Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-исторические основы онтогенеза восприятия

Резюме: для реализации врожденных механизмов восприятия необходима адекватная стимуляция в сензитивные периоды развития.

Основной вклад отечественной психологией в мировую науку сделан Л.С.Выготским, заложивший основы культурно-исторической концепции.

Основной идеей культурно-исторической школы в психологии, создателем которой был Л.С.Выготский (1896 - 1934), является следующая. Для натуральной психики (свойственной как человеку, так и животным) характерно, что каждая относящаяся к ней психическая функция выполняет какую-либо одну приспособительную функцию, действует независимо от других функций. Специфика этой функции определяется ориентацией на вполне определенный класс задач выживания организма. В человеческой же психике впервые появляется особая функция, которая ориентирована не непосредственно на различные ситуации выживания, а на другие психические функции. Л.С.Выготский пишет:

«Основная точка зрения на высшие функции, которые мы изучаем, заключается в том, что мы ставим эти функции в иное отношение к личности, чем примитивные психологические функции. Когда мы говорим, что человек овладевает своим поведением, направляет его, мы привлекаем к объяснению простых вещей (произвольное внимание или логическая память) такие более сложные явления, как личность» [Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. // Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982, с. 109].

За счет этой личностной функции происходит переход от «низшей» формы поведения, свойственной животным, к высшей, более сложной в генетическом и функциональном отношениях.

«Линией, разделяющей обе формы, является отношение стимула - реакции. Для одной формы существенным признаком будет полная - в принципе - определяемость поведения стимуляцией. Для другой столь же существенная черта автостимуляция, создание и употребление искусственных стимулов-средств и определение с их помощью собственного поведения. Искусственные стимулы-средства, вводимые человеком в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции, мы называем знаками» [Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. // Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983, с. 77-78].

Итак, в основе высших форм поведения лежит «сигнификативная структура, которая связана с активным употреблением знаков» [Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. // Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982, с. 135].

Для Л.С.Выготского знак имеет, в первую очередь, орудийный характер. Это связано с аксиоматикой марксизма, который начинается с признания роли орудий труда в появления и развития человека: первичной формой предметной деятельности К.Маркс считал труд с использованием орудий. Л.С.Выготский писал:

«Труд является колыбелью всех высших интеллектуальных функций, всех высших специфических для человека форм поведения» [Выготский Л.С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. XX века) / Под ред. В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1983, с. 56].

Знак производен от орудия:

«То внутреннее сплетение знака и орудия, которое нашло материальное символическое выражение в первобытной палке для копания, указывает, как рано знак (и далее - высшая его форма, слово) начинает участвовать в операции употребления орудия у человека и выполнять ни с чем не сравнимую функциональную роль в общей структуре этих операций, стоящих в самом начале развития человеческого труда. Эта палка коренным образом отличается от палки обезьян, хотя генетически, несомненно, с ней связана» [Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. // Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г.Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984, с. 84].

Говоря о судьбе знака в развития психики ребенка Л.С.Выготский, также указывает на органическую связь орудия труда и знака:

«Как в поведении ребенка, так и в поведении культурного взрослого человека практическое использование орудий и символические формы деятельности, связанные с речью, не являются двумя параллельными цепями реакций. Они образуют сложное психологическое единство, в котором символическая деятельность направлена на организацию практических операций путем создания стимулов второго порядка и путем планирования собственного поведения субъекта. В противовес высшим животным у человека возникает сложная функциональная связь между речью, употребление орудий и натуральным зрительным полем» [Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. // Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г.Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984, с. 26].

Деятельностный подход А.Н.Леонтьева. В рамках данной парадигмы работали многие советские психологи, в частности А.Н.Леонтьев, который ставил своей задачей развитие постулата о взаимодействии с миром, опосредованном деятельностью. Из данного постулата была выведена идея о процессе построения воспринимаемого образа предмета за счет осуществления с этим предметом перцептивных действий. Перцептивные действия здесь выступала как основные структурные единицы процесса восприятия, которые, в свою очередь, реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.

Эта идея о роли предметных действий в процессах восприятия не является уникальной для истории психологии – к ней, только с разных позиций, пришло много исследователей (начиная с Г.Гельмгольца). Деятельностный подход имеет лишь то отличие от других подходов, что он выступает как монолитная система, включающая в себя, с одной стороны, идеологию и философию, и, с другой, эмпирические исследования. В этих эмпирических исследованиях был выбран путь поиска тех двигательных компонентов, которые обеспечивают процесс восприятия (например, в виде ощупываний предмета, движений глаз, за счет чего выделяются наиболее информативные точки).

Деятельностный подход А.В.Запорожца. Еще одним исследователем, работавшим в рамках основных постулатов культурно-исторической психологии – основные постулаты которой связаны с возникновением и формированием высших психических функций: индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира, эти внешние процессы присваиваются, или интериоризируются, - был А.В.Запорожец, разработавший концепцию развития восприятия в детском возрасте.

Так, вслед за Л.С.Выготским, он постулировал, что развитие человека происходит не только по законам адаптации к условиям существования индивида, но и по законам присвоения культурного наследия. В его теории формирования перцептивных действий, в законченном виде увидевшей свет в 1941 г., было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. Перцептивные действия, которые реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций, рассматриваются здесь как основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Само восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве.

«Особенности практической деятельности ребенка и ее возрастные изменения оказывают существенное влияние на онтогенез человеческого восприятия. Специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов (к числу которых относятся, например, общепринятая шкала музыкальных звуков, решетки фонем различных языков, системы геометрических фигур и т.д.). Отдельный индивид использует усвоенные эталоны для обследования воспринимаемого объекта и оценки его свойств. Такого рода эталоны становятся оперативными единицами восприятия, опосредуют перцептивные действия ребенка, подобно тому, как его практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом. Согласно нашему предположению перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но и в известной мере предвосхищают те ее преобразования, которые могут произойти в результате практических действий… Мы можем рассмотреть… проблему «восприятия и действия» в аспекте формирования перцептивных действий при сенсорном обучении» [Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевская. М.: Изд. Мос. унив., 1975, с. 197-202].

Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем (после интериоризации) образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями.

Итак, механизмом присвоения культурного наследия выступает присвоение сенсорных эталонов, которые служат для систематизации свойств окружающей мира. Сенсорный эталон (от лат. sensus - чувство, ощущение) – система определенных сенсорных качеств предметов, которые используются как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира. Исходно эти эталоны были выделены в процессе общественно-исторической практики как ряд систем сенсорных качеств, связанных с орудийной деятельностью. Затем они предлагается ребенку для усвоения и использования в качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Именно их усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.

Сенсорный эталон выступает оперативной единицей восприятия предметов окружающего мира, которые классифицируются и распознаются, прежде всего, в аспекте их общественного значения, т.е. в рамках человеческой деятельности.

В процессах восприятия ставятся определенные перцептивные задачи, которые решаются с помощью определенных действий, которые подчиняются определенной логике развития.

Так, были выделены отдельные этапы развития восприятия, которые характеризуются разной степенью свернутости. Основной вектор их развития – переход от ориентировочно-исследовательских действий, которые в определенной степени доступны и животным, к действиям идеальным (таким образом, по канонам деятельностной школы, происходит само происхождение «идеального»).

Этапы формирования прецептивных действий. А.В.Запорожцем были выделены следующие этапы формирования прецептивных действий.

1. Материальные действия с предметами, в которые встроены ориентировочно-исследовательские действия.

2. Сенсорный процесс превращается в прецептивное действие, которое обслуживает отдельное ориентировочно-исследовательское действие.

3. Свертывание перцептивного действия.

На первом этапе формирования новых перцептивных действий процесс начинается с того, что проблема решается в практическом плане, с помощью внешних, материальных действий с предметами. Это, конечно, не означает, что такого рода действия совершаются «вслепую», без всякой предварительной ориентировки в задании. Но поскольку последние базируются на прошлом опыте, а задачи ставятся новые, эта ориентировка оказывается на первых порах недостаточной, и необходимые исправления вносятся непосредственно в процессе столкновения с материальной действительностью, по ходу выполнения практических действий… Обнаружилось, что наиболее высокие результаты достигаются в том случае, когда на начальных этапах сенсорного обучения сами действия, которые требуется выполнить, предлагаемые ребенку сенсорные эталоны, а также создаваемые им модели воспринимаемого предмета выступают в своей внешней материальной форме. Такого рода оптимальная для сенсорного обучения ситуация возникает, например, в том случае, когда предлагаемые ребенку сенсорные эталоны даются в форме предметных образцов (в виде полоски цветной бумаги, наборов плоскостных фигур различной формы и т.д.), которые он может сопоставить с воспринимаемым объектом в процессе внешних действий (сближая их друг с другом, накладывая один на другой и т.д.). Таким образом на данной генетической стадии начинает складываться как бы внешний прототип будущего идеального, перцептивного действия. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под влиянием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие практические действия. …На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений (руки и глаза). Таким образом, на данном этапе внешние ориентировочно-исследовательские действия предвосхищают пути и результаты действий практических, сообразуясь с теми правилами и ограничениями, которым последние подчиняются.

На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время их протекания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и восприятие начинает производить впечатление пассивного, бездейственного процесса. …Дети приобретают способность быстро, без каких-либо внешних ориентировочно-исследовательских движений узнавать определенного рода свойства объекта, отличать их друг от друга, обнаруживать связи и отношения между ними и т.д. Имеющиеся экспериментальные данные позволяют предположить, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия» [Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевская. М.: Изд. Мос. унив., 1975, с. 202-204].

В частности, было показано, что такие перцептивные акты, как оценка величины, формы и даже цвета объектов не являются врожденными функциями, но формируются вместе с видоизменениями ориентировочно-исследовательской деятельности. Она приобретает относительную независимость от практической деятельности и постепенно начинает опираться на применение вырабатываемых ребенком мерок, или эталонов, а само применение данных эталонов носит все более свернутый характер.

На основе этого делался вывод, что предметное восприятие человека складывается в процессе развернутой перцептивной деятельности, являясь «свернутым» продуктом этой деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биологические основы онтогенеза восприятия | Физические особенности звуковой волны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.