Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Космология Ригведы




Образ мира

Ведическое мировоззрение

Цивилизационные основания древнеиндийской культуры

 

В сер. III тыс. до н.э. в долине реки Инд появляются древнейшие города-государства этого региона, которые современные ученые объединяют под именем Индской или Хараппской цивилизации. Крупнейшие из обнаруженных на сегодняшний день политические и культурные центры протоиндийской цивилизации располагались в Хараппе, Мохенджо-Даро, Лотхале (см. карту). Первые данные о существовании протоиндийской цивилизации были опубликованы еще в XIX в., но научное признание они получили только в 20-х гг. XX в., в результате археологической экспедиции Дж. Маршала (см. рис.). Письменность индского общества не дешифрована, поэтому основными источниками информации остаются артефакты – предметы быта, искусства и т.д. Население Индской цивилизации – дравиды – одно из интереснейших этнических сообществ, образующее самостоятельную языковую семью (дравидийскую) (читай об этом).

На рубеже II – I тыс. до н.э. в долину Инда приходят арийские племена. Они частично вытесняют, частично ассимилируют дравидийское население, в результате образуя Индоарийскую цивилизацию. Таким образом, индийская культура с самого начала своей истории развивалась в условиях особого этнического, языкового, культурного разнообразия, выработав собственные культурные приемы синтезирования разных традиций. Одним из таких объединяющих факторов становится санскрит, сыгравший роль доминирующего языка высокой культуры. Другим важным фактором стала варновая система, которая не только дифференцировала индийское общество (четыре основные варны – брахманы, кшатрии, вайшья, шудры), но и обеспечивала единую отлаженную систему общества.

 

 

Важнейшей основой индийской культуры стали веды. Ведическая традиция восходит к арийской культуре и опирается на четыре самхиты (сборники гимнов) – Ригведа (основной сборник гимнов), Самаведа (гимны и правила их исполнения), Яджурведа (детали ведийского ритуала) и Атхарваведа (сборник заклинаний и магических формул). Ригведа является важнейшим источником информации по мировоззрению общества ведического периода.

 

 

Главный принцип ригведийского мировоззрения – обожествление природы как целого. Г.М. Бонгарл-Левин видит в этом раннюю тенденцию к пантеистическому мировоззрению, особенно проявляющуюся в отсутствии сколь-нибудь ясных характеристик физического облика, атрибутов божеств[1].

Модель вселенной выражена в образе трилоки – трехчленной картине мира. В Ригведе выделяется 33 божества, разбитых на 3 группы, соответственно трем сферам мироздания, причем, важнейшей из них оказывается не небо, а воздушное пространство как связующее звено между небесной и земной сферами. Также как верховный бог воздушной сферы – Индра оказывается основным в индоарийском пантеоне:

«Ты велик, о Индра. Это за тобой Земля (и) небо с готовностью признали власть» (Ригведа, IV, 17.).

Важнейшим понятием, обозначающим принцип упорядоченности, закономерности мира здесь является рита. Рита изображается аллегорически как колесница, управляемая богами. Другое полярное по смыслу понятие – анрита – стихийное начало мира. Рита как вселенская закономерность включает в себя и законы земной человеческой жизни – нормы морали, правила жреческого ритуала, поэтому Варуна – «защитник риты» надзирает и за космическим порядком и исполняет роль морального судьи[2] (обратись к источнику).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.