Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точка безубыточности, маржа безопасности




Объем

Пояснительная записка

Содержание и порядок формирования приложений к форме №1 и №2

В качестве приложений к формам №1 и №2 относятся:

1) отчет о движении денежных средств (форма №4);

2) отчет об изменении капитала;

3) приложение к бух. балансу – форма №5;

4) пояснительная записка и аудиторское заключение

1. Отчет о движении денежных средств воспроизводит оборот физического капитала организации в его наиболее ликвидной форме, в форме денежного капитала. В отчет включают среднюю о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50, 51, 52, 55, отчет составляется в рублях. В случае наличия и движения денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, рассчитываются по курсу Банка Росси на дату составления бух. отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы №4.

Отчет составляется в разрезе 3х видов деятельности:

- текущей,

- инвестиционной,

- финансовой.

Текущей считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, т.е. это производство промышленной продукции, выполнение строительных работ, торговля, общепит, сельское хозяйство и др.

Инвестиционная деятельность – это деятельность организации, связанная с капитальными вложениями предприятия в связи с приобретением земельных участков, зданий и другой недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а так же их продажей и с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, предоставление другим организациям займов.

Финансовая деятельность – это деятельность предприятия, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, а также осуществление краткосрочных финансовых вложений, погашение заемных средств т.д.

Отчет о движении денежных средств включает 3 раздела. Каждый раздел заканчивается показателем чистых денежных средств по конкретному виду деятельности. Показатель рассчитывается как разность между доходами от вида деятельности и суммой средств, направленных на реализацию данного вида деятельности. Данный показатель может быть как положительным - при превышении суммы доходов над расходами, так и отрицательным – если сумма расходов превышает сумму доходов.

Расходы и отрицательные показатели в форме №4 приводятся в круглых скобках. В разделе “Денежные средства” и “Текущая деятельность” приводится информация по дебетовым оборотам счетов 50, 51, 52 и кредиту счета 62. эти обороты показывают сумму средств, полученную от покупателей и заказчиков по текущей деятельности.

Денежные средства, направленные на оплату приобретенных товаров, работ и услуг представляют собой оборот по дебету счетов 60 и 76 и кредиту счетов 50, 51, 52, 55. Денежные средства, направленные на оплату труда – оборот по Дт70 и Кт 50,51. Денежные средства, направленные на выплату дивидендов и процентов – оборот по Дт75,70 и Кт50,51. Денежные средства, направленные на расчеты по налогам и сборам – Дт68,69Кт51. По строке “Денежные средства”, направленные на прочие расходы, показывают суммы штрафных санкций, по налогам и сборам, начисленных за просрочку платежей в бюджет – Дт68 Кт51.

В разделе “Движения денежных средств” по инвестиционной деятельности показывают:

- Дт51,51,52 Кт62,76,91 – выручка от продажи объектов основных средств.

- Полученные дивиденды – Дт50,51,52 Кт76 субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим расчетам». Аналогично учитываются полученные проценты.

- Поступление от погашения займов, предоставляемых другим организациям – Дт50,51,52 Кт 58 субсчет «Предоставленные займы».

- Приобретение дочерних организаций Дт60 Кт51,52 – части расчетов по договору приобретения дочернего предприятия, как имущественного комплекса.

- Дт60 Кт50,51,52 – приобретение объектов основных средств.

- Дт58 Кт51,52 – приобретение ценных финансовых вложений.

- Дт58 субсчет «Предоставленные займы» Кт51 – на сумму займов, предоставленных другим организациям.

Раздел “Движения денежных средств” по финансовой деятельности содержит показатели:

1. Поступление от эмиссии акций и иных долевых бумаг – Дт50,51,52 Кт75

2. Поступление от займов и кредитов – Дт50,51,52 Кт66,67

3. Погашение займов и кредитов без процентов – Дт66,67 Кт51,52

4. Погашение обязательств по финансовой аренде заполняют лизингополучатели - Дт76 расчеты по лизинговым платежам - Кт50,51,52

По данным формы №4 определяют чистое увеличение или уменьшение денежных средств и их эквивалентов. Оно представляет собой арифметическую разность чистых денежные средств по текущей деятельности, по инвестиционной и финансовой. Данный показатель может быть положительным, т. е. остаток денежных средств на конец года больше остатка денежных средств на начало года и отрицательным, когда остаток денежных средств на конец года меньше остатка денежных средств на начало года.

2. Отчет об изменениях капитала – форма №3 отражает информацию о наличии и движении собственного капитала предприятия в отчетном году. В отчете приводится информация об уставном, добавочном и резервном капиталах, нераспределенной прибыли и о резервах предстоящих расходов и оценочных резервов.

Форма №3 включает в себя 3 раздела:

1) изменение капитала;

2) резервы;

3) справочный раздел.

В разделе 1 «Изменение капитала» указываются остатки на начало и конец предыдущего и отчетного годов всех составляющих капитала организации - уставный, добавочный, нераспределенная прибыль, а также суммы увеличения или уменьшения с указанием причин (дополнительный выпуск акций, уменьшение количества акций, увеличение или уменьшение номинальной стоимости акций, реорганизация юридического лица, изменения в учетной политике, переоценка основных средств, результат от пересчета иностранных валют, начисление дивидендов, отчисления в резервный капитал др.)

Показатели, отраженные в данном разделе, формируются на основании информации по счетам 80, 82, 83, 84

Строка “Изменения в учетной политике”. По данной строке сумма нераспределенной прибыли предыдущего года должна быть приведена в сопоставимый вид с нераспределенной прибылью отчетного года, исходя из предположения, что новая учетная политика будто бы уже применялась уже в прошлом году. Изменение учетной политики может привести или к увеличению или к уменьшению нераспределенной прибыли (не покрытого убытка предыдущего года). Корректировка делается внесистемно, т.е. без бухгалтерских записей.

Показатель – результат от переоценки основных средств показывается в графе “Добавочный капитал”. Рассматривается он как сумма разницы между оборотами по записям:

- Дт01 Кт83 – дооценка первичной стоимости основных средств;

- Дт 83 Кт02 – дооценка начисленной по ним амортизации.

Показатель – результат от перерасчета иностранных валют формируется при переоценке задолженности учредителя нерезидента, по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте. Дт75 Кт83 – положительная курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала организации. Дт83 Кт75 – отрицательная курсовая разница.

Показатель – чистая прибыль представляет собой сумму чистой прибыли, которая по окончании года списывается со счета 99 на Кт счета 84.

Сумма дивидендов, начисленных учредителями за счет нераспределенной прибыли, показывается по строке “Дивидендов” в круглых скобках. По строке “Отчисления в резервный фонд” в круглых скобках показывают в графе “Нераспределенная прибыль” сумма отчислений, а в графе “Резервный капитал” – ту же сумму без скобок. По этой строке в графе “Итого” должен быть поставлен “0”

В разделе 2 – “Резервы” отражаются остатки резервов на начало и конец предыдущего и отчетного года.

Показатели данного раздела сгруппированы следующим образом:

1) резервы, образованные в соответствии с законодательством (заполняют только АО) и размер 5 % от уставного капитала;

2) резервы, образованные в соответствии с учредительными документами, заполняют ООО и АО. Показывают величину резервного фонда, превышающий 5 %-ный норматив;

3) оценочные резервы Дт91 Кт59, Дт91 Кт63;

4) резервы предстоящих расходов – Дт20,23,25,26,44 Кт96.

В разделе 3 – “Справки” указываются следующие показатели:

- стоимость чистых активов организации;

- сумма целевого финансирования и поступлений, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на различные цели за отчетный и предыдущие годы;

- чистые активы – стоимость оборотных и внеоборотных активов, обеспеченных собственными средствами организации, т.е. чистые активы – это стоимость имущества организации, которая свободна от долевых обязательств. Показатель чистых активов указывает на финансовую устойчивость предприятия, на обеспеченность собственными средствами. Стоимость чистых активов можно рассчитать по формуле:

где ЗУ- задолженность учредителей,

ДБУ - доходы будущих периодов.

В обязательном порядке форма №3 включается только в состав годовой бух. отчетности. Поэтому величина чистых активов рассматривается организацией 1 раз в год на конец отчетного года.

Согласно приказу МИНФИНА № 10 “О порядке оценки стоимости чистых активов АО” под стоимостью чистых активов АО понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов АО, применяемых к расчету, сумму его пассивов.

В состав активов, вкладываемых, принимаемых к расчету, включаются необоротные активы, отражаемые в1 разделе бух. баланса, отражаемые в составе бух. баланса и оборотные активы 2 раздела баланса за исключением задолженности учредителей по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются долгосрочные обязательства по займам и кредитам, краткосрочные обязательства по займам и кредитам, кредиторская задолженность, задолженность участниками по выплате доходов, расходы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства.

3. Приложение к бух. балансу – форма №5 включает данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств.

Форму №5 не обязаны составлять малые предприятия, которые не попадают под обязательный аудит, а так же общественные организации, не занимающиеся предпринимательством и не имеющие, кроме выбытия имущества, оборотов по реализации товаров, работ, услуг. Остальные организации обязаны составлять форму №5.

Данные организации отражаются как минимум за 2 года.

Форма №5 включает следующие разделы:

- нематериальные активы;

- основные средства;

- доходные вложения в материальные ценности;

- расходы на НИОКР;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- финансовые вложения;

- дебетовая и кредитовая задолженности;

- расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);

- обеспечение;

- государственная помощь.

Раздел “Нематериальные активы” является расшифровочной таблицей к статье 110 “Нематериальные активы бух. баланса”. Раздел включает 2 таблицы. В таблице 1 показывают первоначальную стоимость. В таблице 2 – сумму начисленной амортизации каждого вида нематериальных активов на начало и конец отчетного года. В таблице 1 так же приводят стоимость списанных и приобретенных в течение года нематериальных активов.

В Форме №5 отражаются нематериальные активы, принадлежащие организации на праве собственности. Стоимость нематериальных активов, полученных во временное пользование и отражаемых за балансом по строке 990, в приложении к балансу не приводится.

В разделеОсновные средства” расшифровываются данные к строке 120 “Основные средства бух. баланса” и некоторые данные Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Раздел состоит из 2х таблиц. В таблице 1 отражают наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода объектов основных средств по видам согласно Общероссийскому Классификатору основных фондов ОК 013 -93, утвержденному постановлением ГОСТом от 26 декабря 1994 № 359. В таблице №2 приводят сумму начисленной амортизации. Здесь надо отразить стоимость основных средств до 10 тыс.руб.; первоначальную стоимость основных средств, переданных в аренду; первоначальную стоимость основных средств, переданных на консервацию; стоимость объектов, полученных в аренду.

В этом разделе имеется таблица “Справочно ”, где учитывают результаты проведенной переоценки основных средств, а так же изменения стоимости объектов, в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации.

Раздел “Доходные вложения в материальные ценности” является расшифровкой к строке 135 бух. баланса.

Расшифровка состоит из 2х таблиц. В таблице 1 отражается первоначальная стоимость доходных вложений в материальные ценности на начало и конец года, и движение их в отчетном году с разбивкой по видам имущества. При этом данные берут со счета 03. В таблице 2 приводят сумму начисленной амортизации по всем доходным вложениям в материальные ценности за отчетный и прошлый годы. Данные берет со счета 02 субсчет “Амортизация по имуществу”, предоставляемому другим организациям во временное пользование.

В разделе “Расходы на НИОКР” раскрывают в соответствии с п.16 ПБУ 17/02 информацию о расходах на НИОКР и технологические работы, выполняемые для собственных нужд, а не на продажу.

Раздел состоит из 2х таблиц. В таблице 1 отражаются расходы на НИОКР и технологические работы. В таблице 2 “Справочно” приводят данные по незаконченным и не давшим результата работам. Раздел заполняют по данным счета 08 субсчет “Выполнение НИОКР и технологических работ”

Порядок заполнения раздела “Расходы на освоение природных ресурсов” аналогичен предыдущему разделу. Для заполнения используют информацию по счету 97 субсчет “Расходы на освоение природных ресурсов” или счету 08 субсчет “Освоение природных ресурсов” и Кт счета 91.

В разделе “ Финансовые вложения” приводят расшифровку данных о финансовых вложениях, отраженных по строкам 140 и 250 бух. баланса. Информацию показывают в разделе с разбивкой на краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения. Раздел заполняется по данным счетов 58,59,55.

В разделе “Дебиторская и кредиторская задолженности” включают 2 таблицы. В таблице 1 расшифровывается дебиторская задолженность, которая отражена по строкам 230 и 240 бух. баланса. В таблице 2 расшифровывается кредиторская задолженность, показанная по строке 620 и задолженность по кредитам и займам по строке 610 и 510 бух. баланса. Расшифровки приводятся по видам задолженности на начало периода графа 3 и на конец отчетного периода графа 4.

Информация о дебиторской задолженности содержится на счетах 60 субсчет “Расчеты по авансам выданные”, 62, 63, 70, 71, 73, 75, 76, 68, 69.

Информация о кредиторской задолженности берутся со счетов 60,62 субсчет “Расчеты по авансам полученные”, 62, 63, 70, 71, 73, 75, 76, 68, 69 и со счетов 66, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76. Причем в балансе дебиторская задолженность показывается за минусом созданного резерва по сомнительным долгам. Поэтому и ее расшифровка приводится за минусом созданного резерва.

В разделе “Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)” расшифровываются по экономическим элементам – расходы организации по обычным видам деятельности. Данные приводятся за отчетный период в графе 3, а за предыдущий год – в графе 4. Причем расходы, сгруппированные по соответствующим элементам, приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся:

- затраты, связанные с передачей продукции и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих производств и другое;

- расходы по браку и при простоях по внешним причинам;

- суммы, возмещаемые виновными лицами как юридическими, так и физическими и другое.

Выделяют следующие элементы затрат:

1. Материальные затраты

2. Затраты на оплату труда

3. Отчисления на социальные нужды

4. Амортизация

5. Прочие затраты

Для заполнения раздела надо использовать дебетовые обороты счетов учета затрат - 20,21,23,25,29,44.

В разделе “Обеспечение” расшифровываются данные к статьям 950, 960 Справки о наличие ценностей, учитываемых на забалансовых счетах баланса. В таблице указывают качественные характеристики полученных и выданных обеспечений и заложенного имущества, т.е. обеспечения в виде векселей, ценных бумаг, товаров, материалов. Информацию берут из забалансовых счетов 008 и 009.

В разделе “Государственная помощь” отражают полученные из бюджета средства в разрезе источников поступления и целевых назначений. Формы государственной помощи:

- субвенции,

- субсидии,

- бюджетные кредиты и прочие.

Субсидии и субвенции предоставляют организациям на безвозмездной и возвратной основе на осуществлении целевых расходов. Они расшифровываются по строке 910 раздела.

Бюджетные кредиты выдаются на возмездной и возвратной основе. Их расшифровка приводится по строке 920. Информация для заполнения раздела содержится на счете 86 Дт50,51, Кт86 и на счетах 66 и 67.

Основное назначение пояснительной записки к годовой бух. отчетности – дополнить содержание приведенных в ней форм с целью получения более полной информации о финансовом положении организации и ее месте на рынке продовольственных товаров, работ, услуг.

Пояснительную записку можно разделить на 3 основные части:

1) общие сведения об организации;

2) расшифровка важнейших статей, форм бух. отчетности;

3) аналитические показатели, характеризующие деятельность организации.

Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, приводимой в пояснительной записке и форму представления материала – в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т.п. Пояснительную записку могут не составлять организации малого бизнеса, которые не попадает под обязательный аудит и общественные организации, не ведущие предпринимательской деятельности и не имеющие оборотов по продаже товаров, кроме оборотов по выбывшим основным средствам.

В пояснительной записке должны быть приведены:

1. Показатели, которые не нашли отражения в формах годовой бух. отчетности. Например: сведения об объемах продаж продукции, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;

2. Расшифровки прочих активов и пассивов, кредиторов и дебиторов, отдельных видов прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов Ф №1 и Ф №2. Существенной является сумма, отношение которой к общему итогу, соответствующих данных, составляет не менее 5 %.

3. Основные показатели деятельности организации и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты работы организации, а так же решения по итогам рассмотрения годовой бух. отчетности и распределение прибыли, оставшейся в распоряжении организации;

4. Данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленные после даты составления годовой отчетности до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации;

5. Показатели состояния основных средств (доля их активной части, коэффициенты износа, обновления, выбытия), финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности нематериальных активов;

6. Порядок расчета аналитических финансовых показателей рентабельности продукции, ликвидности, платежеспособности организации и т.п.;

7. Оценка деловой активности организации, элементы учетной политики отличные от предыдущего года;

8. Сведения о наличие местонахождения, наименования дочерних (зависимых) обществ и видов их деятельности;

9. Основные проводимые организацией мероприятии в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень капиталовложений организации и прибыли в отчетном году, а так же их финансовые последствия для будущих периодов.

В пояснительной записке отражаются те условные факты, которые являются существенными и имеют место на дату подписания годовой отчетности. АО, кроме кредитных организаций, в случае наличия дочерних зависимых обществ в пояснительной записке представляют информацию об афелированных лицах. В пояснительной записке должны быть приведены суммы вознаграждений, выплаченные членам совета директоров, а также членам исполнительного органа АО с указанием фамилии и должности, должен быть приведен общий их состав. В с амостоятельных разделах пояснительной записки АО должна быть раскрыта информация о ценных бумагах, если они обращаются на фондовом рынке. Кроме того, отдельная годовая бух. отчетность об этих активах составляется с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) ценных бумаг и другим внешним пользователям по их требованию.

Информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию АО, обязано раскрыть в пояснительной записке по 2м показателям:

1) базовая прибыль (убыток) на акцию;

2) разводненная прибыль (убыток) на акцию.

 

Тема 22. Сущность управленческого учёта

1. Сущность, предмет и объекты управленческого учёта.

2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта.

3. Основные концепции управленческого учёта.

1.Сущность, предмет и объекты управленческого учёта.

Управленческий учет как самостоятельная подсистема бухгалтер­ского учета возник в США. Официально он был признан в 1972г. Американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвое­нием выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. За срав­нительно короткое время эта подсистема распространилась в стра­нах Европы, в Японии, Канаде и др. В экономически развитых странах на постановку и ведение управленческого учета затрачива­ется до 90% рабочего времени и других ресурсов в общих затратах на постановку и ведение бухгалтерского учета.

Управленческий учет это установленная организацией систе­ма сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подраз­делений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Сбор информации о хозяйственной деятельности организации под­разумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяй­ственных операций и других экономически значимых событий с целью их последующего отражения в системе управленческого учета.

Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.

Обобщение информации означает ее анализ, подготовку и интер­претацию. В процессе анализа информации определяют состав ин­формации, представляемой пользователям, круг пользователей, вза­имосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и си­туаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусмат­ривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и про­гнозные заключения.

Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Основная цель управленческого учета — представление руководи­телям и специалистам организации и структурных подразделений пла­новой, фактической и прогнозной информации о деятельности орга­низации и внешнем окружении для обеспечения возможности при­нятия обоснованных управленческих решений.

Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структур­ных подразделений и специалисты.

Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией, оно получает:

• интегрированные управленческие отчеты о результатах производ­ственной, финансовой и инвестиционной деятельности организа­ции и ее.основных структурных подразделений за прошедший отчетный- период и на конкретный период времени;

• материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных структурных подразделений;

• плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.

Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на кон­кретный момент времени, результаты их аналитической обработки, пла­новую и прогнозную информацию о подразделений, а также: информа­цию о смежных подразделениях и контрагентах.

Специалисты получают информацию в пределах своей компетен­ции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих вли­яние на результаты хозяйственной деятельности.

Основные задачи управленческого учета:

• учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и представление информации по ним менеджерам;

• учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, тех­нологическим решениям и другим позициям;

исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плано­вых показателей (полной производственной себестоимости, не­полной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продук­ции по зонам реализации и др.);

• определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполнен­ным работам и услугам и другим позициям;

контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности орга­низации, ее структурных подразделений и других центров ответ­ственности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организа­ции в целом, ее структурных подразделений и других центров от­ветственности;

прогнозирование и оценка прогноза (представление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей плани­рования);

• составление управленческой отчетности и ее представление уп­равленческому персоналу и специалистам для управления произ­водством и принятия решений на перспективу.

 

2.Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта.

Для сравнительной характеристики финансового и управленчес­кого учета необходимо выяснить сходство и различие этим подсис­тем бухгалтерского учета (в табл. 21.1).

Таблица 21.1

СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Показатели сравнения Финансовый учет Управленческий учет
1.Цель учета Формирование достовер­ной информации для составления финансовой отчетности, осуществле­ния контроля и выявле­ния резервов Формирование информа­ции для администрации организации и ее струк­турных подразделений, необходимой для управ­ления ими
2.Пользователи инфор­мации В основном внешние пользователи Управленческий персо­нал организации и струк­турных подразделений и исполнители
3.Обязательность ведения Обязателен Необязателен, вводится по решению администра­ции
4.Объекты учета и отчетности По организации в целом По структурным подраз­делениям, центрам от­ветственности и другим позициям
5.Способы ведения учета Все элементы метода бухгалтерского учета Использование всех эле­ментов метода бухгал­терского учета необяза­тельно. Используются методы количественных оценок
6.Правила ведения учета Используются общепри­нятые принципы и пра­вила Устанавливаются органи­зацией
7.Используемые измерители Трудовые, натуральные и обязательно стоимост­ные Более широкое исполь­зование натуральных и трудовых показателей и специфических стоимо­стных показателей («будущий рубль» и др.)
8.Способы группировки расходов По установленным эле­ментам затрат, при необ­ходимости по статьям калькуляции По статьям калькуляции
9.Степень точности информации Достоверная, докумен­тально-обоснованная Допускаются приблизи­тельные и примерные оценки
10.Временной период За прошедший отчетный период За истекший, текущий и будущий периоды
11.Периодичность предо­ставления отчетности За месяц, квартал и год За более короткие периоды времени
12.Сроки представления отчетности Через несколько недель и месяцев Через несколько дней, на следующее утро, не­медленно
13.Ответственность за достоверность и свое­временность представле­ния учетных и отчетных данных Установлена Не предусматривается
14.Доступность отчетных данных Доступных для пользова­телей Являются коммерческой тайной
15.Регулирующий орган Минфин РФ Минэкономразвития (на уровне разработки рекомендаций)

 

1. Цель ведения учета. Цель ведения финансового учета - фор­мирование полной и достоверной информации о деятельности орга­низации и ее имущественном положении, необходимой для:

• составления бухгалтерской отчетности;

• осуществления контроля за целесообразностью и законностью хозяйственных операций и наличием и использованием производ­ственных ресурсов;

• предотвращения отрицательных результатов хозяйственной дея­тельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспече­ния финансовой устойчивости организации. Следует подчеркнуть, что в приведенном определении цели финансового учета данная цель определена применительно к организации в целом (а не к структурным подразделениям). Кроме того, следует иметь в виду, что основными потребителями бухгалтерской отчетности являют­ся внешние пользователи.

Цель управленческого учета - формирование и представление информации управленческому персоналу организации и ее структур­ных подразделений, необходимой для планирования, контроля и уп­равления деятельностью организации и ее структурных подразделе­ний.

2. Основные пользователи информации. Основными потребите­лями информации финансового учета являются внешние пользовате­ли — органы государственного управления (налоговые, статистичес­кие, казначейство и др.), банки, кредиторы, инвесторы (в том числе физические лица) и др.

 

В управленческом учете потребителями информации являются работники управленческого персонала организации и ее структурных подразделений, специалисты, а также непосредственные исполните­ли, для которых установлены лимиты и нормативы по соответствую­щим расходам.

3. Обязательность ведения учета. Ведение финансового учета установлено законодательством (в России - Федеральным законом «О бухгалтерском учете»). Управленческий учет вводится и осуществля­ется по решению администрации организации; он не обязателен и может не осуществляться.

4. Объекты учета и отчетности. В финансовом учете инфор­мация формируется и отражается в отчетности в целом по организа­ции. В некоторых случаях отчеты о доходах и расходах составляют­ся по отраслям и видам деятельности.

В управленческом учете информация формируется и отражается в отчетность по структурным подразделениям, центрам ответствен­ности, видам деятельности, отдельным изделиям, новым технологи­ческим решениям и другим позициям.

5. Способы ведения учета. В финансовом учете обязательно ис­пользуются все элементы метода бухгалтерского учета — докумен­тация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная за­пись, бухгалтерский баланс и отчетность.

В управленческом учете могут использоваться указанные элементы бухгалтерского учета (в том числе документация и двойная запись), но не в обязательном порядке. Кроме того, в управленческом учете широ­ко используются количественные методы (методы элементарной мате­матики, математической статистики и теории вероятностей, математи­ческого программирования, эвристические методы и др.).

6. Правила ведения учета. Финансовый учет и составление от­четности должны осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и правилами. В России эти правила установлены зако­нодательством.

В управленческом учете правила ведения учета и составление от­четности устанавливаются самими организациями.

7. Используемые измерители. В финансовом учете используют­ся натуральные, трудовые и денежные измерители. При этом исполь­зование денежного измерителя в национальной валюте является обя­зательным. Операции в иностранной валюте приводятся к националь­ной валюте.

В управленческом учете наряду с использованием указанных из­мерителей широко используются специфические измерители произ­веденной продукции и выполненных работ — машино-час, человеко-час и др.

 

В планировании и прогнозировании принимается во внимание поведение национальной валюты, поэтому в расчетах на перспекти­ву используют понятия «будущий рубль», «будущий доллар» и т.п.

8. Способы группировки расходов. В финансовом учете расходы группируют и учитывают в обязательном порядке по элементам зат­рат. В России, перечень расходов по элементам затрат установлен ПБУ 10/99 «Расходы организации», а для целей налогообложения - гла­вой 25 НК РФ. Для калькулирования себестоимости продукции в фи­нансовом учете учет расходов можно осуществлять по статьям каль­куляции, перечень которых устанавливается организацией самостоя­тельно.

В управленческом учете учет расходов осуществляется по стать­ям калькуляции. Учет расходов по элементам затрат не ведется.

9. Степень точности информации. В финансовом учете и от­четности должна отражаться достоверная, документально обоснован­ная информация.

В управленческом учете допускаются приблизительные и пример­ные оценки. Вместе с тем по ряду показателей администрация тре­бует представления достоверных сведений.

10. Временной период. В финансовом учете информация пред­ставляется за прошедший отчетный период (месяц, квартал, год). Она носит «исторический» характер.

В управленческом учете в зависимости от целевой установки ин­формация представляется за истекший, настоящий и будущий перио­ды. Одно из основных требований, предъявляемых к информации уп­равленческого учета, - ее своевременность.

11. Периодичность представления отчетности. Финансовая отчетность составляется за месяц, квартал и год.

Отчетность в управленческом учете составляется, как правило, за более короткие промежутки времени - за месяц, декаду, неделю, день, смену.

12. Сроки представления отчетности. Финансовая отчетность представляется пользователям через несколько недель или месяцев. В России квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года, если иные сроки не предусмотрены законодательством.

В управленческом учете отчеты представляются в течение несколь­ких дней по окончании отчетного месяца, по ежедневным отчетам -на следующее утро, а в ряде случаев - немедленно.

13. Ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных. В финансовом учете ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных предусмотрена законодательством.

 

По учетным и отчетным данным управленческого учета ответ­ственность обычно не предусматривается. Вместе с тем данные уп­равленческого учета могут стать основой для привлечения менедже­ров к ответственности за его управленческие решения или поступки.

14. Доступность отчетных данных. Данные финансовой отчет­ности доступны для внутренних и внешних пользователей. В России акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные

. организации, страховые организации, биржи, инвестиционные фон-

ды обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Фонды социального назначения и ряд других организаций обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

Данные управленческой отчетности являются коммерческой тай­ной.

15. Регулирующий орган. Основным регулирующим органом по финансовому учету является Минфин РФ, а по управленческому учету (на уровне рекомендаций) — Минэкономразвития России.

Несмотря на приведенные отличия, в финансовом и управленчес­ком учете имеется много общего:

• основная часть данных первичного учета используется и в финан­совом, и в управленческом учете. Различие состоит лишь в том, что в финансовом учете используются записи всех документаль­но-оформленных хозяйственных операций, а в управленческом учете — основная часть этих операций. Вместе с тем в управлен­ческом учете широко используются нормативные, плановые и дру­гие показатели;

• учет затрат и калькулирование себестоимости продукции осуще­ствляется как в финансовом, так и управленческом учете. При этом в финансовом учете определяется себестоимость всей производ­ственной продукции и ее основных видов в целом по организа­ции. В управленческом учете исчисляют различные показатели себестоимости (по отдельным производствам, видам, технологи­ческим решениям, зонам реализации и т.п.);

• способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгал­терского учета (документация и инвентаризация, оценка и каль­куляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчет­ность) применяют как в финансовом, так и управленческом уче­те. Различие состоит в степени их применения (в управленческом учете они не строго обязательны), а также в том, что в управлен-1 ческом учете широко применяются количественные методы. Сравнение финансового, управленческого и налогового учета при­ведено на рис. 21.1.

       
       
       
           

финансовый учет

управленческий учет

налоговый учет

 

Рис. 21.1. Составные части финансового, управленческого и налогового учета: 1 - данные первичного документально обоснованного уче­та; 2 - данные Главной книги и других учетных регистров; 3 - данные финансовой (бухгалтерской) отчетности; 4 - плано­вые, нормативные и другие внеучетные данные; 5 - данные уп­равленческой отчетности; 6 - данные учетных регистров нало­гового учета; 7 - данные налоговой отчетности.

 

 

3.Основные концепции управленческого учёта.

Центр ответственности — это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью.

В каждом центре ответственности осуществляются расходы и про­изводится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра от­ветственности обязательно измеряются и контролируются менедже­ром центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно изме­рить в качестве дохода центра ответственности (например, практичес­ки невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бух­галтерией). Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли.

По принципу возможности и целесообразности исчисления при­были и ее использования центры ответственности разделяются на три вида:

• центр затрат;

• центр прибыли;

• центр инвестиций.

В центрах затрат контролируются, как правило, только их рас­ходы. Их основной целью является минимизация затрат.

В центрах прибыли менеджер контролирует не только затраты, но и доходы. Сопоставляя доходы и расходы по центру, определяют при­быль. Основная цель центра прибыли - получение максимально вы­сокой прибыли.

Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние орга­низации и другие достаточно самостоятельные части головной орга­низации.

По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: за снабжение, произ­водство, сбыт продукции, центр управления!

Центр ответственности за снабжение планирует, учитывает и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хране­ние, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их от­пуск в производство.

Центр ответственности за производство планирует, учитыва­ет и контролирует затраты на производство продукции, объем и ас­сортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляет ее себе­стоимость.

Центр ответственности за сбыт продукции (центр продаж) пла­нирует, учитывает и контролирует затраты по продаже продукции (ра­бот! услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку ет про­дажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов.

Центр управления (служба главного технолога, бухгалтерия, служ­ба управленческого учета и т.д.) планирует, учитывает и контролиру­ет затраты на их функционирование и определяет эффективность сво­ей деятельности.

Основой функционирования центров ответственности является сопоставление фактических затрат с расходами по смете. Смета яв­ляется, в сущности, финансовым планом для каждого центра ответ­ственности. При составлении смет во внимание принимают, как пра­вило, только затраты, контролируемые соответствующим центром.

Особенно важно применять гибкие сметы, позволяющие пересчи­тывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Для осуществления пересчета затраты делят на переменные, полуперемен­ные и постоянные. При пересчете затрат переменные расходы умно­жают на коэффициент фактического изменения объема производства: полупеременные.расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства и коэффициент зависимости данно­го вида расходов от объема производства; постоянные расходы кор­ректировке не подлежат. '„

Сопоставление фактических затрат с затратами по смете осуще­ствляют в отчете об исполнении сметы, в котором обычно указы­вают наименование контролируемых затрат, затраты по смете, фак­тические расходы и отклонение фактических затрат от сметных.

Центры прибыли помимо отчета об исполнении сметы составля­ют отчеты по прибыли.

Система учета по центрам ответственности может быть эффек­тивным средством управления затратами и прибылью, если будут со­блюдены следующие условия:

• обоснованный выбор перечня центров ответственности;

• сметы затрат по центрам должны быть хорошо обоснованы и сти­мулировать уменьшение затрат;

• правильный выбор контролируемых расходов;

• обоснованный выбор ответственных за расходы, доходы и при­быль;

• обеспечение взаимосвязи отчетности центров ответственности различных уровней;

• система учета по центрам ответственности должна функциониро­вать параллельно с системой финансового учета.

Центр затрат - это любая единица деятельности организации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами дан­ной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организо­вать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы.

Центром затрат могут быть отдельное рабочее место (например, по сборке какого-либо объекта), отдельная производственная опера­ция или несколько операций, имеющих одинаковую характеристику, отдельный станок или группа станков, бригада, участок, цех или дру­гая часть организации; соответствующая организационная единица может подразделяться на отдельные центры затрат. Основой выделе­ния центров затрат является единство выполнения операций и функ­ций и используемого оборудования.

Выбор центров затрат зависит от организационных и других осо­бенностей организации, а также от целей, поставленных ее руковод­ством. Следует учитывать, что с увеличением центров затрат эффек­тивность контроля за затратами повышается с одновременным уве­личением расходов на ведение учета. Менеджеры должны установить оптимальное сочетание затрат на ведение учета с эффектом осуще­ствления контроля за затратами по каждому центру затрат.

На выбор центров затрат большое значение оказывает возмож­ность закрепления ответственности руководителей структурных под­разделений и исполнителей за затраты по каждому центру. В связи с этим центры затрат создаются в соответствии с детализированной схе­мой организации предприятия и перечнем должностных обязаннос­тей каждого работника организации. При необходимости в должност­ные обязанности работников вводятся соответствующие изменения.

Определение центров затрат начинают с низшего уровня управ­ления затратами — отдельных исполнителей. За каждым исполните­лем закрепляют ответственность за те затраты, величина которых за­висит от него.

После установления центров затрат первого уровня определяют центры затрат второго, третьего и последующих уровней. При этом центры затрат последующих уровней могут включать ответственность за затраты как данного уровня, так и за затраты центров предшеству­ющих уровней.

 

По каждому центру затрат ответственность соответствующих ру­ководителей или исполнителей устанавливается только по контроли­руемым ими расходам. При установлении контролируемых расходов часто возникают проблемы, поскольку многие расходы могут конт­ролироваться частично.

При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния уровня управления заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми на другом.

Например, заработная плата начальника цеха является неконтролируемой ста­тьей расходов на уровне цеха, но она является контролируемой на уровне руко­водителя организации, утверждающего штатное расписание.

Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат.

Например, сумма арендной платы за какие-либо активы в течение срока дей­ствия договора на аренду является неконтролируемой..Однако в перспективе сум­ма арендной платы может быть изменена или может быть принято решение о приобретении в собственность соответствующих активов.

После выбора центров затрат по каждому из них составляют смету затрат, включая в них только те затраты, которые непосредственно кон­тролируются исполнителем или другим ответственным за расходы.

Для организации контроля затрат по каждому центру важное зна­чение имеет учет фактических расходов по каждому центру. Для это­го на каждый центр затрат, как правило, открывают отдельный ана­литический счет по учету затрат на производство, каждому центру присваивают определенный номер (шифр затрат).

Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании пер­вичных документов, в которых проставляют шифры затрат. Косвен­ные расходы по центрам делятся на два вида:

• непосредственно относящиеся к данному центру затрат;

• распределяемые из других центров затрат.

Некоторые организации относят на затраты центра только те на­кладные расходы, которые возникают в данном центре. Ставка наклад­ных расходов по таким центрам определяется делением суммы на­кладных расходов на объем продукции (работ, услуг) данного цент­ра, который может быть выражен в единицах изделий их стоимости, человеко- или машино-часах, прямой заработной плате. Остальные накладные расходы в таких организациях распределяют по соответ­ствующим ставкам, минуя центры затрат.

В организациях, распределяющих накладные расходы обоих ви­дов, применяют ставки распределения накладных расходов по видам накладных расходов.

Эффективность функционирования центров затрат во многом за­висит от содержания отчетов по центрам затрат. Основными прин­ципами этой отчетности являются:

• включение в отчет только контролируемых расходов;

• укрупнение показателей отчетности по центрам по мере восхож­дения от низшего уровня управления к высшему;

• включение в отчет информации об отклонениях, позволяющей реализовывать принцип управления по отклонениям.

Сущность принципа управления по отклонениям заключается в предположении о том, что менеджеру более высокого уровня уп­равления нет необходимости оперативно контролировать отдельные расходы и доходы центров ответственности низших уровней управ­ления, если их величины существенно не отличаются от заданных. Если же отклонения по расходам и доходам существенны (обычно более 5%), то менеджерам более высокого уровня управления пред­ставляется дополнительная информация, объясняющая возникшие отклонения в соответствующем центре ответственности. На основе дополнительной информации менеджер принимает решения в преде­лах своих полномочий или представляет соответствующую информа­цию вышестоящему руководителю.

Центрами прибыли могут быть цехи, производства, отделы сбы­та (маркетинга) и другие подразделения организации, руководители которых являются ответственными и обладают полномочиями как по затратам, так и по доходам. В качестве центра прибыли выступает так­же организация в целом.

Отчетным документом по затратам центра прибыли являются рас­смотренные ранее отчеты об исполнении сметы центров затрат выс­ших уровней (обычно начиная с цехового уровня).

Основным же отчетным документом центра прибыли является отчет по прибыли, содержание которого зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, от обычной де­ятельности, до налогообложения, чистой или маржинального дохода.

Если центр прибыли отчитывается по валовой прибыли, то в от­чете отражают стоимость произведенной продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции данного центра, составляющие ее производственную себестоимости и исчисляемую величину вало­вой прибыли.

В том случае, когда центр прибыли отчитывается по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительно данные о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и соответствующей части общехо­зяйственных расходов (если они не включаются в производственную себестоимость), позволяющие исчислить полную себестоимость про­данной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации.

При составлении отчета по прибыли от обычной деятельности в отчет включают данные об операционных н внереализационных до­ходах и расходах и сумме налога на прибыль.

Вместо отчета по прибыли центры прибыли могут составлять отчеты о маржинальном доходе.

Маржинальный доход, как уже отмечалось, определяют вычитани­ем из выручки от продажи продукции (работ, услуг) переменных расхо­дов, связанных с производством и продажей продукции. Разница меж­ду маржинальным доходом и постоянными расходами называется оста­точным доходом. При этом остаточный доход целесообразно исчислять с учетом и прямых, и косвенных постоянных расходов.

ОТЧЕТ ЦЕНТРА ПРИБЫЛИ О МАРЖИНАЛЬНОМ ДОХОДЕ ЗА_____МЕСЯЦ, ТЫС. РУБ.

Показатели По смете (плану) Фактически Отклонения (+, -)
      за месяц с начала года
1.Выручка от продажи (нетто)     +200 +300
2.Переменные расходы     +100 +200
3.Маржинальный доход (п. 1 - п. 2)     +100 + 100
4.Прямые постоянные расходы     +10 +20
5.Остаточный доход (до косвенных расходов)     +90 +80
6.Косвенные постоянные расходы     +10 +20
7.Остаточный доход (прибыль от производ­ства) (п. 5 - п. 6)     +80 +60

 

В целом по организации отчет по прибыли за отчетный месяц це­лесообразно составлять по форме отчета по прибыли в составе бух­галтерской (финансовой) отчетности с включением в отчет показате­лей по смете и отклонений за месяц и с начала года.

Центры инвестиций это структурные единицы самого высо­кого уровня крупных децентрализованных организаций: дочерние и зависимые общества головных организаций, филиалы и др. В за­падных странах к центрам инвестиции относят также отделения транснациональных корпораций.

Поскольку применительно к центрам инвестиций исходят из до­пущения, что они являются отдельными организациями, это центры составляют обычные формы бухгалтерской (финансовой) отчетнос­ти, в том числе отчет по прибыли.

Поэтому в настоящее время для оценки деятельности центров инвестиций в странах с рыночной экономикой используют четыре показателя:

• прибыль;

• рентабельность активов;

• остаточная прибыль;

• экономическая добавленная стоимость (ЭДС).

В качестве показателя прибыли в зависимости от конкретных ус­ловий деятельности используют показатели прибыли до налогообло­жения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

Показатель рентабельности активов (РА) определяют отноше­нием прибыли (П) к активам (А):

РА= П/А

В настоящее время наблюдаются различные подходы к выбору числителя и знаменателя приведенной формулы.

В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего исполь­зуют показатели прибыли до налогообложения и остаточного дохода до косвенных затрат. Наряду с ними некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

В качестве активов (знаменателя формулы) используют следую­щие показатели:

• стоимость активов по балансу;

• стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амор­тизируемым активам;

• действующие активы;

• оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

Формулу для расчета рентабельности активов (П/А) можно пред­ставить в следующем виде:

РА =(П/В) * (В/А),

где В - выручка (нетто) от продажи продукции (работ, услуг).

Первый множитель приведенной формулы является показателем рентабельности продаж, а второй — оборачиваемости активов.

Они сами по себе имеют важное значение и могут использоваться для оценки деятельности центров инвестиций.

Показатель остаточной прибыли определяют вычитанием из прибыли минимально необходимой прибыли на используемые акти­вы., Последний показатель определяют умножением стоимости акти­вов на норму прибыли по активам, устанавливаемую администраци­ей организации

Показатель остаточной прибыли показывает, какую прибыль при­носит соответствующий центр инвестиций для организации сверх минимально необходимой прибыли на активы. Он отражает вклад со­ответствующего центра в общие результаты деятельности организа­ции.

Начиная с 1980-х гт. во многих странах с рыночной экономикой широко применяется показатель экономической добавленной стоимости (ЭДС), который определяют вычитанием из экономической прибыли отчетного года экономической прибыли предыдущего года. При этом показатель экономической прибыли исчисляют вычитани­ем из чистой прибыли суммы платы за активы.

Величину платы за активы (капитал) устанавливают умножением стоимости активов на их цену. Цена активов - это сумма денежных средств, которую нужно заплатить за использование определенного объе­ма финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему.

Каждый источник финансовых ресурсов имеет свою цену. В этих условиях цену активов определяют по формуле:

ЦА = Цii,

где ЦА — цена активов, %; Цi - цена i-го источника, %; Уi - удельный вес i-го источника в их общей сумме, %.

Если, например, цена активов определена на уровне 10% их стоимости, то величина платы за активы стоимостью в 1 млн руб. составит 100 000 руб.

Чистая прибыль центра определяется вычитанием из прибыли от обычной деятельности суммы налога на прибыль. К полученному ос­татку прибавляют чрезвычайные доходы и вычитают чрезвычайные расходы.

Показатель ЭДС показывает прирост стоимости акционерного ка­питала за отчетный период.

При оценке бизнес-единиц по этому показателю менеджеры за­интересованы как в увеличении прибыли, так и в снижении стоимо­сти активов в своей бизнес-единице.

Следует отметить, что при расчете показателя ЭДС в расчет нуж­но принимать лишь те активы, которые действительно контролиру­ются менеджерами бизнес-единиц. В связи с этим в состав активов бизнес-единиц не следует включать деловую репутацию и организа­ционные расходы нематериальных активов, стоимость администра­тивного здания компании, финансовые вложения компании, если уп­равление ими осуществляется централизованно, и т.п.

 

 

Тема 23. Затраты, издержки, расходы и себестоимость.

1. Сущность понятий: затраты, издержки, расходы, себестоимость. Типология затрат.

2. Точка безубыточности, маржа безопасности

 

1. Сущность понятий: затраты, издержки, расходы, себестоимость. Типология затрат.

В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации компании и ее подразделений. В российской практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью единой системы бухгалтерского учета.

Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товар (работы, услуги). Для управления менеджерам нужны данные не о затратах вообще, а об издержках на что-либо (продукт или его партию, услуги, оказываемые клиенту социальный проект). Это называется объектом учета затрат.

Затраты, издержки и себестоимость являются одними из основных экономических категорий. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельность организации, эффективность ее хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат — важнейшие направления совершенствования деятельности каждой организации, определяющие ее конкурентоспособность, надежность и финансовую устойчивость.

Стандартно в управленческом учете рассматриваются следующие основные категории затрат: материалы, затраты на труд, накладные расходы.

При учете материалов необходимо иметь информацию о стандартных и фактических затратах на материалы. При этом требуются данные об оптимальном количестве закупок товаров (включая скидки), убытках от списания материалов, минимальном уровне запасов на складе, принимать во внимание решения в случае излишних закупок, проблему затоваривания складских помещений, периодичность поставок и риски, связанные с прекращением поставок.

При учете затрат на труд нужно делить эти затраты на прямые и косвенные, вознаграждение, получаемое сотрудниками офиса, изара­ботную плату производственных рабочих, принимать в расчет различ­ные методы вознаграждения, вопросы повышения эффективности тру­да, текучести и взаимозаменяемости кадров.

При учете накладных расходов их принято делить на прямые и косвенные. При этом следует знать нормы поглощения накладных расходов, делить их на нормативные и сверхнормативные, уметь опреде­лять наиболее эффективную базу распределения накладных расходов.

В зависимости от вида бизнеса организации используются разные системы учета: пообъектный (позаказный), попроцессный учет затрат, учет затрат на сервисное обслуживание.

Пообъектный (позаказный) учет применяется в таких направ­лениях бизнеса, где можно четко выделить конкретный заказ, проект, работу (например, в строительстве, кораблестроении).

Попроцессный учет применяется в поточных производствах, где требуется знание характеристик затрат, цены единицы продукции.

Учет затрат на сервисное обслуживание проводится в сервисных службах, обслуживающих Организациях, т.е. там, где необходимо при­нимать во внимание це




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.326 сек.