Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ человека




Ранние следы рефлексии в индийской культуре

X книга Ригведа посвящена изложению космогонических мифов, которые отличаются необыкновенной вариативностью и особым стилем изложения (как бы «пересыпаны» вопросами). Таким образом текст демонстрирует напряженный процесс осмысления накопленного знания. Здесь речь идет и о деятельности творца Брахманаспати и о рождении мира из «золотого яйца» или «первого зародыша», из частей великана Пуруша и из «космического жара» (тапас) (обратись к источнику), (обратись к источнику).

В ведической традиции (особенно – в Упанишадах) развивается философское мировоззрение, ключевыми понятиями которого становятся сансара, карма. Первое обозначает перевоплощения индивидуального атмана (см. выше) в разных телах, круговорот перерождений. Второе – выражает основной закон, по которому эти перевоплощения происходят – причинно-следственную закономерность. Важными для ведического мировоззрения и для более поздних учений индийской культуры оказываются понятия пуруши (духовное начало мира), пракрити (материальное начало мира) и праны (тонкая жизненная энергия мира).

Человек и мир: атман

Ведическое мировоззрение отражено и в других, текстах – брахманах и араньяках. В одном из последних мы обнаруживаем интереснейшую оценку человека и его места в мире. Ключевым понятием здесь оказывается «атман» в значении определенной сущности конкретного явления мира. В Айтарея-араньяке говорится: «Сок течет в растениях, а в животных – разум (читта). В человеке атман проявлен наилучшим образом, потому что человек наделен разумностью (праджняна). Он видит и говорит о том, что познает, ведает то, что будет завтра, отличает реальный мир от нереального, стремится достичь бессмертия, хотя и смертей» (читай об этом).

В текстах Упанишад, продолжающих ведическую традицию в VIII – II вв. до н.э. подчеркивается тождество атмана (частного проявления космоса) и брахмана (космической целостности). Соответственно автор Чхандогья-упанишады Уддалаки рассуждает о необходимости признать единство «я» с космосом, ощутить свою причастность к бытию мира. Весь мир связан отношениями корня-ростка, то есть причинно-следственным принципом. Каждое явление – корень другого явления и иначе ничто и никто в мире существовать не может (обратись к источнику).

 

Человек и общество: варны

Варновая система предопределяла социальное сознание и жизнь человека. Личность человека формируется в значительной степени его варной. Высшая из них – брахманы – жреческая, кшатрии – варна воинов, а затем – светских правителей, вайшья – земледельцы-общинники и шудра – ремесленники-поденщики, не закрепленные за общиной, а значит – не защищенные ею – сама низшая из варн (см. рис.). Варна определяла мышление, мировосприятие человека, профессиональные занятия, брачные отношения, повседневную жизнь. Этика брахманизма ориентировала человека на стремление к лучшему следующему рождению, то есть, рождению в более высокой варне и только рожденный брахманом мог постигнуть законы сансары и вырваться из бесконечного цикла перерождений (нирвана), достигнув своего рода бессмертия, слившись с брахманом (мировым целым).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.