Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилирующие дисциплины инноватики

Инноватика как наука. Цели и задачи изучения инноватики;

Научно-технический прогресс и инновационная деятельность

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ В ИННОВАТИКЕ

ИННОВАТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ.

Тема 1

 

Социально-экономический и политический статус любой страны во многом определяется ее глобальной конкурентоспособностью. Конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

Результатом конкурентоспособности страны в конечном итоге является уровень общего благосостояния ее населения. Развитие мировой цивилизации наглядно демонстрирует, что глобальная конкурентоспособность страны зависит от результатов развития и внедрения научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии.

 

Научно-технический прогресс можно условно разделить на две взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие (рис.1):

· первая составляющая – это научные достижения;

· вторая составляющая – это производственные достижения.

 

Рис.1. Инновационная деятельность как процесс, соединяющий две составляющие научно-технического прогресса: НТП в научно-технологической сфере и НТП в производстве

К научным достижениям относятся полученные и проверенные знания: законы, явления, теории, изобретения, открытия, технологии (например, технологии обработки поверхности твердого тела, синтеза химических веществ, получения материалов и др.), компьютерные программы, ноу-хау (know-how), технические средства производства (станки, приборы, компьютеры и др.), учебные программы подготовки специалистов, включая электронные учебники, виртуальные лаборатории и др.

Перечисленные и многие другие научные, научно-технические, научно-технологические результаты являются следствием непрерывной и длительной деятельности ученых, инженеров, технологов, конструкторов, работающих в соответствующих организациях, учреждениях и предприятиях. Это академические организации, научно-исследовательские институты, вузы, проектные и технологические бюро и институты и др.

Что касается сферы производства, то условно ее можно разделить на производство промышленных товаров, продуктов питания и услуг. Выпуском товаров занимается в целом промышленность (тяжелая, легкая и др.). Продукция, выпускаемая промышленностью, чрезвычайно разнообразна: от пуговиц до кораблей и самолетов. На выпуск многочисленных продуктов питания нацелен агропромышленный комплекс. Производство услуг также чрезвычайно разнообразно: образовательные, медицинские, информационные, туристические, развлекательные и т.д. Вне зависимости от вида выпускаемой продукции качество сферы производства может быть охарактеризовано рядом показателей и критериев: себестоимостью продукции, производительностью, рентабельностью производства, уровнем заработной платы персонала и пр. Качество производства (будь то завод, вуз, больница и т.д.) определяется тем, насколько это производство использует современные научно-технические достижения.

По оценке Всемирного экономического форума, по рейтингу конкурентоспособности Россия в 2009 году находилась на 51 месте среди 134 стран. По оценке британского журнала “Reader’s Digest” по качеству жизни Россия находилась на 57 месте среди 141 страны. Качество образования в России снижается, и мы уже находимся в четвертом десятке (пока!). Инновационная активность в стране за 12 лет снизилась в 5 раз.

Как видно из приведенных данных такая ситуация для России, которая имеет огромные запасы сырьевых источников, развитые научную и производственную сферы, такая ситуация является неприемлемой.

В России имеется большое количество перспективных для коммерциализации результатов научных исследований и разработок, но только незначительная часть (~2%) из них внедряется в производство (в Китае – 15%). Нереализованные запасы передовых технологических разработок насчитывают десятки тысяч.

Таким образом, в России наблюдается значительный разрыв между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применением в промышленности. Деятельность, которая направлена на устранение этого разрыва, называется инновационной деятельностью.

Очень важным моментом, требующим понимания, является утверждение, что получение научно-технических достижений является лишь начальной стадией инновационной деятельности, при этом возникает новое, без которого последующая инновационная деятельность невозможна.

Инновационная деятельность − это уже последний этап НТП, когда люди, реализующие эту деятельность, заняты производством (предприятием), когда они его улучшают, затратив очень много сил и творческой энергии на определение вида продукции, которую лучше всего этому предприятию освоить, производить и продавать.

Завершая рассмотрение рис.1, обратим внимание на двунаправленность процессов инновационной деятельности. Процесс инновационной деятельности протекает в непрерывном встречном взаимодействии возможностей науки и техники (научных достижений) и потребностей развиваемого производства.

 

предмет и содержание инноватики

 

Любая идея нововведения рождается сначала в умной голове ее автора или разработчика, дальше встает вопрос о том, как довести ее до практического воплощения, то есть до получения за нее «денег». Никто раньше не учил тому, как добиваться результатов на этом новом поприще.

Между автором идеи, ее разработчиком, производителем и потребителем должно быть еще одно звено, доводящее идею до производства и потребителя. Это звено – менеджеры инноватики. Эти специалисты сами не занимаются "добычей" научно-технических достижений. Они их знают и применяют, привлекая для этого соответствующих профессионалов, владеющих выбранным научным достижением.

В отличие от приемов работы со сложившимся «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими, но и с технологическими аспектами управления. Т.е. инженер-менеджер должен те только искать и осваивать новый рынок, но и развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка.

Инноватика – это область знаний, теория и практика организации процессов превращения научно-технических достижений в новые конкурентные технологии, товары и услуги с новыми потребительскими качествами. Она охватывает деятельность по созданию "моста", соединяющего новые разработки и производственные достижения.

Инноватика – это новая, зарождающая наука. Это крайне актуальная область знаний, направленная на изучение, объяснение и эффективное осуществление нововведений.

Инноватика – наука, которая занимается изучением:

  • новаций (новшеств);
  • инноваций (нововведений);
  • особенностей и закономерностей инновационного развития;
  • деловых циклов и технологических укладов;
  • жизненного цикла инноваций;
  • инновационных процессов, этапов их осуществления;
  • факторов, определяющих результативность инновационных процессов;
  • методов инновационного менеджмента;
  • видов эффектов в инновационной сфере.

Система подготовки специалистов в области знаний по направлению «Инноватика», основана на концепции единства и непрерывности исследований и обучения, экономики, техники и управления для повышения конкурентоспособности организаций.

Целью изучения инноватики как области знаний является овладение видами инновационной деятельности, с которыми предстоит работать специалистам с квалификацией инженер, инженер-менеджер, менеджер, экономист.

Задачами изучения инноватики являются:

· формирование целостного представления о профессиональной деятельности по созданию инноваций;

· освоение видов деятельности и основных правил работы по трансформации новшеств как нематериальных активов в ценности с высокой добавленной стоимостью – в инновации.

 

В результате изучения инноватики студент должен знать:

· общую характеристику технического, экономического и управленческого (в т.ч. правового) блоков инновационного процесса;

· основные понятия, связанные с управлением инновациями;

· основные положения системного подхода к управлению нововведениями и целевое назначение инновационной деятельности;

· роль и задачи специалиста-инноватора.

Важнейший раздел профессиональной деятельности менеджера инноватики – управление инновационной деятельностью, т.е управление коммерциализацией новаций. Обучение навыкам управления инновациями основано на объединении технико-экономических знаний со знаниями по теории и практике управления бизнесом.

В течение последних 15 лет в нашей стране сложилась такая тенденция, когда молодежь стремилась получить «новые» модные профессии: бухгалтер, брокер, дилер, а зачастую и киллер. Было выпущено такое количество дипломированных специалистов в этих областях, что государство не может всех их трудоустроить.

В настоящее в России предпринимаются меры по смене этой тенденции, сейчас более востребованными являются специалисты инженерных специальностей, особенно те, которые могут соединить усилия разработчиков и производителей новой продукции с потребителем нововведений. Такими специалистами являются выпускники программ прикладной инноватики. Это – специалисты, вооруженные методологией и инструментарием системного аналитика, инженера и менеджера.

Профессионалы в области инноваций могут работать в сферах производства, бизнеса, науки, политики. В специалистах-менеджерах инноватики заинтересованы:

· предприятия малого бизнеса и научно-производственные объединения;

· исследовательские, конструкторские и проектные организации;

· наукоемкие фирмы и развивающиеся компании;

· инжиниринговые и инновационные центры, фирмы, агентства и сети;

· инвестиционные департаменты банков;

· региональные государственные и муниципальные органы власти в области промышленной политики и развития территорий.

Специалисты по инноватике всегда на гребне научно-технического прогресса и новинок рынка, они всегда в гуще классных специалистов, энергичных предпринимателей, крупных научных деятелей и других интересных людей. Работа в области инноваций – это интересно, престижно, перспективно.

 

Предметное наполнение сферы знаний по инноватике составляют базовые общепрофессиональные и специальные дисциплины:

· Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: иностранный язык, отечественная история, культурология, экономическая теория, философия;

· Общие математические и естественно-научные дисциплины: математика, информатика, химия, физика, экология, системный анализ и принятие решений;

· Экономико-управленческие основы инновационной деятельности: теория инноваций, управление инновационной деятельностью, маркетинг в инновационной сфере, экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности, правовое обеспечение инновационной деятельности, инфраструктура нововведений, логистика;

· Практикум по инноватике: практические и лабораторные занятия по дисциплинам профилирующей подготовки, комплексные курсовые работы, проекты и бизнес-тренинги, учебная, производственная и преддипломная практики, групповое проектное обучение, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

Инженер-менеджер инноватики подготовлен к следующим видам деятельности:

– проведению деловых переговоров с заказчиками, инвесторами, исполнителями инновационных проектов;

– управлению инновационными проектами и процессами создания конкурентоспособных товаров и услуг;

– проведению технологического аудита, маркетинговых исследований нового продукта;

– организации разработки инновационного продукта и продвижения его на рынок;

– охране и защите интеллектуальной собственности;

– оценке коммерческого потенциала технологии, разработке бизнес-планов проектов;

– организации рекламы, сопровождения и сервиса продукта;

– разработке прогнозов развития областей техники и технологии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №3 | Исходные термины, определения и понятия в инноватике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.