КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективное направление активной политики развития рынка труда
Ø Целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка – специализированной общенациональной службы занятости. Ø основная задача - повышение эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, что: во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы. Федеральная служба по труду и занятости России была создана в 1991 г.
Основные принципы работы Федеральной службы по труду и занятости: Ø бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве (ст. 12 п. 1); Ø безработным предоставляется возможность бесплатного обучения (при необходимости) новой профессии с выплатой стипендии; Ø безработным возможность участия в оплачиваемых общественных работах; Ø осуществляется политика поддержания доходов безработных граждан. Федеральная служба по труду и занятости информирует: обращающихся трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1, ст. 26 п. 3). Федеральная служба по труду и занятости гарантирует: работодателям поддержку программ по сохранению и созданию рабочих мест для молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и т.п. (к ак и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства). Основные принципы государственной политики занятости:
1. Обеспечение всем гражданам равных возможностей на свободный труд. 2. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей. 3. Обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве. 4. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. 5. Поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые. 6.Координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д. 7. Развитие трудовых ресурсов. 8. Сокращение безработицы. 9.Обеспечение занятости малочисленных народов. 10. Международное сотрудничество в области занятости.
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда: Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства здравоохранения и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства здравоохранения и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
Средства фонда занятости направляются на: 1.оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий; 2. организацию общественных работ; 3. выплату пособий по безработице и материальной помощи; 4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным; 5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест; 6. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей: • анализировать и прогнозировать состояние рынка труда; • вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; • информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы; • оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; • организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; • оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения; • регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; • разрабатывать республиканские и региональные программы занятости; • подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений; • оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы; • выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств; • публиковать статистические данные о состоянии рынка труда. Положения, на которых основывается методика оценки эффективности функционирования федеральной службы по труду и занятости: o охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях; o ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование; o “сквозной” характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом; o единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования; o полная объективность оценочных показателей; o использование действующих форм учета и отчетности. Система показателей оценки службы занятости: • удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства; • удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных; • удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев; • уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению. Основные функции Федеральной службы по труду и занятости: а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; в) организация альтернативной гражданской службы; г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Работодатель имеет право: 1) определять потребность в кадрах определенных профессий квалификационного условия для собственных нужд; 2) определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд; 3) проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым. профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; 4) определять с учетом мнения представительного органа работников: • формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; • перечень необходимых профессий и специальностей; 5) заключать ученический договор. Обязанности работодателя: 1) проведение повышения квалификации работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности; 2) создание необходимых условий для совмещения работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подготовку, предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами. Способы регулирования занятости и последствия безработицы: Традиционно выделяются два главных направления регулирования безработицы:
- неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |