Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры. Представим себе обыденную городскую бытовую картинку, а именно:

Представим себе обыденную городскую бытовую картинку, а именно:

пешеход подходит к перекрестку, регулируемому светофором, с тем, чтобы перейти на другую сторону улицы. Теоретически он может осуществить свое желание тремя возможными вариантами:

а) он смотрит на светофор, ждет, когда зажжется «зеленый» и спокойно переходит улицу, когда весь поперечный транспорт стоит;

б) он не смотрит на светофор, но смотрит, ждет, когда проедут все автомобили, движущиеся в поперечном направлении, и, лавируя между ними, переходит (скорее, перебегает) улицу;

в) он не смотрит ни на светофор, ни на автомобили, но бежит через интенсивное дорожное движение вслед за другим человеком, рискованно перебегающим улицу перед ним.

 

Следовательно, в нашемпримере показаны те же три направления мыслительных процессов, которые последовательно превращаются в три конкретных действия по переходу пешехода через улицу, а именно:

пример а) – дедукция, пример б) – индукция, пример в) - аналогия.

Естественно, что инспектора ГАИ (ГИБДД) приветствуют вариант а), и законодательно преследуют оба другие, поскольку они связаны не только с грубым нарушением правил дорожного движения, но и грозят нарушителю потерей здоровья, а может быть, и самой жизни. И кроме того, варианты б) и в) не только чреваты для самих тех граждан недисциплинированных пешеходов, но и для многих других участников дорожного, уличного, в данном случае, движения.

Итак. Мы рассмотрели довольно простой по своей сути, но в тоже время вполне повседневный случай, когда общая достаточно высокая (или, наоборот, низкая) гуманитарная культура отдельного человека и гражданина приходит в непосредственное соприкосновение с теорией и практикой безопасности уличного движения. Это – первое. И второе.

Каждый из указанных видов мышления используется в наибольшей степени не всегда и не везде, и не как попало, а чаще всего, каждый из них наиболее широко представлен только в некоторых областях реальной человеческой бытовой и профессиональной деятельности.

Подумаем.

ДЕДУКЦИЯ наиболее широко используется при обучении. Большинство учебников написано, как правило, по дедукции. Открываем страницу едва ли не любого учебника: на ней помещён заголовок, за ним следуют объяснения. На следующей странице – следующий заголовок, потом вновь необходимые для данного заголовка объяснения, детали, схемы, примеры и т.д. Кстати, любая книга, которую читатель в настоящий момент держит в руках, тоже организована по дедукции, для читателя. Подчеркнем – она является дедуктивной по своему строению только для читателя. Для автора, написавшего эту книгу, ход мышления шёл по другой прямо противоположной схеме, по индукции.

ИНДУКЦИЯ наиболее распространена в творчестве, в любом творчстве. Все, кто элементарным занимается сочинительством, изобретательством, новаторством, творческой работой в широком значении этого термина, идет в своей работе от частей к целому, поскольку нужно из чего-то неведомого, из ранее неизвестных частей, из того, что в настоящий момент отсутствует в природе, создать нечто новое, совершенно не существовавшее до сих пор. Следовательно, авторы любых книг вынуждены сообщить, что они создавали свои творения индуктивно.

Действительно, каждый автор составляет из отдельных страниц разделы, из разделов появляются главы, из нескольких глав рождается содержание книги. А уже только потом после множества сомнений и переделок все эти строчки, подразделы, разделы, теория и примеры в ней превращаются в нечто целое в виде нового, например, учебника и, может быть, даже заслуживающего некоторого внимания со стороны любознательного читателя.

АНАЛОГИЯ особенно часто встречается в быту. Но тогда, тот, кто старше по знаниям или по возрасту, обычно не читает младшему лекции, а говорит ему, чаще всего так: - «Делай, как я!». Именно в этом и заключается много вековая человеческая премудрость, способствующая передаче практического опыта от старших поколений к младшим. Стоит просто вспомнить, как на практике любая мама учит дочку варить суп, а отец – учит своего сына ремонтировать ещё трехколёсный велосипед.

Следовательно, оказывается, что для разных участников одного и того же творческого дела пути мышления могут быть совершенно различными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры | Примеры. · ДЕДУКЦИЯ. Читатели осваивают любую книгу (учебник), которая представляется им, как написанная для них по основам дедуктивного мышления: от заголовка (темы)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.