Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психологические новообразования дошкольного возраста

Социальная ситуация развития

ТЕМА 10. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1. Социальная ситуация развития

2. Основные психологические новообразования дошкольного возраста

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст условно делится на следующие периоды:

с 3 до 4 – младший дошкольный возраст

с 4 до 5 – средний дошкольный возраст

с 5 до 7 – старший дошкольный возраст

С 3 до 7 лет внешний облик ребенка заметно меняется, хотя скорость изменений невелика. За 4 года рост добавляется до 25 см, вес – до 7 кг.

Организм развивается неравномерно, вследствие чего меняются пропорции тела. Увеличение веса происходит за счет развития мышц. У мальчиков интенсивнее развивается мышечная ткань, у девочек – жировая. С 3 до 7 лет совершенствуются многие двигательные навыки и координация движений (езда на велосипеде, игра в мяч).

На основе познания социальной действительности со стороны предметов, созданных людьми, у ребенка появляется центральное новообразование раннего детства – система «Я», которая порождает новую потребность – действовать самостоятельно.

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Он впервые может выйти за рамки своего семейного мира и установить отношения с миром взрослых. Ребенок начинает стремиться к выполнению таких действий, которые он видит у взрослых, но которые ему еще не по силам.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять эти функции ребенок не может.

Противоречие: между новыми возможностями ребенка, потребностью в самостоятельной деятельности, быть как взрослый и прежней системой отношений со взрослым, невозможностью без его помощи выполнять эту деятельность.

Социальная ситуация: ребенок – взрослый (период интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности; развивается мотивационно-потребностная сфера). Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает ребенок (игровая, изобразительная, продуктивные виды, трудовая).

1. Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер – дети моделируют взаимоотношения людей (в игре), создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами (заместители); создают модели изображаемого предмета или ситуации (в рисунке, поделке).

2. Значительное расширение рамок общения со взрослым за счет овладения речью по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем.

3. Возникновение внутренней психической жизни и внутренней психической регуляции поведения (в раннем возрасте – ситуативность поведения). В раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией; в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять свое поведение. Это возможно благодаря целому ряду новообразований в психике и сознании ребенка.

4. Центральной психической функцией является память, которая определяет остальные процессы (например, мыслительный процесс – не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта).

5. Появление способности действовать в плане общих представлений (установление простых причинно-следственных отношений, которые не даны в непосредственном чувственном опыте).

6. появление первого целостного детского мировоззрения (картины мира), ведущим в котором является процесс воображения.

7. Становление новой внутренней позиции и нового уровня сознания своего места в системе общественных отношений, основанное на осознании своих возможностей и способностей. Чтобы включиться в мир взрослых, надо долго учиться. Конец дошкольного возраста знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую и более значимую деятельность – учебную.

8. Возникновение произвольного поведения (поведение из импульсивного становится опосредованным нормами и правилами поведения). Предварительный образ своего поведения – регулятор действий ребенка.

9. Освоение широкого круга деятельности

10. Возникновение первых этических инстанций; соподчинения мотивов; самооценки и личного самосознания (начинает осознавать не только свои действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь)

 

 

ТЕМА 11. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Игровая деятельность ребенка раннего возраста | Влияние игры на развитие психических и личностных качеств ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.