Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа. Он создал в Афинах свой "научно-учебный центр", названный Академией, у входа в который было написано: "Не знающий геометрии, да не войдет сюда". Геометрические фигуры, общие понятия, математические формулы, логические конструкции - все это особые умопостигаемые объекты, наделенные, в отличие от калейдоскопа чувственных впечатлений (изменчивых, ненадежных, у каждого разных), незыблемостью и обязательностью для любого индивидуума. Возведя эти объекты в особую действительность, чуждую чувственному земному миру, Платон увидел в них сферу вечных идеальных форм, скрытых за небосводом в виде особого нетленного царства идеи. В философском плане Платон - основатель объективного идеализма, в свете идей которого он рассматривает и все психологические проблемы. Основной постулат учения Платона - это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира. Так, задавая вопрос о причине существования прекрасных единичных конкретных вещей, он говорит, что она - в идее прекрасного, являющейся тем общим и нетленным, что обнимает собой красоту всего единичного, видимого, преходящего, выступает источником и образцом для всех проявлений материального мира. Такова же природа других идей. Таким образом, утверждается онтологический характер идей, указывается, что за каждым явлением предметно-материального мира стоит идея как первичная, порождающая их причина. Платон наряду с реальностью материального мира выделяет вторую реальность - надматериальную, идеальную, метафизическую. Он доказывает, что в основе поведения человека лежит не предметная детерминация (воздействие вещей), а этическая, целевая, когда человек руководствуется в своем поведении нормой, образцом, целью, идеей. Этот вид воздействия называется телеологией.
Выделяются основные характеристики идей:
1) под идеями понимается не взгляды, мысли, понятия, не субъективные продукты мыслительной деятельности человека; идеи - это истинное бытие, сущность, модель, парадигма вещей;
2) идеи безотносительны к человеку, его мышлению, наоборот, идеи предписаны человеку с непреложностью;
3) идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, выключены из потока преобразования, качественного изменения, как обычные вещи материального мира;
4) идеи - это без-образная, бестелесная сущность, не выражаемая в категориях числа, пространства и времени; они оторваны Платоном от их чувственной основы, противопоставлены материальному миру и превращены в самостоятельные сущности, независимые как от материальных объектов, так и от человека;
5) будучи бестелесными, идеи чувственно не воспринимаются, но являются умопостигаемыми;
6) идеи образуют целостную, иерархически построенную систему, где низшие идеи подчиняются высшим, вплоть до идеи "блага", "единого".
Исходя из такого понимания, Платон рисует строение мира, состоящее из бытия (мир идей); небытия (материальный мир, созданный Богом из 4-х стихий - воды, земли, воздуха и огня) и мира чувственных вещей (результата проникновения бытия в небытие). Отсюда очевидно, что все вещи причастны, с одной стороны, к идеям, являясь их искаженными подобиями, тенями, с другой стороны - к небытию, материи, ибо они ею наполнены. Окружающий нас мир - это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных идей. Высшая идея - идея "блага" - составляет мировую душу. Вторая мировая душа - зла. Эти две идеи дают начало всему. Кроме них, есть души звезд, планет, людей, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом; она имеет активную функцию.
Душа и тело находятся в состоянии антагонизма, дуалистически противопоставлены друг другу:
душа вечна, бессмертна; тело бренно;
душа дает телу жизнь, она - активное начало; тело пассивно, инертно;
душа не зависит от тела - после смерти тела она переселяется в другие тела;
душа - источник добра в человеке, тело - прибежище зла;
попадая в тело, душа умерщвляется (но не становится смертной).
Отсюда вытекают этические постулаты Платона - бегство от тела (душа должна бежать от тела, убивать в себе все чувственное, телесное и через разрыв с телесным восходить в мир идей, богов) и бегство от мира (душа должна стремиться уйти от чувственного мира в мир богов).
Вместе с тем, Платон доказывает бессмертие души, используя различные аргументы:
1. Душа не погибает, т.к. она близка к Божественному, и, в отличие от сложного, составного тела, она проста, несоставна, неразложима, а поэтому не погибает и не распадается, как тело, а существует вечно.
2. Человек устанавливает сходство и различие вещей без всякого научения - благодаря врожденной способности души к припоминанию. Но вспоминать душа может только то, что она знала в прошлом. Следовательно, она должна обладать знанием до того, как вселилась в тело, а значит, и существовать до рождения тела.
3. Все телесное подчиняется Божественному. Когда душа вселяется в тело, оно начинает ей подчиняться. А что создано для власти и управления, то Божественно, а значит - вечно.
4. Душа - начало жизни, соединяясь с телом, она дает ему жизнь. Но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, не может быть смертным.
Тем самым Платон доказывает независимость души от тела. Тело для души - только временное прибежище. Основная обитель ее - мир идей. Строение души - троично, т.е. состоит из 3-х частей: 1) высшая разумная часть; 2) низшая благородная часть, или "пылкая" (аффективные состояния и стремления); 3) нижняя вожделеющая часть души (потребности, влечения, страсти). Они представлены в 3-х классах общества, каждому из которых соответствуют определенные добродетели. Платон дает классификации индивидуальных характеров, характеров народов, форм правления. Люди и народы различаются по преобладанию у них определенных частей души. У греков, например, благородная душа, а у народов Востока - вожделеющая. Платон утверждает, что единственный путь совершенствования души - через знания. Индивидуальная душа не продуцирует знания. Они существуют независимо от вещей и людей. Душа должна лишь приобщиться к идеям мирового разума. Как? Посредством акта припоминания своего прошлого. То есть получение знание тождественно его припоминанию. Это "знание-воспоминание" - "анамнезис". Оно отлично от "мнемы" - памяти чувственных вещей, воздействующих на человека. Путь припоминания следующий. Пребывая в мире идей, душа получает знания, но когда она поселяется в душе, эти знания забываются. И ее задача - припомнить их. Телесные органы - помеха в постижении истины; они отвлекают душу от познавательной деятельности: душа мыслит лучше, если ее не тревожат ни зрение, ни слух, ни удовольствия. Органы чувств не дают человеку знаний. Истины доступны только разуму, который "оживляет" в памяти идеи. Чувственные ощущения играют только роль побудителей, они будят разум, а он, будучи высшей частью души, активизируется, начинает размышлять, ведет с собой активный внутренний диалог и извлекает идею из глубин души. Доказательства наличия анамнеза. 1) Раб, отвечая на вопросы, приходит к решению геометрической задачи, хотя он никогда не учился. Это происходит потому, что знания, идеи заложены в его душе изначально и он, пробуждая душу, извлекает их. 2) В чувственном мире нет абсолютных квадратов, треугольников, равных вещей, а мы называем вещи равными, квадратными, треугольными. Опоры на чувственный опыт здесь нет, значит, эти идеи заложены в душе и пробуждаются при соприкосновении с чувственным миром.
Платон противопоставляет чувственный и мыслительный уровни познания:
чувственные явления пассивны, мышление активно (мысль всегда ведет внутренний диалог с собой, размышляет);
объект чувственного познания - материальный мир; объект мышления - идеи;
органы чувственного познания - органы чувств; орган мышления - душа в ее высшей, разумной части. При этом Платон вскрывает особенности и природу разума, его отличие от чувственных образов.
Он считает, что можно говорить о следующих уровнях познания - 1) ощущение как толчок, пробуждающий душу, но не дающий знаний; 2) чувственная ступень (не истинное, а ложное знание), включающее: а) "тени вещей" и б) "сами вещи"; 3) интеллектуальное познание (истинное), включающее: а) опосредованное знание и б) непосредственное созерцание идей (см. миф о пещере в Диалоге "Государство").
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление