Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Лекция 1. Основания и порядок обращения за назначением пенсий

Лекция 1. Основания и порядок обращения за назначением пенсий

Порядок оформления документов для назначения песий – это одна из важных и составных частей ведущей отрасли права Республики Беларусь «Право социального обеспечения».

Основными целями изучения дисциплины «Порядок оформления документов для назначения пенсий» являются формирование знаний по вопросам порядка обращения и предоставления документов за назначением пенсий, ответственности работодателей за своевременность и полноту сведений при оформлении документов, а также достоверность содержащихся в них сведений. Изучение компетенции органов осуществляющих назначение и перерасчет пенсий, и порядок обжалования решений осуществляющих назначение.

Дисциплина «Порядок оформления документов для назначения пенсий» тесно связана с такими дисциплинами, как «Право социального обеспечения», «Трудовое право», «Гражданское процессуальное право», «Деловая документация», «Финансовое право» и другими.

Как смежные отрасли права их связывают общие черты предмета и метода правового регулирования.

Записать – [ Под правом социального обеспечения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.]

Таким образом, данная отрасль, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Предмет – это то, что регулируется отраслью, а метод – то, как, какими способами регулируется комплекс общественных отношений.

Право на социальное обеспечение – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

Исходя из направлений социальной политики Республики Беларусь, можно считать, что социальным обеспечением охватываются не только лица, нуждающиеся в материальной поддержке со стороны общества, но и граждане, нуждающиеся в бесплатном медицинском обслуживании и лечении, а также в образовании. Осуществление этих благ реализуется в рамках государственной системы здравоохранения, просвещения и жилищного хозяйства, существующих наряду с традиционной системой социального обеспечения.

Записать - [Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о социальном обеспечении. Когда речь идет о предмете правового регулирования права социального обеспечения, ставится вопрос: какие общественные отношения, урегулированы данной отраслью права? Отвечая на него, следует выделить непосредственно отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: Записать -

- отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, безработице;

- отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей;

- отношения по оказанию денежной и натуральной помощи малоимущим людям;

- отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней;

- отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых программ и др.

В предмет права социального обеспечения Республики Беларусь включаются процессуальные отношения, возникающие при назначении гражданам пенсий, пособий, услуг, льгот и других видов социального обеспечения, а также отношения, связанные с разрешением пенсионных и других споров. – связь с гражданским процессуальным правом]

Таким образом, предмет право социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Исходя из этого можно обозначить предмет дисциплины «Порядок оформления документов для назначения пенсий» - общественные отношения, возникающие при обращении за назначением пенсии в результате подтверждения стажа работы для назначения пенсий, исчисления среднемесячного заработка для определения размера пенсии, подготовки и представления документов для назначения пенсий, а также приема, оформления и рассмотрения документов.

Главным предметом трудового права выступают трудовые отношения между работником и нанимателем. Право социального обеспечения регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда по тем или иным причинам они временно или постоянно утрачивают трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Более того, размер материального обеспечения граждан в этом случае соизмерятся с трудовым (страховым) стажем, а также с заработком, который они получали, находясь в трудовых отношениях с нанимателями.

Различное юридическое значение имеет специальный стаж, который в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения он необходим для назначения пенсий за выслугу лет, пенсий по возрасту в связи с особыми условиями труда. В рамках дисциплины «Порядок оформления документов для назначения пенсий» существует специфика документов как разновидности правового обращения граждан за назначением пенсий. А также существуют особенности порядка подачи заявления о назначении трудовой пенсии гражданам, работающим у работодателей - юридических лиц, и членам их семей (в случае потери кормильца); заявления о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии и т.д.

Право социального обеспечения предусматривает выплату денежных сумм гражданам в виде пенсий и пособий из централизованных фондов (например, Фонда социальной защиты), в то время как трудовое право регулирует оплату из фондов, существующих на конкретных предприятиях и других субъектах хозяйствования.

Что касается отношений финансово-правовых и отношений по социальному обеспечению, то здесь необходимо иметь в виду следующее. При выплате гражданам пенсий и пособий, а также при решении споров аккумуляции государственных денежных средств на эти цели финансовая сторона возникающих при этом общественных отношений выступает, как форма, обусловленная деятельностью государства по обеспечению благосостояния граждан. Финансовые отношения возникают, наряду с отношениями по социальному обеспечению, в тех случаях, когда обеспечение осуществляется в денежной форме.

В соответствии с выше сказанным обращение за назначением пенсий не может существовать без подтверждения и исчисления стажа работы, выслуги лет, а также исчисления среднемесячного заработка для назначения пенсий

Качественная подготовка документов и своевременное представление их в органы, назначающие пенсию - одна из основных задач работодателей по обеспечению гарантированных Конституцией РБ прав граждан на пенсионное обеспечение. От того, насколько полно и качественно подготовлены документы для назначения пенсии, в значительной степени зависят срок принятия решения о назначении пенсии.

В чем сущность конституционных основ социального обеспечения Республики Беларусь?

Одним из важнейших основных прав каждого гражданина Республики Беларусь как члена общества является право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом - это закреплено в ст. 47 Конституции Республики Беларусь. В этой статье подчеркнуто, что государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. Следовательно, забота о престарелых и нетрудоспособных членах общества, детях и семьях, их имеющих, всемерная охрана здоровья народа признается Основным Законом не только одной из важнейших функций белорусского государства, но и одной из общечеловеческих ценностей, нашедших правовое закрепление (ст. 45 Конституции Республики Беларусь). С возрождением белорусской государственности стала формироваться государственная национальная система социального обеспечения. Ее правовую основу составляли, кроме ст. 45, 46, 47 Конституции Республики Беларусь, и следующие законы и подзаконные акты:

1. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 17 апреля 1992 г.

2. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 17 декабря 1992 г.

3. Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 30 сентября 1992 г.

4. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 31 января 1995 г.

5. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 г. «О фонде социальной защиты населения Республики Беларусь» и др.

На основе перечисленных выше законов и других правовых актов произошло становление и развитие белорусской национальной системы социального обеспечения, которая состоит из относительно самостоятельных элементов и подсистем.

К их числу следует отнести пенсионную систему, систему государственного социального страхования, систему выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, систему дополнительного социального обеспечения граждан за счет местных средств и средств предприятий всех форм собственности, систему социального обслуживания инвалидов и престарелых в домах-интернатах и обеспечения инвалидов протезно-ортопедическим изделиями и средствами передвижения, систему содержания и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, систему здравоохранения, санаторно-курортного лечения и отдыха.

Записать – [Право граждан на социальное обеспечение является одним из важнейших социально-экономических прав, составляющим элементом правового статуса. В объективном смысле право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение есть равная и одинаковая возможность всех граждан республики при их вступлении в конкретное правоотношение получить соответствующие виды социального обеспечения, будь то наступление старости, случаи болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потеря кормильца и другие случаи, предусмотренные законодательством.

Право на социальное обеспечение в субъективном смысле есть уже реализованная возможность в конкретном правоотношении, которая превратилась в правомочие конкретного гражданина. В этом правоотношении гражданин республики выступает как управомоченый субъект, а орган социальной защиты населения выступает в качестве обязанного субъекта.

При этом гражданин Республики Беларусь, реализовавший свое субъективное право на данный вид социального обеспечения (например, право на пенсию по возрасту или по инвалидности) в конкретном правоотношении, имеет право и возможность получить пособие по социальному страхованию при временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, а также получить соответствующие услуги по медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Записать – [Однако получить соответствующие виды пенсий, пособий, услуг, льгот и натуральных видов социального обеспечения конкретный гражданин может лишь вступая в конкретное правоотношение по социальному обеспечению.

Это право состоит из самостоятельных прав граждан Республики Беларусь:

право на пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги, право на социальные пенсии;

право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, на погребение, многодетным и одиноким матерям, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и на другие виды пособий;

право на услуги по медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию, по содержанию и социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, по содержанию и воспитанию детей граждан Республики Беларусь в детских дошкольных и внешкольных учреждениях

право на льготы по проезду в общественном и пригородном транспорте, по приобретению лекарств, по оплате коммунальных услуг, водогазоснабжению, по оплате за пользование электроэнергией и за пользование телефоном, по оплате стоимости путевок в санатории и дома отдыха;

право на получение бесплатных натуральных благ при протезировании, на обеспечение нуждающихся инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения;

право на обеспечение бесплатным питанием, лекарствами, постельными принадлежностями и другими натуральными благами при медицинском и санаторно-курортном лечении и обслуживании граждан Республики Беларусь, при содержании и воспитании детей граждан Республики Беларусь в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, при содержании и социальном обслуживании престарелых и инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и в других случаях.

 

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст.1 Закона РБ от 17.04.1992 г. «О пенсионном обеспечении»).

Порядок предоставления работающих граждан к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 г. № 44.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, а также членов их семей регулирует Закон от 17.12.1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и членов их семей осуществляют с учетом условий и норм Закона РБ от 06.01.2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Пенсионное обеспечение за работу государственных служащих предусмотрено положениями Закона РБ от 14.06.2003 «О государственной службе в республике Беларусь».

Пенсионное обеспечение за работу с особыми условиями труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом РБ от 05.01.2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании».

Кто имеет право на государственное пенсионное обеспечение?

Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении».

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Законодательством.

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

Рассмотрим виды пенсий.

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. В соответствии с законодательством назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: трудовые и социальные.

Гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, ежемесячное денежное содержание (по вопросу, касающемуся порядка назначения и выплаты ежемесячного денежного содержания отдельным категориям государственных служащих, смотрите Указ Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 г. № 705) или ежемесячную страховую выплату, назначается по их выбору одна пенсия или указанная иная выплата.

Однако лицам, имеющим одновременно право на пенсию, не связанную с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячное денежное содержание и на ежемесячную страховую выплату назначается пенсия (ежемесячное денежное содержание) и ежемесячная страховая выплата.

Согласно ст. 4 Закона «О пенсионном обеспечении» назначаются:

А) трудовые пенсии:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет;

- за особые заслуги перед республикой;

Б) социальные пенсии.

Трудовые пенсии назначаются лицам, подлежащим в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности государственному социальному страхованию и уплачивающим обязательные страховые взносы при соблюдении условий, установленных законодательством. При этом право на трудовую пенсию по возрасту представляется при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.

Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию на условиях, определяемых Законом «О социальном обеспечении»

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию (ст. 72 Закона):

- инвалидам, в т.ч. инвалидам с детства;

- лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

- детям – в случае потери кормильца;

- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Закон предусматривает обращение граждан за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Видовые признаки пенсий раскрываются в следующем понятии: «Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определённого пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью, в размере, как правило, соизмеримом с оплатой по труду и являющаяся основным источником средств существования для неработающих пенсионеров»[1]. В нём можно выделить следующие родовые признаки пенсии:

· выплачивается ежемесячно в денежной форме;

· по целевому назначению выступает основным источником средств существования для неработающих пенсионеров;

· находится в определенной связи с предыдущей общественно полезной деятельностью, последнее условие является основным.

Порядок обращения за назначением пенсии регулируется ст. 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь №44 от 23.05.1997.

Обращение за пенсией

 

Обращаться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения на нее права без ограничения сроков. При этом обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом по труду, занятости и социальной защите либо дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления о назначении пенсии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3 | Обращение за назначением пенсии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.