КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие речи в раннем возрасте
Ранний возраст является сензитивным (благоприятным, чувствительным) для освоения ребенком речи. Овладение речью производит целую революцию в психической жизни ребенка – она перестраивает все психические процессы (восприятие, мышление, память и др.). Речь освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. Слово – это знак, ребенок овладевает знаковой системой, которая несет в себе общечеловеческое значение, мысль, образ, понятие. Существует ряд теорий, объясняющих механизм овладения ребенком речью. 1. Ассоциативная теория: связь между словом и его значением есть простая ассоциативная связь между двумя стимулами («окно» - ребенок видит предмет, слышит комплекс звуков и устанавливает связь). При этом смысл и значение детских слов приобретаются раз и навсегда. Критика: развитие речи ребенка происходит не постепенно, а имеет характер взрыва (от 1г. 6мес. до 2-х лет) + освоение грамматической структуры, которая никак не может быть освоена через установление связи звука и предмета. 2. «Теория открытия слов» В.Штерна. Первое слово ребенка – великое открытие, когда он узнает, что всякая вещь имеет название. Ребенок открывает связь между знаком и значением. После этого открытия (1,5г.) – резкий скачкообразный рост словаря. 3. Теория Л.С.Выготского. В. Штерн допускает изначальное понимание ребенком связи между знаком и значением, т.е. ребенок, еще не владеющий речью, уже владеет понятием, что такое речь. Реальный ход развития речи заключается в обратном: в процессе овладения речью ребенок вырабатывает известное о ней представление. Значение детских слов не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка. 1 этап развития детской речи: между 11мес. и 1г.3мес. – этап автономной речи. Ребенок говорит на своеобразном языке, отличающемся от языка взрослых звучанием слов и значением. Ребенок использует аморфные слова-корни (осколки слов) и обозначает ими целый ряд предметов. Это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний («кх» - кошка, мех, волосы – обобщение ребенком по признаку мягкости на основе непосредственных ощущений). При этом ребенок хорошо понимает речь взрослого. Детские автономные слова обозначают предметы в непосредственно воспринимаемой ситуации, что отражает особенности мышления. 2 этап (2-я половина 2-го года жизни) – появление телеграфной речи (2-3 слова). 1г.3мес. – однословные сочетания, когда с помощью одного слова ребенок выражает смысл целого предложения. Потребность и необходимость говорить предполагают 2 главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать (ситуация предметного сотрудничества со взрослым). Взрослый ставит перед ребенком речевую задачу: чтобы быть понятым, он должен произнести определенное слово. Особенность использования слов: ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации (надо обратиться к взрослому); затем ситуация побуждает его употребить слово для вовлечения взрослого; затем в центре ситуации оказывается слово. Телеграфная речь кладет начало овладению грамматическим строем (конец 2-го года) – происходит скачок в развитии речи: - расширяется круг речевого общения; - повышается речевая активность во время самостоятельных игр; - появляется интерес ребенка к речи взрослых. С развитием грамматической структуры речь ребенка все более отделяется от наглядной ситуации. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением посредством слова (согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского). СИТУАЦИЯ. Достаточно часто отмечаются случаи, когда в речи ребенка (3 – 4 года) звучат бранные и даже нецензурные слова. · О чем можно судить по данным случаям?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |