Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура с древнейших времен до XVIII в

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ

Возникновение физических упражнений как специфической общественной деятельности происходило в период первобытного и феодального общества в разных регионах мира.

В первобытнообщинной формации выделяют две основные стадии. Первую называют ранней, а вторую – поздней первобытной общиной. В последней стадии первобытной общины выделяют три “века” – каменный, бронзовый и железный, – по целенаправленному изготовлению и использованию примитивных орудий труда первобытными людьми.

Примерно 1 млн. лет назад изменились природные условия, и начался второй этап в воспитательной деятельности древнейших людей. На этом этапе появились новые формы и методы физического воспитания, тесно связанные с охотой, использованием огня и совершенствованием орудий труда.

С наступлением бронзового века (III-II тысячелетия до н.э.) произошло первое разделение труда – отделение скотоводства от земледелия, и в развитии физической культуры определились новые направления. Третий этап первобытной физической культуры неразрывно связан с новыми формами хозяйствования – первобытным земледелием и скотоводством.

С началом использования железа в хозяйственной и военной деятельности происходит второе крупное разделение труда – ремесла и земледелия, и общественная организация вступает в стадию кризиса из-за имущественного и социального неравенства. Доклассовые формы воспитания и рабовладельческие системы физического воспитания были распространены на обширной территории России от северных до южных морей, от Балтийского моря до Берингова пролива.

Развитие российской физической культуры в средние века делят на три этапа: VI-VIII вв., IX-XI вв. и XII-XV вв., которые называют ранним феодализмом, а с XVI в. и до первой половины XVIII в. – поздним феодализмом. Период кризиса феодального способа производства – это вторая половина XVIII – середина XIX вв.

Значительную территорию Восточной и Центральной Европы занимали две ветви праславян – восточные и западные. Колонизация праславянами Балканского полуострова привела в конце V – начале VI вв. к появлению южной ветви славянства. Одно из первых племенных объединений восточных славян на рубеже V-VI вв., занимавших территорию в среднем течении Днепра и его притока – реки Роси, в византийских и сирийских источниках называют “рос”, “русы”, “росы”. В других источниках обширную территорию Евразии называют “Тартария” и “Татария” с городами для проведения смотров военно-физической подготовки молодежи.

В воспитательной системе у славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из песен, плясок, хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер.

А.А. Шахматов пишет об игрищах бужан, древлян, дреговичей, вятичей, кривичей, радимичей и других племен, которые имели большое воспитательное значение. Праздники-игрища способствовали развитию силы и выносливости, а также регламентации правил состязательных игр, таких, как: бабки, буй, взятие городка, чур, игр в мяч и других. Игрища – форма сознательной передачи общественно-исторического опыта в виде воспитания.

Подготовка к игрищу проводилась с организацией особых молений, обращенных к тому или иному верховному божеству, и нередко с жертвоприношениями. Программы “игрища межю селы” всего весенне-летнего цикла были связаны с обожествлением природы. В программах “купальных игрищ” водно-растительный культ был на первом месте. Зимой игрища проводились на высоких холмах и горках, на лесных полянах и в архаических сооружениях с комплексами мужских и женских божеств у водных источников.

В процессе игрищ “мужи старые” определяли уровень физической дееспособности, и тем, кто испытывал потребность в “самовыражении”, разрешалось иметь по две и по три жены.

Каждый народ, населявший современную территорию нашей страны, в далеком прошлом имел свои, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом самобытные формы физического воспитания. Например, у народов Крайнего Севера и Дальнего Востока физическое воспитание было массовым. Нередко по качественному исполнению упражнений на силу, быстроту и ловкость выбирали гражданского и военного вождя. Во время племенных сборов обязательно проводились игры между фратриями, разнообразные прыжки, стрельба из лука и борьба.

Процессу развития народных физических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества, во многом препятствовала религия. Крещение народа, официально начавшееся в 988 г. в Киеве, стало происходить во всех городах. Наибольшее количество церквей было в Киеве и Новгороде.

Русская православная церковь выступала против народных игрищ и всех других физических упражнений. Свод церковных постановлений “Стоглав” (1551) и книга житейских и моральных правил “Домострой” (1580) отдельными своими положениями были направлены против народных игр, забав и развлечений, но в то же время поощряли телесные наказания. Религия, являясь орудием угнетения народных масс, проповедовала аскетизм, призывала к смирению, отказу от всех забав, объявляла игры и физические упражнения греховным делом.

Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковь, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав. Однако ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физических упражнений и игр в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение спортивно-гимнастических систем | Педагогические идеи в области физического воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.