КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игровая деятельность ребенка раннего возраста
Игры как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста не существует. Но на 2-м году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится специфическим занятием ребенка. 1. В 1г. 3мес. – 1г. 6мес. – отобразительная игра. 2. В конце 2-го года – последовательные и согласованные действия. 3. На 3-м году – использование предметов-заместителей (первые проявления воображения и творчества). Игра носит процессуальный характер: игровые действия одноактны, стереотипны, не связаны друг с другом. Ребенок еще не осознает, что играет, он просто манипулирует с предметами. 4. Формирование игровых замещений осуществляется в совместной игре ребенка со взрослым (превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которого он открывает новый способ действия с предметами и изобретает свои собственные способы замещения). Отношения детей раннего возраста со сверстниками 1. Интерес и избирательное отношение младенца к сверстнику побуждаются потребностями в новых впечатлениях. 2. В раннем возрасте (к 3-м годам) ребенок ярко проявляет потребность в общении со сверстниками. 3. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов: - на 2-м году – внимание и интерес друг к другу (восприятие сверстника как игрушки); - конец 2-го года – стремление привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать свои успехи; - на 3-ем году – чувствительность детей к отношению сверстника. 4. Потребность в общении со взрослым является наиболее острой, чем потребность в общении со сверстниками. 5. Общение ребенка со сверстниками характеризуется: - непосредственностью, отсутствием предметного содержания; - раскованностью, эмоциональной насыщенностью; - нестандартностью коммуникативных средств; - зеркальным отражением действий и движений партнера. Предпосылки развития личности 1. Поведение и вся психическая жизнь ребенка ситуативна и зависит от того, что происходит здесь и сейчас (единство между сенсорными и моторными функциями: за каждым восприятием немедленно следует действие). 2. Для ребенка характерны яркие эмоциональные реакции, которые связаны с желаниями. 3. Желания ребенка неустойчивы и быстропроходящи. Он не может их сдерживать и контролировать. 4. Развитие самосознания 9узнавание себя на фотографии, чувство собственности, эмпатии, отношение к себе: «Я – хороший»): - 1 – 1,5 – данные представления только начинают складываться, аморфны и расплывчаты; - 1,5 – конец 2-го года жизни – дифференциация этих представлений; - конец 2-го – начало 3-его года – складываются предпосылки самосознания (ребенок хорошо знает свое имя; характерно стремление к самостоятельности – автономия, по Э.Эриксону); - конец 3-его года – появление недифференцированной самооценки и половой идентификации (усваивая половую роль, ребенок усваивает ту или иную модель поведения и соответствует ей на протяжении своей жизни). СИТУАЦИЯ. Миша (2 года) жалеет маму, если она порезала пальчик, старается не шуметь, если папа отдыхает. Так Миша проявляет эмпатию, он сочувствует и сопереживает. · Каждый ли ребенок к двум годам способен к эмпатии? Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: - через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом; - через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника). Характеристика кризиса 3-х лет Всякий кризис – это выделение собственного «Я». он представляет собой ломку взаимоотношений между ребенком и взрослым, которые существовали до этого времени. К 3-м годам у ребенка появляются собственные желания, не совпадающие с желаниями взрослого; изменяется позиция ребенка: он отделяет себя от взрослого, осознает свои возможности, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости. Суть кризиса: ребенок вследствие возросшей самостоятельности сравнивает свои действия с действиями взрослого, что влечет возникновение феномена «Я – сам», и это новообразование приводит к распаду прежней социальной ситуации. Кризис проявляется в сферах: · Отношение к предметному миру · Отношение к другим людям · Отношение к себе Симптомы кризиса 3-х лет Если не появляется новый смысл взаимоотношений между взрослым и ребенком, кризис принимает затяжное и негативное течение. 1. Негативизм – стремление делать вопреки просьбам взрослого (не делает только потому, что ребенка об этом попросили). Негативизм всегда социально окрашен, т.к. обращен ко взрослому. 2. Упрямство (настаивание на своем, только потому, что ребенок этого потребовал). По сути, ребенок требует, чтобы с ним считались как с личностью. 3. Строптивость (центральный симптом). Протест направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. 4. Своеволие – тенденция к самостоятельности. 5. Бунт против окружающих (протест). Ребенок находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, проявляет агрессию. 6. Обесценивание ребенком личности близких (оскорбление родителей). 7. Деспотическое подавление окружающих (особенно в семьях с единственным ребенком; в семьях с несколькими детьми – ревность, агрессия по отношению к младшим). СИТУАЦИЯ. В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны, раздражает упрямство 3-летнего малыша, а с другой – пугает («Какой вредный»). · Какова должна быть тактика поведения взрослого? Личностные новообразования 1. Осознание собственного Я вследствие отделения себя от взрослого («Я – сам») и вступление в новые отношения со взрослым. В результате этого отделения взрослый как бы впервые возникает в детской жизни и мир ребенка превращается в мир взрослых людей. 2. Обостренное чувство собственного достоинства. 3. Возникновение «гордости за достижения»: - стремление к достижению результата своей деятельности; - демонстрация успехов взрослому с обязательным одобрением. 4. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, что ведет к бурному росту самосознания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |