Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномены зрительного восприятия формы

Лекция 7. Зрительное восприятие формы.

Резюме: наиболее существенную роль в зрительном восприятии пространственных отношений и движения играют движения глаз.

Основная литература к главе 6

Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд. Мос. унив., 1975

Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятия. СПб.: Питер, 2003, с. 342-388


 

Будут рассмотрены следующие вопросы:

19. Феномены зрительного восприятия формы.

20. Латеральное торможение.

21. Теории восприятия форм.

22. Иллюзии восприятия.

Как уже было сказано, зрительная система ориентирована на три класса событий, или изменений, происходящих в окружающем мире. Во-первых, это события, субъективно воспринимаемые как свет и цвет, во-вторых, - воспринимаемые как пространство и движение, в-третьих, воспринимаемые как определенные формы (или предметы).

В целом, эти три класса соответствуют динамике филогенетического развития. Это может быть продемонстрировано теми примерами, в которых слепые от рождения люди после операции по излечению катаракты обретали способность к зрительному восприятию. Так, по описаниям Р.Грегори, такие пациенты вскоре после лечения могли воспринимать цвет и выделять фигуры из фона (но не могли правильно идентифицировать по зрительному образу предметы, к которым прикасались тактильно). Также он описывает пример пациента 52 лет, который смог пользоваться пространственным зрением в очень ограниченном диапазоне; в частности, он воспринимал удаленность предметов лишь в хорошо знакомых ситуациях и однажды пытался вылезти из окна больницы, которое находилось на пятом этаже.

В экспериментах К.Блейкмора и Г.Купера котята сразу после рождения помещались в особые условия. Они проводили основное время в темноте, но на 5 часов в сутки они помещались в специально сконструированные цилиндры, на стенках которых были нанесены либо горизонтальные, либо вертикальные полосы. В дальнейшем те котята, которые не видели горизонтальные линии, в жизни также не воспринимали их (но адекватно реагировали на вертикальные), а лишенные вертикальных образцов, наоборот, не могли ориентироваться на вертикальные. Забегая несколько вперед, можно сказать, что в этом случае происходило формирование детекторов признаков лишь ограниченного диапазона.

Необходимо заметить, что восприятие формы является базовой функцией как самого зрения, так и любой другой системы анализаторов: для организма наиболее важным выступает именно его взаимодействие с окружающими предметами, по отношению к которым возможно проявление собственной двигательной активности.

Проблема восприятия формы предметов впервые была поднята в гештальтпсихологии. Это психологическое направление, основанное М.Вертгеймером, В.Келером, К.Коффкой, строилось как оппозиция экспериментальной психологии начала XX века, где доминировала ориентация на выделение элементарных психических актов. В гештальтпсихологии была продолжена линия психологии целостности, зародившейся в Австрийской психологической школе.

Основным понятием выступало понятие «гештальта» (от нем. Gestalt - форма, структура). В гештальтпсихологии это - единица анализа психического, представленная целостными, несводимыми к сумме своих частей, образованиями сознания. В качестве таких гештальтов рассматривались: кажущееся движение, инсайт, музыкальные мелодии. Образование гештальтов связано с действиями законов «расчленения психологического поля». По представлениям гештальтпсихологов, основные свойства гештальта обусловлены генетически запрограммированными стереотипами обработки информации.

Факторы образования гештальтов. Частные феномены восприятия, служащие иллюстрацией реализации принципа гештальта, наиболее систематически были описаны М.Вертгеймером (Wertheimer M. Untersuhungen zur Lehre von der Gestalt // Psychologische Forschung. 1923, B. 4, 301-350; Wertheimer M. Productive Thinking. N.Y., 1954; Митькин А.А. «Законы гештальта» и фазность восприятия // Психологический журнал. 1983, № 6, т. 4, 30-37).

Это следующие феномены:

- фактор близости представляет собой объединение в целостный объект (гештальт) элементов, данных в едином феноменальном поле, т.е. расположенных близко друг к другу в пространстве или во времени;

- фактор подобия, или сходства, - объединение в гештальт элементов, расположенных в едином феноменальном поле и имеющих схожие признаки. Вероятность их объединения тем больше, чем больше эти элементы похожи друг на друга (близкое размещение – см. фактор близости, родственные формы, одинаковые размеры, симметрия, периодичность и т.д.);

- фактор замкнутости - при формировании гештальта происходит субъективное замыкание незамкнутых линий;

- фактор хорошего продолжения, или целостности, - объединение в гештальт таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, «напрашивающиеся» конфигурации (в частности, предпочтительными оказываются варианты с наименьшим изменением кривизны линий);

- фактор общей судьбы, или общей зоны, - объединение в гештальт элементов, расположенных в едином феноменальном поле и имеющих общую динамику функционирования или развития (согласованное изменение цвета, яркости, размера и т.д.); например, это может быть выделение нескольких точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных направлениях;

- фактор установки - если у наблюдателя уже сформирован гештальт, в который включены какие-то элементы, эти элементы в новой организации воспринимаются как принадлежащие старому гештальту, который лишь претерпел определенные изменения;

- фактор группировки без остатка - если есть несколько вариантов объединения элементов в различные гештальты, выбирается тот вариант, который будет объединять в себе максимум из наличных элементов.

Все эти факторы имеют один общий компонент – исходная конфигурация стимулов объединяется в субъективном образе таким образом, чтобы выполнялся принцип экономии, т.е. наиболее простого описания ситуации распознавания данных стимулов. Это достигается с помощью того, что выдвигается субъективная гипотеза о принадлежности исходных стимулов к единому предмету.

Данный процесс фиксируется в понятии прегнентности, которое впервые было введено также в гештальтпсихологии. Прегнантность (от лат. рrаegnans - содержательный, обремененный, богатый) - одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, представляющее собой качество завершенности гештальтов и описывающее достижение ими уравновешенного состояния, «хорошей формы». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые и отчетливо выраженные границы, симметричность, простота, упорядоченность, внутренняя структура, имеющая форму «фигуры». По определению К.Коффки: «Из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и наиболее устойчивой формой». Если перцептивный образ нельзя упростить еще больше, то это значит, что он приобрел свойство прегнантности. В конечном счете, прегнантность выступает как субъективная форма представленности целостного предмета (т.е. отдельные стимулы группируются как принадлежащие единому предмету, за счет чего и достигается упрощение образа).

Таким образом, прежде всего в гештальтпсихологии было показано, что активность субъекта проявляется в том, что происходит наделение воспринимаемого стимульного потока такими признаками, которые в этом потоке отсутствуют, но которые необходимы для доопределения этих признаков, как принадлежащих целостному предмету. Именно на основе данного процесса происходит оптимизация взаимодействий субъекта с реальными предметами.

Феномен «фигура и фон». На дальнейшее развитие экспериментальных программ гештальтпсихологии значительное влияние оказал Э.Д.Рубин, прежде всего, своей знаменитой работой «Визуально воспринимаемые фигуры» (Synsoplevede Figuer. Kobenhavn, 1915) о соотношении «фигуры» и «фона». Здесь он дал описание субъективных признаков «фигуры» и «фона»:

- «фигура», в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается,

- «фон» кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры,

- «фигура» воспринимается как предмет,

- «фон» воспринимается как материал,

- изменение одного только «фона» может привести к тому, что «фигура» перестанет распознаваться.

При этом любая из прилегающих частей сложной композиции может восприниматься и как «фигура», и как «фон». Эти эмпирические закономерности хорошо иллюстрируются анализом восприятия двойственных фигур классического двойственного изображения - «Вазы Рубина», которая кажется то бокалом, то двумя лицами (1921).

Двойственное изображение - феномен восприятия, основанный на том, что если изображение допускает дифференциацию составляющих его элементов на субъективно воспринимаемые «фигуру» и «фон» взаимно противоположным образом, то сначала одна часть этого изображения воспринимается в качестве «фигуры», а другая в качестве «фона», потом - наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия. Выделение при распознавании изображения какой-либо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус «фигуры», та же часть изображения, которая не интегрируется в данную «фигуру» автоматически распознается как «фон» [Липер Р. Жена или теща // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. Изд-во МГУ, 1975]. В дальнейшем было показано, что произвольное управление выделением части изображения в качестве «фигуры» достигается за счет того, что акцентируются «вогнутости» на ее краях.

Итак, проблема соотношения «фигуры» и «фона» может быть решена лишь обращением к биологически зафиксированным отношениям субъекта и элементов окружающего мира (предметов). Графические стимулы, которые выступают основой экспериментов гештальтпсихологов, не являются биологически зафиксированными, не представляют собой экологических стимулов, они лишь «имитируют» реальные предметы. При их восприятии субъект «обманывается», видя в графических стимулах не то, что есть объективно, а то, что должно быть в силу правил привычной среды его обитания (если бы эти стимулы были обусловлены трехмерными предметами).

Так, например, выделение «фигуры» из «фона» соответствует распознаванию объекта и выделению его из окружающего мира (чтобы затем субъект мог выбрать адекватный тип взаимодействия с ним). При этом происходит наделение «фигуры» особым (изначально биологически релевантным) значением, а роль «фона», как инвариантного элемента актуального взаимодействия, существенно нивелируется.

Интересные кросс-культурные исследования проведены по вопросу понимания (распознавания) линий рисунка представителями различных этносов. Так, линии, которые ограничивают края или поверхности, воспринимаются одинаково, независимо от этнической принадлежности. Но восприятие цветовых контуров и цветных изображений у племен, которые не пользуются рисунками (племена Папуа - Новой Гвинеи), существенно затруднено: у них появляется иллюзия того, что изображенные в цвете предметы разрезаны.

Итак, в гештальтпсихологии был предложен путь анализа восприятия (прежде всего на материале зрительного восприятия) от целого к его частям. Мы бы могли сказать, что это путь – от предметов к их атрибутам.

Ответить на вопрос, как осуществляется восприятие: от частей к целому или от целого к частям, может эксперимент Д.Навона. Так, испытуемым предъявлялись раздражители, представляющие собой некоторую осмысленную фигуру, состоящую из частных также осмысленных фигур. Например, это могла быть большая буква Е или Н, составленная из маленьких букв. При этом от испытуемого требовалось как можно быстрее определить, какая буква предъявлена. Если надо было определить большие буквы, то время опознания не зависело от того, совпадали ли маленькие буквы и большие. Но при опознании маленьких букв уходило больше времени, если они различались от больших, в которые они входили.

Наследие гештальтпсихологии представляет интерес не только в связи с тем, что там наиболее рельефно проявил себя принцип целостности восприятия. Кроме того, исследования, проведенные в гештальтпсихологии, показательны и тем, что полученный в них материал планомерно сопоставлялся с нейронными механизмами зрительного восприятия. Правда, в самом начале пути гештальтпсихологии основой выступал принцип «изоморфизма». В соответствие с ним постулировалось, что в мозге существуют силовые поля, которые служат основной организации перцептивных процессов субъекта. Это достаточно примитивные представления, не нашедшие своего подтверждения. Так, в исследованиях К.Лешли в зрительную кору обезьян вставлялась золотая фольга и вживлялись золотые электроды, которые должны были нарушить образование электромагнитных полей, но было обнаружено, что само восприятие при этом не страдает.

Первоначально существовал взгляд, что наряду с процессами восприятия (прежде всего зрительного), строящимися снизу вверх (в классической терминологии, это процессы ощущений), существуют также процессы, которые стоятся сверху вниз (собственно восприятия). В такой дихотомии есть определенный смысл, если иметь в виду одно существенное дополнение, а именно, что в процессах, идущих снизу главным выступает биологический смысл строящегося таким образом образа, в процессах же, идущих сверху на первый план выступают мотивационные состояния организма, актуальные в конкретно взятый момент времени. Новые данные, получаемые в различных исследованиях организации зрительного восприятия, все больше указывают на то, что уже на самых ранних стадиях этого процесса речь идет не просто о выделении отдельных признаков, а восприятии именно формы предметов. Так, в частности, в коре головного мозга обезьяны обнаружены специализированные клетки, которые реагируют на иллюзорные контуры.

Таким образом, можно заключить, что законы гештальта, а именно факторы прегнантности и выделение фигуры из фона, имеют врожденный характер и обусловлены опытом взаимодействия с реальными предметами, записанным генетически. Так, в гештальтпсихологии фигура – артефакт, связанный с мозговой организацией восприятия и с электромагнитными процессами, его обеспечивающими, а в экологической психологии это – проявление предметности, обеспеченное работой нейронов-детекторов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движения глаз | Нейроны-детекторы в зрительном восприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.