КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональное распределение земельных и водных ресурсов, в % к показателям России
Природные ресурсы — важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего ихобщую оценку1. Территориальная организация хозяйства страны опирается на глубокие экономические исследования и включает ряд последовательных этапов — от составления Общей концепции перспективной территориальной организации страны до разработки проектов районных планировок и генпланов конкретных объектов. Одной из основных потребностей сбалансированного развития конкурентно-рыночной экономики является экономическое равенство таксономических образований. В условиях рыночной экономики районирование территории РФ целесообразно осуществлять на основе совокупности административного, национального и экономического принципов, придавая базовое значение последнему. По мере усиления экономических факторов в регулировании хозяйства территорий границы территориально-хозяйственных целостностей будут расширяться до масштабов регулярного (устойчивого) общественного воспроизводства. Основу территориальной организации хозяйства страны составляют вертикальные линии общероссийской отраслевой специализации и региональные многоотраслевые образования. Ее устойчивость может быть обеспечена путем поддержания оптимальных воспроизводственных пропорций между отраслевыми и территориальными факторами. 4. Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъёкта Федерации - республик, краев, областей, национальных образований — в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных, предпосылок и ограничений развития территорий. Территориальные пропорции развития общественного производства России в течение многих десятилетий формировались в составе мощного государственно-экономического объединения — СССР, народнохозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства. Территориальные пропорции развития народного хозяйства рассматривались взаимосвязано с развитием и совершенствованием единого народнохозяйственного комплекса страны, они — результат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, масштабы развития отраслей специализации предопределяют соотношение всех территориальных образований в общественном производстве. С позиций экономики страны в целом территориальные пропорции дают комплексное территориально-отраслевое представление о размещении производительных сил, выступая, как обобщающая экономическая категория, характеризующая общественное производство страны с точки зрения эффективного сочетания мест концентрации природных ресурсов, населения и центров потребления с центрами производства. Таким образом, территориальные пропорции отражают, с одной стороны, соотношение между взмoжнocтями регионов и достигнутым уровнем их развития, с другой - соотношение между регионами в производстве и потреблении всех видов продукции, в уровнях социального развития. При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись: неуклонный рост производительности общественного труда вследствие экономии его в масштабе всего общественного производства за счет рационального размещения производства; планомерное размещение социалистического производства по территории страны, всемерное приближение его к источникам сырья, энергии, материалов и к рай6нам, потребления готовой продукции; рациональное разделение, труда между экономическими районами страны путём направленной специализаций и комплексного развития. Рациональное размещение производительных сил, формирующее территориальные пропорции, в этот период предполагало: обеспечение максимальной экономии общественного труда на всех стадиях производства и обращения; наиболее полное и комплексное использование ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства; сочетание интересов отдельных территорий с общегосударственными; специализацию территорий на развитии тех отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные природные и экономические условия; межрайонное и внутрирайонное кооперирование производства. При этом полностью игнорировались ценовые рычаги рыночных отношений, так как в качестве критерия рациональности размещения производительных сил принимался минимум расчетных затрат в народном хозяйстве при условии обеспечения заданного уровня развития и структуры народного хозяйства. Вместе с тем необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действительными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения. Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам. Наиболее принципиальное значение имеют изучение и планирование основных территориальных пропорций по макрорегионам (европейская зона, восточная зона России), поскольку природные и экономические условия их развития различны, и подходы к формированию структуры этих зон принципиально не совпадают. Сложившиеся в условиях планового развития экономики территориальные пропорции формировались по следующим основным группам: региональное распределение природного комплекса; социально-экономические региональные пропорции; территориальные пропорции энергетического комплекса; территориальные пропорции промышленности; территориальные пропорции агропромышленного комплекса; территориальное распределение транспортного комплекса. Природные ресурсы (земельные, водные, лесные, энергетические и минеральные), их региональное распределение, экономика добычи, и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождении, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых Для России принципиально важным является сдвиг основных ресурсных баз в слабо освоенные районы востока, севера и северо-востока России. На востоке, страны сконцентрировано более 86% разведанных запасов топливных ресурсов, 85% гидроэнергетического потенциала, большая часть лесных ресурсов страны, основные запасы руд цветных металлов, железных руд и сырья для химической промышленности. Слабая геологическая изученность большей части районов Восточной Сибири и Дальнего Востока страны позволяет рассчитывать на выявление новых месторождений различных ископаемых и на усиление ресурсной базы востока страны, как фактора развития производительных сил. Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов. Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, оно становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие общественного производства. Для России характерна высокая подвижность населения, вызванная сдвигами в размещении производительных сил. За последние 20 лет (1975 - 1995 гг.) население восточной зоны увеличилось в 1,2 раза при росте населения. России в целом за период в 1,l раза. В последние годы увеличилась миграция русскоязычного населения из стран СНГ. В 1995 г. численность населения восточной зоны составила 21,6% (31,9 млн чел.) от общей численности населения России против 19,9% в 1975 г. В социально-экономических пропорциях находят свое отражение особенности развития социальной инфраструктуры — уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени восточные районы России значительно уступают по этим показателям европейской зоне страны. Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой — как подсистема народного хозяйства. Оценка эффективности территориальной Организации промышленного потенциала осуществляется в несколько этапов, каждый из которых подчинен вполне конкретной в методическом отношении проблеме. На первом этапе оценивается эффективность межнационального размещения конкретного предприятия. На следующем этапе формируется вариант рациональной структуры промышленного потенциала региона с учетом региональных ограничений и предпосылок хозяйственного развития, и лишь затем оценивается общая эффективность вариантов формирования промышленного комплекса с учетом межотраслевых и межрайонных связей. При определении рациональной структуры прироста выпуска важнейших видов продукции отраслей промышленности учитываются технико-экономические особенности производства и обеспечивается максимальное использование благоприятных природных и экономических условий промышленного развития крупных зон, экономических районов и субъектов Федерации. Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния от- дельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов. Факторный анализ позволяет определить экономический эффект при сравнении вариантов межрайонного размещения конкретного производства, выбрать основные направления промышленной специализации субъектов Федерации, регионов и зон, обосновать пути совершенствования территориальных пропорций на перспективу. Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т. д. К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли. Природно-экономические условия территории оцениваются через региональные факторы, отражающие региональную дифференциацию стоимости производственного и непроизводственного строительства; дифференциацию норм амортизации, характеризующую различия в степени износа оборудования по регионам; перспективную оценку стоимости сырья, энергии, воды, очистки и отвода загрязненных стоков, земельных ресурсов, а также - стоимостную оценку транспортной работы. Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характерные группы: отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, в значительной степени связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту группу входят предприятия, перерабатывающие много тоннажное сырье, перевозки которого значительно дороже перевозок готовой продукции; отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии. Предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции; отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов. К этой группе относятся производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную и коммунальную сферу и др.; отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. К этой группе относятся производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок. Сюда относятся и предприятия, производящие малотранспортабельную продукцию. Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы факторов, влияющих на их размещение. Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени, вплоть до изменения направления воздействия. Так, отдельные территории по мере наращивания уровней хозяйственного освоения из трудоизбыточных превращаются в трудодефицитные, из энергоизбыточных — в энергодефицитные и т. д. Повышение уровня электровооруженности труда в энергоизбыточных, но трудодефицитных восточных районах страны может а явиться одним из решающих моментов снижения трудоемкости производства и, следовательно, повышения эффективности размещения в этой зоне широкой группы трудоемких отраслей, в первую очередь машиностроения. Вероятно, что ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств. В формировании территориальной структуры экономики энергетический фактор, под которым понимается совокупность энергоносителей электроэнергии, тепла и технологического топлива, относится к числу постоянно действующих и независимо от экономической ситуации усиливающих свое влияние на динамику эффективности промышленного производства, совершенствование территориальных пропорций его развития, рационализацию производственных структур субъектов Федерации. Развитие топливно-энергетического комплекса России во все боль- шей степени определяется сложившимся несоответствием между размещением крупнейших топливно-энергетических баз и основными центрами потребления их продукции. Большая часть топливно-энергетических ресурсов сосредоточена в районах восточнее Урала. Здесь сконцентрировано свыше 84% потенциальных ресурсов природного газа, свыше 75% нефти, 89% угля. В то же время европейская зона, где проживает основная часть населения (78,4%) и производится более 73% валовой продукции промышленности, потребляется более 2/3 добываемых в стране энергоресурсов, располагает менее чем 10% потенциальных запасов топлива и 15% гидроэнергетических ресурсов. Это приводит к тому, что поток топлива из восточных районов на запад постоянно растет. Наряду с этим в европейских районах в вынужденном порядке развернута атомная программа, недостаточно подготовленная в плане экономичности и безопасности. Экономическая характеристика ресурсно-энергетического потенциала территорий заключается в определении технических возможностей и экономических показателей добычи энергоресурсов исходя из качественных и количественных характеристик запасов с учетом применения наиболее прогрессивной техники их разработки. Перечисленные показатели составляют основную часть так называемой энергоэкономической характеристики регионов, непосредственно влияющей на направление их экономического развития и особенно на их специализацию, так как эти элементы отвечают не только на вопрос, где, какие, в каких количествах и в каких условиях располагаются запасы топливно-энергетических ресурсов, но также с какими затратами, в каких масштабах, какого качества и примерно в какие сроки можно организовать их добычу и вовлечь в хозяйственное использование. Энергоэкономическая характеристика любого региона включает в свой состав показатели, характеризующие уровень развития и экономику его топливно-энергетического хозяйства, что позволяет определить потребность конкретной территории в энергоресурсах, а также направления их обеспечения, в том числе за счет поставок из других районов. Анализ структуры и динамики энергопотребления в европейских районах позволяет сделать вывод о том, что основу дефицита топливно-энергетического баланса зоны составляют в основном не энергоемкие производства (хотя и с их размещением дело обстоит не совсем благополучно), а предприятия, характеризующиеся относительно низкой удельной энергоемкостью со значительными размерами энергопотребления, в первую очередь металлургия и машиностроение. На долю этих отраслей в 1995 г. приходилось свыше 40% суммарного расхода энергии в европейской зоне. Таким образом, возникает противоречие: мало энергоемкие, но сконцентрированные в энергодефицитной зоне производства машиностроения и в определенной степени металлургии формируют основу дефицита европейской зоны в топливе и энергии. Вместе с тем сдвиг этих отраслей на восток происходит крайне медленными темпами в силу их высокой трудоемкости. Сложившиеся под совокупным воздействием региональных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропорции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития европейской (западной) и восточной зон страны. Наиболее характерными особенностями для основной части территории европейской зоны являются: сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий, водных ресурсов); высокоразвитый производственный комплекс, производящий более 73% продукции промышленности (см. табл. 2.1); развитая (применительно к условиям России) социальная инфраструктура; Развитая транспортная сеть, обеспечивающая межрайонные и межгосударственные связи России. К числу «ограничителей» развития производительных сил европейской зоны относятся крайне низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей.
Территориальные пропорции развития отраслей промышленности и сельского хозяйства
К настоящему времени на территории зоны производится 90% продукции машиностроения, 85% - черной металлургии, 83% - химии и нефтехимии, свыше 70% — лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. На предприятиях зоны сосредоточено 81% производства готового проката, 97% - стальных труб, около 70% - синтетических смол и пластмасс, 91 % - синтетического каучука, 96% — производства бумаги. Повышение эффективности хозяйственного комплекса западной зоны связано с интенсификацией использования созданных основных производственных фондов: увеличением выпуска продукции в основ- ном на действующих предприятиях за счет ускоренного их перевооружения и модернизации; совершенствованием отраслевой структуры хозяйства путем преимущественного развития относительно малоэнерго-, водо- и материалоемких производств. Общими характерными особенностями макро региона Сибири и Дальнего Востока являются: наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала; · низкая плотность населения (особенно северных территорий), концентрация основной его части в южных районах Сибири и Дальнего Востока; · наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей; · территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей; · недостаточная развитость транспортной сети, наличие большого числа изолированно работающих промузлов; · создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих - Саянский, Братско-Усть-Илимский; развивающихся — Приангарский, Канско-Ачинский и др.), которые станут основой развития и структурного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики из кризиса. В промышленном комплексе зоны Сибири и Дальнего Востока (26 9% валового выпуска продукции от общероссийского уровня) преобладают добывающие отрасли. Здесь добывается более 79% угля России, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, 62% валовой продукции цветной металлургии и т. д. Среди обрабатывающих отраслей промышленности достаточно заметно в общероссийском масштабе производство синтетических смол и пластмасс (30,2%), картона (20,5%), целлюлозы (33,8%), пиломатериалов (40%). При высокой концентрации в Сибири добывающих отраслей крайне низким является уровень развития машиностроения, в первую очередь машиностроения, выпускающего технику для топливодобывающих отраслей, и машиностроения, выпускающего технику в северном исполнении. За последние 20 лет резко возросла роль восточных районов в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Около половины промышленно-производственного персонала восточной зоны занято в машиностроении и лесной промышленности. Увеличение численности работников происходит в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также производящих конструкционные материалы, т. е. в группе отраслей, определяющих профиль специализации зоны. Наиболее значительным ростом характеризуются отрасли топливно-энергетического, химико-лесного, металлургического комплексов. В восточной зоне предусматриваются: · дальнейшее развитие в Западной Сибири крупнейшей нефтегазо-добывающей и нефтехимической промышленности. Нефть и газ Западной Сибири будут в перспективе обеспечивать основную часть потребности России в топливе и формировать за счет экспортных поставок основную долю валютных поступлений страны; · создание новой нефтегазовой базы в Восточной Сибири и наращивание объемов использования энергетических углей Канско-Ачинскoro бассейна; · наращивание масштабов машиностроительных производств, ориентированных главным образом на удовлетворение потребностей отелей специализации восточной зоны; · наращивание объемов угледобычи в Западной Сибири в масштабах, определяемых изменением места угольной промышленности в топливно-энергетическом балансе России. До настоящего времени основная часть добываемых в Сибири энергоресурсов используется в других районах страны. В связи с этим одной из важнейших задач является увеличение объемов внутреннего энергопотребления, прежде всего путем создания мощных энергопромышленных узлов энергоемкого профиля, продукция которых имеет спрос как на внутреннем, так и на мировом рынке. В первую очередь это относится к продукции цветной металлургии, продукции нефтехимии, нефте- и газопереработки, глубокой переработки древесины и т. д. При этом в целях снижения трудоемкости производства должна быть резко увеличена энерговооружённость труда и энергооснащенность основных производительных фондов. На Дальнем Востоке топливно-энергетичеекий фактор и в перспективе будет являться ограничителем развития производительных сил и структурных перестроек. В целях смягчения зависимости экономики района от топливно-энергетического фактора необходимо обеспечить: резкое наращивание объемов геологоразведочных работ на все виды топлива; обеспечить вовлечение в использование нефтегазовых ресурсов шельфов, гидроэнергетического потенциала рек и нетрадиционных источников энергии; рассмотреть возможность строительства ряда атомных станций. Сложившиеся к настоящему времени территориальные пропорции «Восток — Запад» достаточно устойчивы. В СССР была создана система региональных исследований, позволявшая на научной основе решать сложные региональные проблемы на всех этапах планирования и территориальной организации экономики. Становление экономики России как суверенного государства базируется, таким образом, на мощном фундаменте научных обоснований прогнозных направлений развития базовых отраслей экономики и на достаточно устойчивых пропорциях размещения производительных сил. Прекращение с начала 90-х гг. работ над отраслевыми и территориальными схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также над схемами развития регионов и ТПК следует рассматривать как временное явление, связанное с перестройкой управления экономикой. Отказ от отраслевых методов управления экономикой, перераспределение собственности в большинстве отраслей народного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не должны исключить роль и ответственность государства в формировании региональной политики в целом, разработке комплексных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, контроле за развитием рыночных отношений и, следовательно, за направлениями, темпами и территориальными пропорциями развития производительных сил. Происходящие изменения должны привести к усилению воздействия на территориальные пропорции группы факторов («рыночных»), которые или отсутствовали при плановом ведении экономики, или практически не работали в условиях распределительного принципа использования всех видов ресурсов. К ним можно отнести: реальное изменение форм собственности и взаимоотношений между хозяйствующими субъектами; управление процессами экономического развития; влияние цен на формирование и границы региональных товарных рынков; наличие законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику России частного отечественного и иностранного капитала, импортного оборудования и сырья. С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным центром, у субъектов Федерации появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов и т. п. Повышается их роль в согласовании использования природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производительной деятельности не сможет привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства не только страны, но и укрупненной зоны. Однако именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макро регионам (Восток - Запад). Региональные товарные рынки должны стать инструментом рационального обеспечения платежеспособного спроса на конкретный товар различными поставщиками, в том числе не только отечественными, но и зарубежными. Определение географических границ товарных Рынков должно производиться на основе анализа поставок продукции на местные рынки с учетом развития межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных связей. Границы товарных рынков формируются с использованием методов районирования потребления продукции в зависимости от развития транспортной сети, тарифов и цен на перевозки грузов, взаимодействия видов транспорта, цен на реализуемую продукцию, антимонопольных требований. Они определяются также наличием конкурентов-производителей и предельными ценами, диктуемыми рыночным спросом. Кроме того, они регулируются квотами, таможенными и региональными пошлинами, косвенными регуляторами (налогами, экологическими и санитарными нормами). Состав поставщиков товаров на региональный рынок определяется исходя из конкурентоспособности их продукции. Тем самым исключается выход на региональный рынок нерентабельных производителей. Конъюнктура региональных товарных рынков функционально зависит от совокупности факторов, действующих на конкретной территории и характеризующихся существенной региональной дифференциацией. Теория формирования товарных рынков в значительной мере совпадает с теорией «замыкающих» расчетных затрат, на основе которых определялись границы территориального распространения конкретных видов сырья и продукции. Внедрение в хозяйственную практику региональных товарных рынков, четко определяющих предельно допустимую цену для конкретного вида товара на конкретной территории, полностью устраняет основной недостаток планового размещения — распределительный принцип использования ресурсов и товаров, приводивший если не к полному, то к значительному недоучету цен при плановой экономике. Проведенные в последние годы исследования позволяют сделать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени базу территориальных пропорций развития производительных сил.
Тема 2. Природные предпосылки социально-экономического развития России. План: 1. Методологические вопросы природоведения и экологии. 2. Классификация природных ресурсов. 3. Ресурсообеспеченность. 4. Природный потенциал регионов и проблемы его рационального использования.
1. Методологические вопросы природоведения и экологии Одной из главных проблем регионоведения является изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального, сбалансированного использования в социально-экономическом комплексе региона. В связи с этим еще в 50—60-е гг. в число важнейших региональных задач включились (21, с 186): — исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов; — изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов; — экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах; — прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Рассмотрим ряд понятий, характеризующих окружающую среду и использование природных ресурсов Окружающая природная среда — совокупность природных компонентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека. Природопользование — взаимоотношение человека с природной средой в процессе его хозяйственной и социально-культурной деятельности. Это наука о рациональном и сбалансированном использовании природных ресурсов, о вовлечении территориальных комплексов природной среды и их ресурсов в процессе общественного производства. Природные ресурсы региона — отделяемая составная часть природного объекта, обладающая полезными для человека свойствами (качествами); это естественные образования, созданные природой на территории региона без участия хозяйственной деятельности человека. Экономика природопользования региона — экономическая наука, изучающая с позиции экономики и экономическими методами процессы, происходящие в регионе, и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая в связке вопросы рационального природопользования и охраны природной среды. Экологизация региональной экономики — это совокупность управленческих (организационных), технологических, финансово-экономических и других мероприятий, разрабатываемых в регионе, направленных на снижение давления нагрузки на окружающую природную среду (в рамках восстановления ее качества) предприятиями при сохранении целей производства—получения прибыли при достаточных темпах развития экономики региона, обеспечивающих поступательное развитие социально-экономического комплекса. Природно-ресурсный потенциал региона — это часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности человека в настоящее время и в перспективе. Количество, качество, сочетание природных ресурсов определяют Природно-ресурсный потенциал территории. Наличие природных ресурсов, во-первых, воздействует на формирование территориальной структуры хозяйства. Во-вторых, Природно-ресурсный потенциал существенно влияет на отраслевую специализацию региона. В-третьих, количество, качество и эффективность использования природных ресурсов сказываются на темпах районного (регионального) социально-экономического развития. В-четвертых, обладание природными ресурсами, их качественные параметры способствуют повышению роли региона на общероссийском товарном рынке. При расчете минерально-сырьевого потенциала региона берут балансовые запасы промышленных категорий, к которым добавляют забалансовые и прогнозные ресурсы. Оценивая водный потенциал региона, рассматривают главным образом три составляющие: водоснабженческую, гидроэнергетическую и рыбохозяйственную. При оценке лесного потенциала региона учитывают в основном две стороны — древесный потенциал и охотничье-промысловый. Растениеводческий потенциал региона определяют на основе запасов гумуса в почве и по содержанию белка в основной продукции возделываемых сельскохозяйственных культур. При оценке рекреационного потенциала региона учитывают ожидаемую прибыль от использования эффективных рекреационных ресурсов. При этом принимаются во внимание и такие компоненты, как рекреационная емкость территории, отражающая разнообразие и ценность ландшафта, степень воздействия окружающей среды на отдых и лечение человека (28). Рациональное и сбалансированное использование природных ресурсов требует их всестороннего учета. Известно, что учет природных ресурсов осуществляется путем составления кадастров по их основным видам. Учет определяется как сбор, систематизация, хранение и обновление сведений о ресурсах. Кадастр — это свод количественных, организационных, качественных, экономических и экологических показателей природного ресурса. Именно данные кадастров лежат в основе планирования использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, системы мер по их воспроизводству и восстановлению. В регионах составляются земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений минеральных ресурсов. Кадастрами служат реестры охотничьих животных, рыбных запасов, природно-заповедных территорий, загрязнителей окружающей природной среды. Кадастром может служить и Красная книга, отражающая редкие и исчезающие виды животных и растений. В 90-е гг. в более чем 30 регионах РФ (в том числе в Московской, Ленинградской, Ярославской областях) стал проводиться эксперимент по совершенствованию социально-экономической оценки и учета природно-ресурсного потенциала. Речь идет о формировании комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, создании информационной базы для принятия экономически обоснованных, аргументированных управленческих решений в области природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития региональных территорий. Были разработаны система показателей и структура баз данных по основным видам природных ресурсов в составе комплексного территориального (регионального) кадастра, а также ведомости для совершенствования учета природных ресурсов и налогообложения в сфере природопользования (30). По экономической классификации природные ресурсы обычно делятся на две группы: — ресурсы материального производства, т. е. ресурсы, используемые в промышленности и сельском хозяйстве. Например, топливно-энергетические ресурсы, металлы, агрохимическое сырье, лес, рыбные ресурсы, почвенные, орошения, промысловые и др.; — ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого и непрямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения, рекреационные ресурсы и др. (26, с. 46). Природные ресурсы также можно разделить по принципам исчерпаемости, заменимости, восполняемости, местоположения, происхождения и т. д. В 80-е гг. в научной литературе, посвященной региональной экономике, стала активно пропагандироваться проблема типологии и оценки территориальных сочетаний природных ресурсов. Следует подчеркнуть, что еще в 20-х гг. при рассмотрении вопросов экономического районирования страны отмечалось воздействие определенной комбинации природных особенностей на потенциальные возможности региона. Что такое территориальное сочетание природных ресурсов? Есть несколько определений. Более подходящей, на наш взгляд, является следующая формулировка: территориальное сочетание естественных ресурсов представляет собой пространственное сочетание естественных ресурсов внутри страны, внутри региона (краев, областей, республик, других субъектов федерации), которые при определенном уровне производительных сил могут служить природной базой для развития хозяйства районов, узлов и других производственных группировок. Сочетание природных ресурсов характерно для любого региона. Элементы природной среды в целом однородны — земля, вода, лесные ресурсы, топливно-энергетические, минерально-сырьевые, совокупность природных условий — рельеф, климат и т. д., но совершенно одинакового сочетания природных ресурсов в территориальном разрезе не существует. Исследование природного комплекса региона может идти как по линии изучения отдельного элемента природных ресурсов, так и всего природного комплекса. Изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве — одна из главных проблем региональной экономики. В этой связи можно выделить основные региональные задачи: 1. Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах. 2. Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов. 3. Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах. 4. Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Все эти направления непосредственно влияют на формирование экономики регионов, на формирование межрегиональных производственных связей. Среди важнейших показателей уровня экономического развития регионов едва ли не первое место занимает энергетическая обеспеченность хозяйства. Природоохранное законодательство опирается в первую очередь на Конституцию РФ, в которой целый ряд статей закрепляют те или иные положения по охране окружающей среды (статьи 9, 36, 41,42,58,71, 72). Так, статья 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; статья 9 закрепляет положение об использовании и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (1). Отметим статью 72, в которой к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены следующие вопросы: владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды. По вопросам рационального природопользования и экологической безопасности в 90-е гг. принято около 50 различных законодательных и нормативных актов, затрагивающих многие стороны взаимоотношения общества и окружающей природной среды. Назовем только некоторые из них: Закон РСФСР «О плате за землю» от 11.10.1991 г. и федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» от 08.07.1994; закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г.; федеральный закон РФ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе»; федеральный закон РФ от 24.04.1995 г. «О животном мире»; федеральный закон РФ от 10.01.1996г. «О мелиорации земель»; федеральный закон от 09.01.1996 о национальной безопасности населения»; федеральная целевая программа «Леса России» на 1997— 2000 гг. от 26.09.1997 г.; федеральная целевая программа «Отходы» от 13.09.1996 г; «Лесной кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации»; федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах» от 03.03.1995 г.; федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г., федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.06.1998г., федеральный закон «0б отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. Постановление Правительства РФ от 6.03 1998 г. о концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой; Постановление Правительства РФ от 24.04.1998 г. о федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волга и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 г.» и др. 12 ноября 1998 г. Правительство РФ одобрило «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999—2001 годы». Исполнительным органам субъектов Федерации (как и властям других уровней) рекомендовано руководствоваться этим планом в своей повседневной деятельности. Мы обратим внимание только на отдельные разделы этого плана: в первую очередь, на формирование региональных рынков экологических услуг. По мнению специалистов, «рынок экологических услуг находится в зачаточном состоянии, начинает развиваться рынок НИОКР, в частности при реализации федеральных целевых программ экологической направленности» (20). Создание полноценного рынка экологических услуг невозможно без введения системы обязательной сертификации по экологическим требованиям. Для решения этой проблемы необходимо осуществление следующих работ: — развитие нормативно-методической документации, на основании которой будет осуществляться сертификация; — внесение изменений и дополнений в действующее законодательство и разработка новых законодательных актов, обеспечивающих реализацию экономических требований при ведении хозяйственной деятельности; — гармонизация стандартов и нормативной базы с требованиями международных систем и стандартов. В Национальном плане действий обращено внимание на необходимость учета экологического фактора при приватизации. Для этого по согласованию с заинтересованными ведомствами предлагается ввести в законодательном порядке нормы, регулирующие пределы ответственности нового собственника за экологический ущерб, нанесенный окружающей природной среде прошлой хозяйственной деятельностью, и раскрывающие процедуры оценки прошлого экологического ущерба. При этом экологическое регулирование приватизированного процесса важно увязывать с развитием экологического страхования. И еще одно важное направление деятельности: совершенствование системы платежей за выбросы (сбросы) и размещение загрязняющих веществ в окружающей среде. Для этого необходимо: — поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющих приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определенную динамику снижения загрязнения окружающей среды; — разграничение полномочий между органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления в части установления ставок платежей по различным группам загрязняющих веществ и видам воздействий; — оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата; — апробация и введение элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ (30). Важным элементом финансово-экономического механизма является обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов. Наряду с реформированием платного природопользования необходимо использовать дополнительные возможности стимулирования снижения экологически неблагоприятных воздействий за счет создания соответствующих экономических механизмов. К их числу относятся введение налогов на выпуск экологически вредной продукции, в том числе на некоторые виды упаковки, удобрений, автомобильных аккумуляторов, топлива и других товаров. Эффективным может стать стимулирование повторного использования продукции или ее вторичной переработки. Целесообразно введение «ускоренных» отчислений за амортизацию оборудования природоохранного назначения, что позволит увеличить возможности финансирования оснащения предприятий более совершенным оборудованием. Перспективным является развитие механизмов экологического страхования, что даст возможность аккумулировать у страховых фирм значительные финансовые средства для преодоления экологических последствий техногенных аварий. Для развития системы экологического страхования важно привлекать экологические фонды. Возможно также развитие механизмов льготного финансирования природоохранных мероприятий из целевых бюджетных экофондов в форме субсидирования разницы между льготной ставкой и ставкой коммерческого банка. Наряду с необходимостью значительного повышения размеров платежей за загрязнение окружающей среды и природные ресурсы ставится задача отражения в системе национальных счетов показателей, скорректированных с учетом экономических оценок последствий на окружающую среду Особую значимость имеют постановления Правительства Российской Федерации, посвященные проблемам окружающей среды и рационального природопользования отдельных территорий страны. Например, «О федеральной целевой программе по оздоровлению окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 года», «О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском районе и Тюменской области на 1997—2000 годы», «О мерах по рациональному использованию природных минеральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских Минеральных Вод»; федеральная целевая программа «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения». Отметим еще один важный документ: федеральный закон «Об охране озера Байкал», утвержденный Президентом РФ 1 мая 1999 г. Анализируя различные программы и концепции, в первую очередь необходимо обратить внимание на «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», принятую в июне 1995 г. Всероссийским съездом по охране природы и утвержденную Президентом РФ 1 апреля 1996 г. (7). В «Концепции...» важное место отведено региональному фактору: «Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов». Такая постановка вопроса предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики России при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ, разработку и реализацию программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, дальнейшую интеграцию этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Подчеркивается, что проблемы, решаемые в каждом регионе, должны обязательно предусматривать: — формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду; — выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство; — развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализацию мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского хозяйства; — реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальной экосистемы. Ориентиром для разработки региональных программ перехода к устойчивому развитию должны служить программные и прогнозные документы федерального уровня. Значительное место проблемам рационального и сбалансированного природопользования отведено в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ в конце 1997 г. (8). «Важнейшим условием реализации национальных интересов, — подчеркивается в «Концепции...», — является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений». В числе приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере называются: - борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; - борьба с радиоактивным загрязнением; - создание экологически чистых технологий; - рациональное использование природных ресурсов; - осуществление стабильного финансирования экологических и природоохранных программ за счет бюджетов всех уровней, в том числе и регионального; - разработка и принятие законодательных актов, обеспечивающих юридические основы экологической безопасности, организационно-административные меры, направленные на совершенствование управления природоохранной деятельностью в стране, проведение экологической экспертизы всех программ и проектов, разработанных на федеральном и региональном уровнях. Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предусматривает около десятка основных элементов (12, с. 219—324). Среди них: — обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными (в том числе и региональными) органами статистики и природопользования; — система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды; — механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование; — система экологических ограничений по регионам, устанавливаемая предприятиям — природопользователям по предельным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязненных веществ, размещению отходов производства; — платность использования природных ресурсов; — создание систем внебюджетных государственных экологических фондов: федеральных, региональных, муниципальных; — общественные фонды охраны окружающей природной среды, образованные за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений; — система экологического страхования; — механизм стимулирования охраны окружающей природной среды и др. Обратим внимание еще на некоторые важные законодательные акты. Принятый в 1991 г. закон РСФСР «Об охране природной среды» заметно расширил полномочия региональных органов государственной власти в области экологического планирования, финансирования, координации деятельности природоохранных служб, регулирования природопользования в целом (2). В 1992 г. был принят закон «О недрах», а в 1995 г. федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах». К основным законополагающим принципам, определенным новой редакцией закона «О недрах» относятся следующие (З): — недра являются государственной собственностью; — участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной фирме; — вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; — продукция, извлеченная из недр, может находиться в любой, разрешенной законодательством, форме собственности; — устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий; — установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы; — определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователям. По закону «О недрах» решение о выдаче лицензий на федеральном уровне принимает исполнительная власть, а на уровне субъекта РФ — представительная власть. В русле развития законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, в первую очередь закона «О недрах», в конце 1995 г. был принят федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (5). Он установил правовые отношения, возникающие в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при использовании недр на своих территориях (статья 2). Сторонами соглашения являются, с одной стороны РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ, и, с другой — орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользовании участок недр, или уполномоченные ими органы; инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица или объединения юридических лиц (статья 3). Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ. 8 декабря 1995 г. Госдума РФ приняла федеральный закон «О мелиорации земель» (закон был подписан Президентом РФ 10 января 1996 г.), который установил правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определил полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. В статье 15 определены полномочия субъектов РФ (6). К ним относятся: — владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов РФ государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями; — разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области мелиорации земель; — финансирование мелиорации земель, отнесенных к региональной собственности; — разработка, утверждение и реализация региональных программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением; — установление для граждан (физических лиц) и юридических лиц лимитов забора воды из государственных мелиоративных систем. Новые общественно-экономические условия, которые складываются в России в переходный период, требуют от региональных органов власти нетрадиционных подходов к системе управления экологической безопасностью (16). Речь идет, как уже отмечалось, о принятии концепции допустимого (устойчивого) развития регионов в качестве законодательных актов и соответствующих программ, учитывающих природно-ресурсный потенциал, долю федерального и регионального бюджетов, внебюджетные фонды, совершенствование экологических форм страхования, структуры управления природоохранной деятельностью. «Слабость власти регионального уровня, — отмечают экологи и экономисты, — заключается в том, что она еще накрепко привязана к Центру вертикалью контроля за природопользованием. Эта пуповина не будет разорвана еще долго, поскольку здесь есть объективная и достаточно опасная подоплека, которая заключается в принятии законодательных актов некоторыми субъектами Федерации, противоречащих Конституции РФ о природопользовании» (15, с. 297— 298). К примеру, целый ряд регионов объявили своей собственностью недра и другие природные ресурсы. По мнению ученых Института проблем занятости РАН, участвующих (совместно с ассоциацией «Социоэкономика», Институтом социологии) в исследованиях по теме «Российская элита: опыт социологического анализа», при полном или доминирующем контроле регионов над своими ресурсами большинство регионов «обречено в ближайшие годы на окончательную деградацию и гибель. Объективные перспективы развития, и прежде всего внутренние ресурсы и привлекательность для внешних инвесторов, благоприятны лишь у сравнительно небольшой части регионов — тех, которые располагают экспортными природными ресурсами, хотя бы потенциально конкурентоспособной промышленной базой и инфраструктурой, способными привлечь инвестиции, удобным географическим положением, особо благоприятными условиями для развития конкурентоспособного сельского хозяйства. Таких — меньшинство» (25).
Земельные и водные ресурсы не только самые большие из естественных богатств. Они, как и рабочая сила и отчасти производственные фонды, имеют многоцелевое назначение, используются во всех отраслях и сферах хозяйства. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут быть в частной, государственной (федеральной и региональной), муниципальной и иных формах собственности. В собственности областей, краев, республик, а также муниципальной собственности в числе прочего находятся земельные участки, горные отводы, водоемы, леса и другие природные объекты. К федеральным природным ресурсам относятся земли, воды, леса, недра, ресурсы животного и растительного мира, имеющие общегосударственное значение. Россия — самая богатая землей страна. Ее земельный фонд составляет более 1707 млн га. Большая часть земель относится клееному фонду (51%) и пользованию сельскохозяйственных пред приятии и граждан, занимающихся сельским хозяйством (38%). Остальная часть — это земли госзапаса (7%), промышленности транспорта, военных и других несельскохозяйственных объектов (более 1%), природно-заповедного фонда (тоже более 1%) и населенных пунктов (0,4%). Таким образом, фактически используется 2/5 земельного фонда. Площадь обрабатываемых в сельском хозяйстве земель сокращается, но и при этом превосходит в расчете на душу населения уровень США. Достоверные сведения о земле содержатся в земельном кадастре. Рыночный фонд земли (по подсчетам В. Вашанова и В. Мас-ловой) составляет около 22 млн га, почти 100% его — земли, сданные в аренду и используемые в сельском хозяйстве. Выше средней доля рыночного фонда в районах Европейского Севера, Урала, Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Поволжья и Центра'. Региональное распределение земельных ресурсов (табл. 9.4) отличается резкой неравномерностью. Разрыв в землеобеспечении между Европейской и Азиатской частями страны (на 1 жителя) достигает 11-кратной величины, а между экономическими районами (Центр — Дальний Восток) — 51 раз. Все европейские районы, кроме Северного, бедны земельными ресурсами, обеспеченность ими у них ниже среднероссийского уровня в 3—7 раз. Зато Восток располагает колоссальным земельным фондом, обеспеченность землей здесь в 1,4—7 раз выше средней. Поверхностные водные ресурсы России оцениваются в 41,6 тыс. км3, которые включают озера (24,4 тыс. км3), ледники (12 тыс. км3), речной сток (4,3 тыс. кмЭ/год), водохранилища (0,8 тыс. км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов) рассматривается в виде исходного показателя водообеспеченности. Он концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги. На одного жителя приходится около 30 тыс. мЭ/год воды — значительно больше, чем в других бывших союзных республиках. Кроме того, учитываются запасы подземных вод (почти половина из них — невозобновляемые). Наиболее значительные эксплуатационные ресурсы сосредоточены в крупнейших артезианс
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |