эргономистов, профессиональных менеджеров, имеющих глубокие познания, умения и навыки именно в той области человеческой деятельности, той, оторой занимается испытуемый. Сложность этих расчетов становится еще более важной оттого, что специалисты по определению личностного фактора должны быть собраны в комиссии (группы), объединяющие специалистов одной профессии.

Ну, и все комиссии вместе, должны тщательно изучить испытуемого не только по его состоянию на момент обследования, но и исследовать эти данные за несколько последних лет. А еще лучше за всею его жизнь. А еще лучше, если они будут жить рядом с ним в течение определенного довольно длительного отрезка времени. Впрочем, именно так и поступают те специалисты, которые готовят персонал для любых космических полётов, для других многоцелевых силовых специальных заданий, операций и пр.

И только тогда можно будет с достаточной степенью точности сказать конкретному заинтересованному лицу: годен ли он к данной виду творческой деятельности, или же ему следует поискать что-нибудь другое, более лёгкое.

Подумаем, Такой подход позволит определить и отделить среди многих испытуемых - экстраверта от интроверта, холерика от флегматика, того, кто «отличается и умом и отличается сообразительностью» от того, кто отличается «только умом, не обладая сообразительностью», или наоборот. Все возможные варианты невозможно перечесть.

Не будем продолжать. Можно пожелать каждому нашему студенту определить свой «личный человеческий фактор», при тщательной опоре на свои личные творческие и иные качества, чтобы сформировать затем собственный механизм «самоконтроля и плюс самокоррекции».

Совет. См. также учебный материал этой же лекций 3 про СК+СКР,

а также и лекции 4 - про деформацию личности.

Итак. Личный фактор нередко является причиной многих негативных профессиональных и жизненных последствий, когда мы узнаём о трагичных ошибках некоторых пилотов, моряков, юристов, учителей и т.д., повлекших за собой самые грустные последствия. Вот поэтом- то нам всем и нужно заняться самопознанием.

Вопрос*Ответ. Но как может быть велика роль самопознания в процессе становления внутренней культуры юриста? И гуманитарной ей части, и профессиональной? Теоретически ясно, что она может быть исключительно велика, но как именно? И что нужно для этого сделать практически? Попытаемся ответить на этот вопрос самым подробным образом. В интересах как нашего ЭУМК, так и каждого из его читателей.


Раздел 2

САМОПОЗНАНИЕ

Nosce te ipsum

Труднее всего познать

самого себя

Сократ

Никто не становится

хорошим человеком случайно.

Платон

 

Подумаем. Многие великие мыслители прошлого обращали самое пристальное внимание на то, что наиболее трудное для самосознания человека заключается в скорой необходимости вначале познать самого себя. Для этого нужно осознать не только свои мотивы, определяющие любые практические действия личности в рамках своей профессиональной дельности. Следует, в первую очередь, познать наличие в себе, например, своих привычек, как хороших, так и плохих, своих способностей, как больших, так и небольших, и т.д.. И только после этого, уже затем планировать изучение всех нужных для личности обще-гуманитарных и узкопрофессиональных дисциплин, искусств и пр.

Думается, что для подтверждения истинности этого тезиса достаточно приведённых перед этим подразделом цитат из Сократа и Платона. Но добавим, что едва ли есть (был) хоть один из действительно великих мыслителей прошлого и настоящего, кто никогда не вспомнил бы об этом. О том, что процесс самопознания, есть важнейший фактор для образования и воспитания. И недаром, ещё в Античном Риме всем была хорошо известна такая глубокая мысль: Nosce te ipsum. То есть: «Познай самого себя!». Другими словами, вначале пойми себя, а уж потом попытайся понять всё то, что тебя окружает. В такой последовательности успех будет более полным.

Итак. Роль самопознаний в процессе формирования собственной культуры для каждого юриста может быть не только большой, но и самой большой, всеобъемлющей, определяющей все окончательные результаты его эффективной деятельности на этом направлении.

Вопрос*Ответ. Ноговорят, что привычка - это вторая натура. Как следует понять эту известную фразу?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры. Представим себе обыденную городскую бытовую картинку, а именно: | Примеры. Да, действительно. Давно известно, что любая длительная привычка создаёт характер, а привычки бывают разные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.