КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Точка безубыточности, маржа безопасности
Объем Пояснительная записка Содержание и порядок формирования приложений к форме №1 и №2 В качестве приложений к формам №1 и №2 относятся: 1) отчет о движении денежных средств (форма №4); 2) отчет об изменении капитала; 3) приложение к бух. балансу – форма №5; 4) пояснительная записка и аудиторское заключение 1. Отчет о движении денежных средств воспроизводит оборот физического капитала организации в его наиболее ликвидной форме, в форме денежного капитала. В отчет включают среднюю о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50, 51, 52, 55, отчет составляется в рублях. В случае наличия и движения денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, рассчитываются по курсу Банка Росси на дату составления бух. отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы №4. Отчет составляется в разрезе 3х видов деятельности: - текущей, - инвестиционной, - финансовой. Текущей считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, т.е. это производство промышленной продукции, выполнение строительных работ, торговля, общепит, сельское хозяйство и др. Инвестиционная деятельность – это деятельность организации, связанная с капитальными вложениями предприятия в связи с приобретением земельных участков, зданий и другой недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а так же их продажей и с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, предоставление другим организациям займов. Финансовая деятельность – это деятельность предприятия, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, а также осуществление краткосрочных финансовых вложений, погашение заемных средств т.д. Отчет о движении денежных средств включает 3 раздела. Каждый раздел заканчивается показателем чистых денежных средств по конкретному виду деятельности. Показатель рассчитывается как разность между доходами от вида деятельности и суммой средств, направленных на реализацию данного вида деятельности. Данный показатель может быть как положительным - при превышении суммы доходов над расходами, так и отрицательным – если сумма расходов превышает сумму доходов. Расходы и отрицательные показатели в форме №4 приводятся в круглых скобках. В разделе “Денежные средства” и “Текущая деятельность” приводится информация по дебетовым оборотам счетов 50, 51, 52 и кредиту счета 62. эти обороты показывают сумму средств, полученную от покупателей и заказчиков по текущей деятельности. Денежные средства, направленные на оплату приобретенных товаров, работ и услуг представляют собой оборот по дебету счетов 60 и 76 и кредиту счетов 50, 51, 52, 55. Денежные средства, направленные на оплату труда – оборот по Дт70 и Кт 50,51. Денежные средства, направленные на выплату дивидендов и процентов – оборот по Дт75,70 и Кт50,51. Денежные средства, направленные на расчеты по налогам и сборам – Дт68,69Кт51. По строке “Денежные средства”, направленные на прочие расходы, показывают суммы штрафных санкций, по налогам и сборам, начисленных за просрочку платежей в бюджет – Дт68 Кт51. В разделе “Движения денежных средств” по инвестиционной деятельности показывают: - Дт51,51,52 Кт62,76,91 – выручка от продажи объектов основных средств. - Полученные дивиденды – Дт50,51,52 Кт76 субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим расчетам». Аналогично учитываются полученные проценты. - Поступление от погашения займов, предоставляемых другим организациям – Дт50,51,52 Кт 58 субсчет «Предоставленные займы». - Приобретение дочерних организаций Дт60 Кт51,52 – части расчетов по договору приобретения дочернего предприятия, как имущественного комплекса. - Дт60 Кт50,51,52 – приобретение объектов основных средств. - Дт58 Кт51,52 – приобретение ценных финансовых вложений. - Дт58 субсчет «Предоставленные займы» Кт51 – на сумму займов, предоставленных другим организациям. Раздел “Движения денежных средств” по финансовой деятельности содержит показатели: 1. Поступление от эмиссии акций и иных долевых бумаг – Дт50,51,52 Кт75 2. Поступление от займов и кредитов – Дт50,51,52 Кт66,67 3. Погашение займов и кредитов без процентов – Дт66,67 Кт51,52 4. Погашение обязательств по финансовой аренде заполняют лизингополучатели - Дт76 расчеты по лизинговым платежам - Кт50,51,52 По данным формы №4 определяют чистое увеличение или уменьшение денежных средств и их эквивалентов. Оно представляет собой арифметическую разность чистых денежные средств по текущей деятельности, по инвестиционной и финансовой. Данный показатель может быть положительным, т. е. остаток денежных средств на конец года больше остатка денежных средств на начало года и отрицательным, когда остаток денежных средств на конец года меньше остатка денежных средств на начало года. 2. Отчет об изменениях капитала – форма №3 отражает информацию о наличии и движении собственного капитала предприятия в отчетном году. В отчете приводится информация об уставном, добавочном и резервном капиталах, нераспределенной прибыли и о резервах предстоящих расходов и оценочных резервов. Форма №3 включает в себя 3 раздела: 1) изменение капитала; 2) резервы; 3) справочный раздел. В разделе 1 «Изменение капитала» указываются остатки на начало и конец предыдущего и отчетного годов всех составляющих капитала организации - уставный, добавочный, нераспределенная прибыль, а также суммы увеличения или уменьшения с указанием причин (дополнительный выпуск акций, уменьшение количества акций, увеличение или уменьшение номинальной стоимости акций, реорганизация юридического лица, изменения в учетной политике, переоценка основных средств, результат от пересчета иностранных валют, начисление дивидендов, отчисления в резервный капитал др.) Показатели, отраженные в данном разделе, формируются на основании информации по счетам 80, 82, 83, 84 Строка “Изменения в учетной политике”. По данной строке сумма нераспределенной прибыли предыдущего года должна быть приведена в сопоставимый вид с нераспределенной прибылью отчетного года, исходя из предположения, что новая учетная политика будто бы уже применялась уже в прошлом году. Изменение учетной политики может привести или к увеличению или к уменьшению нераспределенной прибыли (не покрытого убытка предыдущего года). Корректировка делается внесистемно, т.е. без бухгалтерских записей. Показатель – результат от переоценки основных средств показывается в графе “Добавочный капитал”. Рассматривается он как сумма разницы между оборотами по записям: - Дт01 Кт83 – дооценка первичной стоимости основных средств; - Дт 83 Кт02 – дооценка начисленной по ним амортизации. Показатель – результат от перерасчета иностранных валют формируется при переоценке задолженности учредителя нерезидента, по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте. Дт75 Кт83 – положительная курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала организации. Дт83 Кт75 – отрицательная курсовая разница. Показатель – чистая прибыль представляет собой сумму чистой прибыли, которая по окончании года списывается со счета 99 на Кт счета 84. Сумма дивидендов, начисленных учредителями за счет нераспределенной прибыли, показывается по строке “Дивидендов” в круглых скобках. По строке “Отчисления в резервный фонд” в круглых скобках показывают в графе “Нераспределенная прибыль” сумма отчислений, а в графе “Резервный капитал” – ту же сумму без скобок. По этой строке в графе “Итого” должен быть поставлен “0” В разделе 2 – “Резервы” отражаются остатки резервов на начало и конец предыдущего и отчетного года. Показатели данного раздела сгруппированы следующим образом: 1) резервы, образованные в соответствии с законодательством (заполняют только АО) и размер 5 % от уставного капитала; 2) резервы, образованные в соответствии с учредительными документами, заполняют ООО и АО. Показывают величину резервного фонда, превышающий 5 %-ный норматив; 3) оценочные резервы Дт91 Кт59, Дт91 Кт63; 4) резервы предстоящих расходов – Дт20,23,25,26,44 Кт96. В разделе 3 – “Справки” указываются следующие показатели: - стоимость чистых активов организации; - сумма целевого финансирования и поступлений, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на различные цели за отчетный и предыдущие годы; - чистые активы – стоимость оборотных и внеоборотных активов, обеспеченных собственными средствами организации, т.е. чистые активы – это стоимость имущества организации, которая свободна от долевых обязательств. Показатель чистых активов указывает на финансовую устойчивость предприятия, на обеспеченность собственными средствами. Стоимость чистых активов можно рассчитать по формуле: где ЗУ- задолженность учредителей, ДБУ - доходы будущих периодов. В обязательном порядке форма №3 включается только в состав годовой бух. отчетности. Поэтому величина чистых активов рассматривается организацией 1 раз в год на конец отчетного года. Согласно приказу МИНФИНА № 10 “О порядке оценки стоимости чистых активов АО” под стоимостью чистых активов АО понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов АО, применяемых к расчету, сумму его пассивов. В состав активов, вкладываемых, принимаемых к расчету, включаются необоротные активы, отражаемые в1 разделе бух. баланса, отражаемые в составе бух. баланса и оборотные активы 2 раздела баланса за исключением задолженности учредителей по взносам в уставный капитал. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются долгосрочные обязательства по займам и кредитам, краткосрочные обязательства по займам и кредитам, кредиторская задолженность, задолженность участниками по выплате доходов, расходы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства. 3. Приложение к бух. балансу – форма №5 включает данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств. Форму №5 не обязаны составлять малые предприятия, которые не попадают под обязательный аудит, а так же общественные организации, не занимающиеся предпринимательством и не имеющие, кроме выбытия имущества, оборотов по реализации товаров, работ, услуг. Остальные организации обязаны составлять форму №5. Данные организации отражаются как минимум за 2 года. Форма №5 включает следующие разделы: - нематериальные активы; - основные средства; - доходные вложения в материальные ценности; - расходы на НИОКР; - расходы на освоение природных ресурсов; - финансовые вложения; - дебетовая и кредитовая задолженности; - расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат); - обеспечение; - государственная помощь. Раздел “Нематериальные активы” является расшифровочной таблицей к статье 110 “Нематериальные активы бух. баланса”. Раздел включает 2 таблицы. В таблице 1 показывают первоначальную стоимость. В таблице 2 – сумму начисленной амортизации каждого вида нематериальных активов на начало и конец отчетного года. В таблице 1 так же приводят стоимость списанных и приобретенных в течение года нематериальных активов. В Форме №5 отражаются нематериальные активы, принадлежащие организации на праве собственности. Стоимость нематериальных активов, полученных во временное пользование и отражаемых за балансом по строке 990, в приложении к балансу не приводится. В разделе “ Основные средства” расшифровываются данные к строке 120 “Основные средства бух. баланса” и некоторые данные Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Раздел состоит из 2х таблиц. В таблице 1 отражают наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода объектов основных средств по видам согласно Общероссийскому Классификатору основных фондов ОК 013 -93, утвержденному постановлением ГОСТом от 26 декабря 1994 № 359. В таблице №2 приводят сумму начисленной амортизации. Здесь надо отразить стоимость основных средств до 10 тыс.руб.; первоначальную стоимость основных средств, переданных в аренду; первоначальную стоимость основных средств, переданных на консервацию; стоимость объектов, полученных в аренду. В этом разделе имеется таблица “Справочно ”, где учитывают результаты проведенной переоценки основных средств, а так же изменения стоимости объектов, в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации. Раздел “Доходные вложения в материальные ценности” является расшифровкой к строке 135 бух. баланса. Расшифровка состоит из 2х таблиц. В таблице 1 отражается первоначальная стоимость доходных вложений в материальные ценности на начало и конец года, и движение их в отчетном году с разбивкой по видам имущества. При этом данные берут со счета 03. В таблице 2 приводят сумму начисленной амортизации по всем доходным вложениям в материальные ценности за отчетный и прошлый годы. Данные берет со счета 02 субсчет “Амортизация по имуществу”, предоставляемому другим организациям во временное пользование. В разделе “Расходы на НИОКР” раскрывают в соответствии с п.16 ПБУ 17/02 информацию о расходах на НИОКР и технологические работы, выполняемые для собственных нужд, а не на продажу. Раздел состоит из 2х таблиц. В таблице 1 отражаются расходы на НИОКР и технологические работы. В таблице 2 “Справочно” приводят данные по незаконченным и не давшим результата работам. Раздел заполняют по данным счета 08 субсчет “Выполнение НИОКР и технологических работ” Порядок заполнения раздела “Расходы на освоение природных ресурсов” аналогичен предыдущему разделу. Для заполнения используют информацию по счету 97 субсчет “Расходы на освоение природных ресурсов” или счету 08 субсчет “Освоение природных ресурсов” и Кт счета 91. В разделе “ Финансовые вложения” приводят расшифровку данных о финансовых вложениях, отраженных по строкам 140 и 250 бух. баланса. Информацию показывают в разделе с разбивкой на краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения. Раздел заполняется по данным счетов 58,59,55. В разделе “Дебиторская и кредиторская задолженности” включают 2 таблицы. В таблице 1 расшифровывается дебиторская задолженность, которая отражена по строкам 230 и 240 бух. баланса. В таблице 2 расшифровывается кредиторская задолженность, показанная по строке 620 и задолженность по кредитам и займам по строке 610 и 510 бух. баланса. Расшифровки приводятся по видам задолженности на начало периода графа 3 и на конец отчетного периода графа 4. Информация о дебиторской задолженности содержится на счетах 60 субсчет “Расчеты по авансам выданные”, 62, 63, 70, 71, 73, 75, 76, 68, 69. Информация о кредиторской задолженности берутся со счетов 60,62 субсчет “Расчеты по авансам полученные”, 62, 63, 70, 71, 73, 75, 76, 68, 69 и со счетов 66, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76. Причем в балансе дебиторская задолженность показывается за минусом созданного резерва по сомнительным долгам. Поэтому и ее расшифровка приводится за минусом созданного резерва. В разделе “Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)” расшифровываются по экономическим элементам – расходы организации по обычным видам деятельности. Данные приводятся за отчетный период в графе 3, а за предыдущий год – в графе 4. Причем расходы, сгруппированные по соответствующим элементам, приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся: - затраты, связанные с передачей продукции и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих производств и другое; - расходы по браку и при простоях по внешним причинам; - суммы, возмещаемые виновными лицами как юридическими, так и физическими и другое. Выделяют следующие элементы затрат: 1. Материальные затраты 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисления на социальные нужды 4. Амортизация 5. Прочие затраты Для заполнения раздела надо использовать дебетовые обороты счетов учета затрат - 20,21,23,25,29,44. В разделе “Обеспечение” расшифровываются данные к статьям 950, 960 Справки о наличие ценностей, учитываемых на забалансовых счетах баланса. В таблице указывают качественные характеристики полученных и выданных обеспечений и заложенного имущества, т.е. обеспечения в виде векселей, ценных бумаг, товаров, материалов. Информацию берут из забалансовых счетов 008 и 009. В разделе “Государственная помощь” отражают полученные из бюджета средства в разрезе источников поступления и целевых назначений. Формы государственной помощи: - субвенции, - субсидии, - бюджетные кредиты и прочие. Субсидии и субвенции предоставляют организациям на безвозмездной и возвратной основе на осуществлении целевых расходов. Они расшифровываются по строке 910 раздела. Бюджетные кредиты выдаются на возмездной и возвратной основе. Их расшифровка приводится по строке 920. Информация для заполнения раздела содержится на счете 86 Дт50,51, Кт86 и на счетах 66 и 67. Основное назначение пояснительной записки к годовой бух. отчетности – дополнить содержание приведенных в ней форм с целью получения более полной информации о финансовом положении организации и ее месте на рынке продовольственных товаров, работ, услуг. Пояснительную записку можно разделить на 3 основные части: 1) общие сведения об организации; 2) расшифровка важнейших статей, форм бух. отчетности; 3) аналитические показатели, характеризующие деятельность организации. Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, приводимой в пояснительной записке и форму представления материала – в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т.п. Пояснительную записку могут не составлять организации малого бизнеса, которые не попадает под обязательный аудит и общественные организации, не ведущие предпринимательской деятельности и не имеющие оборотов по продаже товаров, кроме оборотов по выбывшим основным средствам. В пояснительной записке должны быть приведены: 1. Показатели, которые не нашли отражения в формах годовой бух. отчетности. Например: сведения об объемах продаж продукции, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; 2. Расшифровки прочих активов и пассивов, кредиторов и дебиторов, отдельных видов прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов Ф №1 и Ф №2. Существенной является сумма, отношение которой к общему итогу, соответствующих данных, составляет не менее 5 %. 3. Основные показатели деятельности организации и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты работы организации, а так же решения по итогам рассмотрения годовой бух. отчетности и распределение прибыли, оставшейся в распоряжении организации; 4. Данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленные после даты составления годовой отчетности до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации; 5. Показатели состояния основных средств (доля их активной части, коэффициенты износа, обновления, выбытия), финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности нематериальных активов; 6. Порядок расчета аналитических финансовых показателей рентабельности продукции, ликвидности, платежеспособности организации и т.п.; 7. Оценка деловой активности организации, элементы учетной политики отличные от предыдущего года; 8. Сведения о наличие местонахождения, наименования дочерних (зависимых) обществ и видов их деятельности; 9. Основные проводимые организацией мероприятии в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень капиталовложений организации и прибыли в отчетном году, а так же их финансовые последствия для будущих периодов. В пояснительной записке отражаются те условные факты, которые являются существенными и имеют место на дату подписания годовой отчетности. АО, кроме кредитных организаций, в случае наличия дочерних зависимых обществ в пояснительной записке представляют информацию об афелированных лицах. В пояснительной записке должны быть приведены суммы вознаграждений, выплаченные членам совета директоров, а также членам исполнительного органа АО с указанием фамилии и должности, должен быть приведен общий их состав. В с амостоятельных разделах пояснительной записки АО должна быть раскрыта информация о ценных бумагах, если они обращаются на фондовом рынке. Кроме того, отдельная годовая бух. отчетность об этих активах составляется с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) ценных бумаг и другим внешним пользователям по их требованию. Информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию АО, обязано раскрыть в пояснительной записке по 2м показателям: 1) базовая прибыль (убыток) на акцию; 2) разводненная прибыль (убыток) на акцию.
Тема 22. Сущность управленческого учёта 1. Сущность, предмет и объекты управленческого учёта. 2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта. 3. Основные концепции управленческого учёта. 1.Сущность, предмет и объекты управленческого учёта. Управленческий учет как самостоятельная подсистема бухгалтерского учета возник в США. Официально он был признан в 1972г. Американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. За сравнительно короткое время эта подсистема распространилась в странах Европы, в Японии, Канаде и др. В экономически развитых странах на постановку и ведение управленческого учета затрачивается до 90% рабочего времени и других ресурсов в общих затратах на постановку и ведение бухгалтерского учета. Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью. Сбор информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью их последующего отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает ее анализ, подготовку и интерпретацию. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необходимости аналитические и прогнозные заключения. Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата. Основная цель управленческого учета — представление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений. Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты. Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией, оно получает: • интегрированные управленческие отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности организации и ее.основных структурных подразделений за прошедший отчетный- период и на конкретный период времени; • материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных структурных подразделений; • плановые и прогнозные показатели на предстоящий период. Руководители структурных подразделений формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент времени, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделений, а также: информацию о смежных подразделениях и контрагентах. Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности. Основные задачи управленческого учета: • учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и представление информации по ним менеджерам; • учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям; исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и др.); • определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и другим позициям; контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности; планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности; прогнозирование и оценка прогноза (представление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования); • составление управленческой отчетности и ее представление управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.
2.Сравнительная характеристика управленческого и финансового учёта. Для сравнительной характеристики финансового и управленческого учета необходимо выяснить сходство и различие этим подсистем бухгалтерского учета (в табл. 21.1). Таблица 21.1 СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
1. Цель ведения учета. Цель ведения финансового учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для: • составления бухгалтерской отчетности; • осуществления контроля за целесообразностью и законностью хозяйственных операций и наличием и использованием производственных ресурсов; • предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации. Следует подчеркнуть, что в приведенном определении цели финансового учета данная цель определена применительно к организации в целом (а не к структурным подразделениям). Кроме того, следует иметь в виду, что основными потребителями бухгалтерской отчетности являются внешние пользователи. Цель управленческого учета - формирование и представление информации управленческому персоналу организации и ее структурных подразделений, необходимой для планирования, контроля и управления деятельностью организации и ее структурных подразделений. 2. Основные пользователи информации. Основными потребителями информации финансового учета являются внешние пользователи — органы государственного управления (налоговые, статистические, казначейство и др.), банки, кредиторы, инвесторы (в том числе физические лица) и др.
В управленческом учете потребителями информации являются работники управленческого персонала организации и ее структурных подразделений, специалисты, а также непосредственные исполнители, для которых установлены лимиты и нормативы по соответствующим расходам. 3. Обязательность ведения учета. Ведение финансового учета установлено законодательством (в России - Федеральным законом «О бухгалтерском учете»). Управленческий учет вводится и осуществляется по решению администрации организации; он не обязателен и может не осуществляться. 4. Объекты учета и отчетности. В финансовом учете информация формируется и отражается в отчетности в целом по организации. В некоторых случаях отчеты о доходах и расходах составляются по отраслям и видам деятельности. В управленческом учете информация формируется и отражается в отчетность по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам деятельности, отдельным изделиям, новым технологическим решениям и другим позициям. 5. Способы ведения учета. В финансовом учете обязательно используются все элементы метода бухгалтерского учета — документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность. В управленческом учете могут использоваться указанные элементы бухгалтерского учета (в том числе документация и двойная запись), но не в обязательном порядке. Кроме того, в управленческом учете широко используются количественные методы (методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, математического программирования, эвристические методы и др.). 6. Правила ведения учета. Финансовый учет и составление отчетности должны осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и правилами. В России эти правила установлены законодательством. В управленческом учете правила ведения учета и составление отчетности устанавливаются самими организациями. 7. Используемые измерители. В финансовом учете используются натуральные, трудовые и денежные измерители. При этом использование денежного измерителя в национальной валюте является обязательным. Операции в иностранной валюте приводятся к национальной валюте. В управленческом учете наряду с использованием указанных измерителей широко используются специфические измерители произведенной продукции и выполненных работ — машино-час, человеко-час и др.
В планировании и прогнозировании принимается во внимание поведение национальной валюты, поэтому в расчетах на перспективу используют понятия «будущий рубль», «будущий доллар» и т.п. 8. Способы группировки расходов. В финансовом учете расходы группируют и учитывают в обязательном порядке по элементам затрат. В России, перечень расходов по элементам затрат установлен ПБУ 10/99 «Расходы организации», а для целей налогообложения - главой 25 НК РФ. Для калькулирования себестоимости продукции в финансовом учете учет расходов можно осуществлять по статьям калькуляции, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. В управленческом учете учет расходов осуществляется по статьям калькуляции. Учет расходов по элементам затрат не ведется. 9. Степень точности информации. В финансовом учете и отчетности должна отражаться достоверная, документально обоснованная информация. В управленческом учете допускаются приблизительные и примерные оценки. Вместе с тем по ряду показателей администрация требует представления достоверных сведений. 10. Временной период. В финансовом учете информация представляется за прошедший отчетный период (месяц, квартал, год). Она носит «исторический» характер. В управленческом учете в зависимости от целевой установки информация представляется за истекший, настоящий и будущий периоды. Одно из основных требований, предъявляемых к информации управленческого учета, - ее своевременность. 11. Периодичность представления отчетности. Финансовая отчетность составляется за месяц, квартал и год. Отчетность в управленческом учете составляется, как правило, за более короткие промежутки времени - за месяц, декаду, неделю, день, смену. 12. Сроки представления отчетности. Финансовая отчетность представляется пользователям через несколько недель или месяцев. В России квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года, если иные сроки не предусмотрены законодательством. В управленческом учете отчеты представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца, по ежедневным отчетам -на следующее утро, а в ряде случаев - немедленно. 13. Ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных. В финансовом учете ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных предусмотрена законодательством.
По учетным и отчетным данным управленческого учета ответственность обычно не предусматривается. Вместе с тем данные управленческого учета могут стать основой для привлечения менеджеров к ответственности за его управленческие решения или поступки. 14. Доступность отчетных данных. Данные финансовой отчетности доступны для внутренних и внешних пользователей. В России акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные . организации, страховые организации, биржи, инвестиционные фон- ды обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Фонды социального назначения и ряд других организаций обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность. Данные управленческой отчетности являются коммерческой тайной. 15. Регулирующий орган. Основным регулирующим органом по финансовому учету является Минфин РФ, а по управленческому учету (на уровне рекомендаций) — Минэкономразвития России. Несмотря на приведенные отличия, в финансовом и управленческом учете имеется много общего: • основная часть данных первичного учета используется и в финансовом, и в управленческом учете. Различие состоит лишь в том, что в финансовом учете используются записи всех документально-оформленных хозяйственных операций, а в управленческом учете — основная часть этих операций. Вместе с тем в управленческом учете широко используются нормативные, плановые и другие показатели; • учет затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляется как в финансовом, так и управленческом учете. При этом в финансовом учете определяется себестоимость всей производственной продукции и ее основных видов в целом по организации. В управленческом учете исчисляют различные показатели себестоимости (по отдельным производствам, видам, технологическим решениям, зонам реализации и т.п.); • способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета (документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность) применяют как в финансовом, так и управленческом учете. Различие состоит в степени их применения (в управленческом учете они не строго обязательны), а также в том, что в управлен-1 ческом учете широко применяются количественные методы. Сравнение финансового, управленческого и налогового учета приведено на рис. 21.1. финансовый учет управленческий учет налоговый учет
Рис. 21.1. Составные части финансового, управленческого и налогового учета: 1 - данные первичного документально обоснованного учета; 2 - данные Главной книги и других учетных регистров; 3 - данные финансовой (бухгалтерской) отчетности; 4 - плановые, нормативные и другие внеучетные данные; 5 - данные управленческой отчетности; 6 - данные учетных регистров налогового учета; 7 - данные налоговой отчетности.
3.Основные концепции управленческого учёта. Центр ответственности — это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деятельностью. В каждом центре ответственности осуществляются расходы и производится продукция (работы, услуги). Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются менеджером центра или исполнителем. Однако произведенную продукцию, выполненную работу или оказанную услугу не всегда можно измерить в качестве дохода центра ответственности (например, практически невозможно выразить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией). Не все центры ответственности, соизмеряющие расходы и доходы, могут принимать решения по использованию полученной прибыли. По принципу возможности и целесообразности исчисления прибыли и ее использования центры ответственности разделяются на три вида: • центр затрат; • центр прибыли; • центр инвестиций. В центрах затрат контролируются, как правило, только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат. В центрах прибыли менеджер контролирует не только затраты, но и доходы. Сопоставляя доходы и расходы по центру, определяют прибыль. Основная цель центра прибыли - получение максимально высокой прибыли. Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации и другие достаточно самостоятельные части головной организации. По принципу осуществления производственных функций можно выделить следующие центры ответственности: за снабжение, производство, сбыт продукции, центр управления! Центр ответственности за снабжение планирует, учитывает и контролирует закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство. Центр ответственности за производство планирует, учитывает и контролирует затраты на производство продукции, объем и ассортимент выпускаемой продукции, ее качество, исчисляет ее себестоимость. Центр ответственности за сбыт продукции (центр продаж) планирует, учитывает и контролирует затраты по продаже продукции (работ! услуг), объем и структуру проданной продукции, выручку ет продажи, рентабельность проданной продукции и ее отдельных видов. Центр продаж иногда называют центром доходов. Центр управления (служба главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета и т.д.) планирует, учитывает и контролирует затраты на их функционирование и определяет эффективность своей деятельности. Основой функционирования центров ответственности является сопоставление фактических затрат с расходами по смете. Смета является, в сущности, финансовым планом для каждого центра ответственности. При составлении смет во внимание принимают, как правило, только затраты, контролируемые соответствующим центром. Особенно важно применять гибкие сметы, позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Для осуществления пересчета затраты делят на переменные, полупеременные и постоянные. При пересчете затрат переменные расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства: полупеременные.расходы умножают на коэффициент фактического изменения объема производства и коэффициент зависимости данного вида расходов от объема производства; постоянные расходы корректировке не подлежат. '„ Сопоставление фактических затрат с затратами по смете осуществляют в отчете об исполнении сметы, в котором обычно указывают наименование контролируемых затрат, затраты по смете, фактические расходы и отклонение фактических затрат от сметных. Центры прибыли помимо отчета об исполнении сметы составляют отчеты по прибыли. Система учета по центрам ответственности может быть эффективным средством управления затратами и прибылью, если будут соблюдены следующие условия: • обоснованный выбор перечня центров ответственности; • сметы затрат по центрам должны быть хорошо обоснованы и стимулировать уменьшение затрат; • правильный выбор контролируемых расходов; • обоснованный выбор ответственных за расходы, доходы и прибыль; • обеспечение взаимосвязи отчетности центров ответственности различных уровней; • система учета по центрам ответственности должна функционировать параллельно с системой финансового учета. Центр затрат - это любая единица деятельности организации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы. Предполагается, что в этой единице можно организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы. Центром затрат могут быть отдельное рабочее место (например, по сборке какого-либо объекта), отдельная производственная операция или несколько операций, имеющих одинаковую характеристику, отдельный станок или группа станков, бригада, участок, цех или другая часть организации; соответствующая организационная единица может подразделяться на отдельные центры затрат. Основой выделения центров затрат является единство выполнения операций и функций и используемого оборудования. Выбор центров затрат зависит от организационных и других особенностей организации, а также от целей, поставленных ее руководством. Следует учитывать, что с увеличением центров затрат эффективность контроля за затратами повышается с одновременным увеличением расходов на ведение учета. Менеджеры должны установить оптимальное сочетание затрат на ведение учета с эффектом осуществления контроля за затратами по каждому центру затрат. На выбор центров затрат большое значение оказывает возможность закрепления ответственности руководителей структурных подразделений и исполнителей за затраты по каждому центру. В связи с этим центры затрат создаются в соответствии с детализированной схемой организации предприятия и перечнем должностных обязанностей каждого работника организации. При необходимости в должностные обязанности работников вводятся соответствующие изменения. Определение центров затрат начинают с низшего уровня управления затратами — отдельных исполнителей. За каждым исполнителем закрепляют ответственность за те затраты, величина которых зависит от него. После установления центров затрат первого уровня определяют центры затрат второго, третьего и последующих уровней. При этом центры затрат последующих уровней могут включать ответственность за затраты как данного уровня, так и за затраты центров предшествующих уровней.
По каждому центру затрат ответственность соответствующих руководителей или исполнителей устанавливается только по контролируемым ими расходам. При установлении контролируемых расходов часто возникают проблемы, поскольку многие расходы могут контролироваться частично. При отнесении расходов к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния уровня управления заключается в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми на другом. Например, заработная плата начальника цеха является неконтролируемой статьей расходов на уровне цеха, но она является контролируемой на уровне руководителя организации, утверждающего штатное расписание. Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат. Например, сумма арендной платы за какие-либо активы в течение срока действия договора на аренду является неконтролируемой..Однако в перспективе сумма арендной платы может быть изменена или может быть принято решение о приобретении в собственность соответствующих активов. После выбора центров затрат по каждому из них составляют смету затрат, включая в них только те затраты, которые непосредственно контролируются исполнителем или другим ответственным за расходы. Для организации контроля затрат по каждому центру важное значение имеет учет фактических расходов по каждому центру. Для этого на каждый центр затрат, как правило, открывают отдельный аналитический счет по учету затрат на производство, каждому центру присваивают определенный номер (шифр затрат). Прямые расходы учитывают по центрам затрат на основании первичных документов, в которых проставляют шифры затрат. Косвенные расходы по центрам делятся на два вида: • непосредственно относящиеся к данному центру затрат; • распределяемые из других центров затрат. Некоторые организации относят на затраты центра только те накладные расходы, которые возникают в данном центре. Ставка накладных расходов по таким центрам определяется делением суммы накладных расходов на объем продукции (работ, услуг) данного центра, который может быть выражен в единицах изделий их стоимости, человеко- или машино-часах, прямой заработной плате. Остальные накладные расходы в таких организациях распределяют по соответствующим ставкам, минуя центры затрат. В организациях, распределяющих накладные расходы обоих видов, применяют ставки распределения накладных расходов по видам накладных расходов. Эффективность функционирования центров затрат во многом зависит от содержания отчетов по центрам затрат. Основными принципами этой отчетности являются: • включение в отчет только контролируемых расходов; • укрупнение показателей отчетности по центрам по мере восхождения от низшего уровня управления к высшему; • включение в отчет информации об отклонениях, позволяющей реализовывать принцип управления по отклонениям. Сущность принципа управления по отклонениям заключается в предположении о том, что менеджеру более высокого уровня управления нет необходимости оперативно контролировать отдельные расходы и доходы центров ответственности низших уровней управления, если их величины существенно не отличаются от заданных. Если же отклонения по расходам и доходам существенны (обычно более 5%), то менеджерам более высокого уровня управления представляется дополнительная информация, объясняющая возникшие отклонения в соответствующем центре ответственности. На основе дополнительной информации менеджер принимает решения в пределах своих полномочий или представляет соответствующую информацию вышестоящему руководителю. Центрами прибыли могут быть цехи, производства, отделы сбыта (маркетинга) и другие подразделения организации, руководители которых являются ответственными и обладают полномочиями как по затратам, так и по доходам. В качестве центра прибыли выступает также организация в целом. Отчетным документом по затратам центра прибыли являются рассмотренные ранее отчеты об исполнении сметы центров затрат высших уровней (обычно начиная с цехового уровня). Основным же отчетным документом центра прибыли является отчет по прибыли, содержание которого зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, от обычной деятельности, до налогообложения, чистой или маржинального дохода. Если центр прибыли отчитывается по валовой прибыли, то в отчете отражают стоимость произведенной продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции данного центра, составляющие ее производственную себестоимости и исчисляемую величину валовой прибыли. В том случае, когда центр прибыли отчитывается по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительно данные о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и соответствующей части общехозяйственных расходов (если они не включаются в производственную себестоимость), позволяющие исчислить полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации. При составлении отчета по прибыли от обычной деятельности в отчет включают данные об операционных н внереализационных доходах и расходах и сумме налога на прибыль. Вместо отчета по прибыли центры прибыли могут составлять отчеты о маржинальном доходе. Маржинальный доход, как уже отмечалось, определяют вычитанием из выручки от продажи продукции (работ, услуг) переменных расходов, связанных с производством и продажей продукции. Разница между маржинальным доходом и постоянными расходами называется остаточным доходом. При этом остаточный доход целесообразно исчислять с учетом и прямых, и косвенных постоянных расходов. ОТЧЕТ ЦЕНТРА ПРИБЫЛИ О МАРЖИНАЛЬНОМ ДОХОДЕ ЗА_____МЕСЯЦ, ТЫС. РУБ.
В целом по организации отчет по прибыли за отчетный месяц целесообразно составлять по форме отчета по прибыли в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности с включением в отчет показателей по смете и отклонений за месяц и с начала года. Центры инвестиций — это структурные единицы самого высокого уровня крупных децентрализованных организаций: дочерние и зависимые общества головных организаций, филиалы и др. В западных странах к центрам инвестиции относят также отделения транснациональных корпораций. Поскольку применительно к центрам инвестиций исходят из допущения, что они являются отдельными организациями, это центры составляют обычные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе отчет по прибыли. Поэтому в настоящее время для оценки деятельности центров инвестиций в странах с рыночной экономикой используют четыре показателя: • прибыль; • рентабельность активов; • остаточная прибыль; • экономическая добавленная стоимость (ЭДС). В качестве показателя прибыли в зависимости от конкретных условий деятельности используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли. Показатель рентабельности активов (РА) определяют отношением прибыли (П) к активам (А): РА= П/А В настоящее время наблюдаются различные подходы к выбору числителя и знаменателя приведенной формулы. В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения и остаточного дохода до косвенных затрат. Наряду с ними некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли. В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели: • стоимость активов по балансу; • стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам; • действующие активы; • оборотный капитал плюс внеоборотные активы. Формулу для расчета рентабельности активов (П/А) можно представить в следующем виде: РА =(П/В) * (В/А), где В - выручка (нетто) от продажи продукции (работ, услуг). Первый множитель приведенной формулы является показателем рентабельности продаж, а второй — оборачиваемости активов. Они сами по себе имеют важное значение и могут использоваться для оценки деятельности центров инвестиций. Показатель остаточной прибыли определяют вычитанием из прибыли минимально необходимой прибыли на используемые активы., Последний показатель определяют умножением стоимости активов на норму прибыли по активам, устанавливаемую администрацией организации Показатель остаточной прибыли показывает, какую прибыль приносит соответствующий центр инвестиций для организации сверх минимально необходимой прибыли на активы. Он отражает вклад соответствующего центра в общие результаты деятельности организации. Начиная с 1980-х гт. во многих странах с рыночной экономикой широко применяется показатель экономической добавленной стоимости (ЭДС), который определяют вычитанием из экономической прибыли отчетного года экономической прибыли предыдущего года. При этом показатель экономической прибыли исчисляют вычитанием из чистой прибыли суммы платы за активы. Величину платы за активы (капитал) устанавливают умножением стоимости активов на их цену. Цена активов - это сумма денежных средств, которую нужно заплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Каждый источник финансовых ресурсов имеет свою цену. В этих условиях цену активов определяют по формуле: ЦА = Цi*Уi, где ЦА — цена активов, %; Цi - цена i-го источника, %; Уi - удельный вес i-го источника в их общей сумме, %. Если, например, цена активов определена на уровне 10% их стоимости, то величина платы за активы стоимостью в 1 млн руб. составит 100 000 руб. Чистая прибыль центра определяется вычитанием из прибыли от обычной деятельности суммы налога на прибыль. К полученному остатку прибавляют чрезвычайные доходы и вычитают чрезвычайные расходы. Показатель ЭДС показывает прирост стоимости акционерного капитала за отчетный период. При оценке бизнес-единиц по этому показателю менеджеры заинтересованы как в увеличении прибыли, так и в снижении стоимости активов в своей бизнес-единице. Следует отметить, что при расчете показателя ЭДС в расчет нужно принимать лишь те активы, которые действительно контролируются менеджерами бизнес-единиц. В связи с этим в состав активов бизнес-единиц не следует включать деловую репутацию и организационные расходы нематериальных активов, стоимость административного здания компании, финансовые вложения компании, если управление ими осуществляется централизованно, и т.п.
Тема 23. Затраты, издержки, расходы и себестоимость. 1. Сущность понятий: затраты, издержки, расходы, себестоимость. Типология затрат. 2. Точка безубыточности, маржа безопасности
1. Сущность понятий: затраты, издержки, расходы, себестоимость. Типология затрат. В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации компании и ее подразделений. В российской практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью единой системы бухгалтерского учета. Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товар (работы, услуги). Для управления менеджерам нужны данные не о затратах вообще, а об издержках на что-либо (продукт или его партию, услуги, оказываемые клиенту социальный проект). Это называется объектом учета затрат. Затраты, издержки и себестоимость являются одними из основных экономических категорий. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельность организации, эффективность ее хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат — важнейшие направления совершенствования деятельности каждой организации, определяющие ее конкурентоспособность, надежность и финансовую устойчивость. Стандартно в управленческом учете рассматриваются следующие основные категории затрат: материалы, затраты на труд, накладные расходы. При учете материалов необходимо иметь информацию о стандартных и фактических затратах на материалы. При этом требуются данные об оптимальном количестве закупок товаров (включая скидки), убытках от списания материалов, минимальном уровне запасов на складе, принимать во внимание решения в случае излишних закупок, проблему затоваривания складских помещений, периодичность поставок и риски, связанные с прекращением поставок. При учете затрат на труд нужно делить эти затраты на прямые и косвенные, вознаграждение, получаемое сотрудниками офиса, изаработную плату производственных рабочих, принимать в расчет различные методы вознаграждения, вопросы повышения эффективности труда, текучести и взаимозаменяемости кадров. При учете накладных расходов их принято делить на прямые и косвенные. При этом следует знать нормы поглощения накладных расходов, делить их на нормативные и сверхнормативные, уметь определять наиболее эффективную базу распределения накладных расходов. В зависимости от вида бизнеса организации используются разные системы учета: пообъектный (позаказный), попроцессный учет затрат, учет затрат на сервисное обслуживание. Пообъектный (позаказный) учет применяется в таких направлениях бизнеса, где можно четко выделить конкретный заказ, проект, работу (например, в строительстве, кораблестроении). Попроцессный учет применяется в поточных производствах, где требуется знание характеристик затрат, цены единицы продукции. Учет затрат на сервисное обслуживание проводится в сервисных службах, обслуживающих Организациях, т.е. там, где необходимо принимать во внимание це
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |