КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физические особенности звуковой волны
Лекция 9. Слуховое восприятие. Резюме: формирование восприятия человека, в том числе зрительного, происходит по законам, запечатленным в культуре (человеческая практика + сенсорные эталоны). Основная литература к главе 8 Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятия. СПб.: Питер, 2003, с. 445-491, 389-444 Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевская. М.: Изд. Мос. унив., 1975, с. 197-204 Практикум по психологии / Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1976, с. 76-86
Будут рассмотрены следующие вопросы: 25. Физические особенности звуковой волны. 26. Строение слухового аппарата. 27. Звуковая чувствительность. 28. Теории звуковысотного восприятия. Звуковые волны являются частным случаем механических волн. Они образуются за счет чередования сжатия и разряжения воздуха, обусловленного периодическими колебаниями частиц, распространяющихся в упругих средах в виде продольных волн с частотой от 16 до 20000 Гц (что соответствует диапазону чувствительности человеческого уха). Для звуковых волн справедливы те же характеристики, что и для любого волнового процесса. Прежде всего, это – интенсивность и форма колебаний звуковой волны. 1. Для описания интенсивности звуковых волн используется величина, которая называется звуковым давлением. Звуковое или акустическое давление – добавочное давление (избыточное над средним давлением окружающей среды) в местах наибольшего сгущения частиц в звуковой волне. В системе СИ интенсивность измеряется в Паскалях, а внесистемной единицей является 1акустический бар=10-1Па. Интенсивность звуковой волны определяется силой звука на единицу площади. J=Ps/S В качестве единиц используются Вт/м2или дин/см2. Для удобства выражения интервала интенсивностей – в соответствие с психофизическим законом Вебера-Фехнера – используют логарифмическую шкалу давления, для чего приняты специальные единицы измерения: белы и их десятые доли – децибелы (дБ). Сила звука, выраженная в дБ, откладывается на логарифмической шкале, таким образом что выполняется следующая формула перевода из системы СИ в логарифмические единицы: NдБ=20´lg (Pe/Pr) где NдБ – число децибел, Pe – звуковое давление, которое нужно выразить в децибелах, Pr – эталонное давление, равное 0,00002 дин/см2. Выбор этого эталонного значения обусловлен тем, что оно наиболее близко подходит к значению абсолютного порога человека для звука с частотой 1000 Гц.
Шкала децибел.
2. Важное значение имеет так же форма колебаний частиц в звуковой волне, которая определяется гармоническим спектром звуковых колебаний. Эти физические характеристики звука называются объективными, т.е. не зависящими от нашего восприятия. Они определяются с помощью физических приборов. Слуховое восприятие - способность воспринимать звуки при помощи слухового анализатора и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слуховой аппарат человека способен различать звуки по громкости, высоте тона и тембру. Это субъективные характеристики слухового ощущения, которые связаны с изменением физических параметров звуковой волны. Таким образом, отражение процессов окружающего мира с помощью слуховой системы происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить, прежде всего, три параметра: - громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; - высоту, соответствующей частоте звуковой волны, - тембр, или «окраску», который соответствует высотной структуре звукового спектра (для сложных звуков). Громкость - субъективная мера восприятия звуков в аспекте их силы. Громкость восприятия звука зависит от силы звука (при неизменной частоте). В соответствии с законом Вебера-Фехнера, при возрастании силы звука в геометрической прогрессии (J,J2, J3,...) ощущение громкости увеличивается в арифметической прогрессии (Е, 2Е, ЗЕ,...). Е=k lg (J/J0) где k - коэффициент, зависящий от частоты звука. В силу того, что и шкала децибел, и шкала субъективной громкости выражаются в логарифмических единицах (по отношению к силе звука, представленной на линейной шкале), можно было бы ожидать прямо пропорциональное соответствие между ними. В действительности же лишь для частоты 1000 Гц шкалы громкости и силы звука полностью совпадают, т.е. k=1. При уровне звукового давления в один децибел уровень субъективной громкости назван фоном (в отличие от децибела силы звука). Фон - единица измерения субъективной громкости, которая численно равна уровню звукового давления тона 1000 Гц. Так, уровень громкости в 20 фон соответствует громкости тона 1000 Гц, имеющего интенсивность 20 дБ над порогом слуха. Увеличение на 20 дБ приводит к увеличению громкости в 10 раз. Но субъективная громкость звуков зависит не только от интенсивности сигнала, но и от его частоты. Громкость на других частотах измеряется с помощью сравнения исследуемого звука с громкостью звука, данного на частоте 1000 Гц. На этом основании строятся кривые субъективной громкости. Так, когда интенсивность тона 100 Гц увеличивается на 50 дБ, громкость увеличивается в два раза. При этом шумы, имеющие сложный спектр, вызывают другое ощущение громкости, чем чистые тоны. Поражение периферического рецептора может приводить к тому, что увеличение громкости происходит с большей скоростью, что может быть использовано для диагностического заключения. Это обозначается как рекрутмент (от англ. recrutment - пополнение, вовлечение). Рекрутмент - клиническое нарушение, выраженное в неравномерном нарастании воспринимаемой громкости, связанном с нарушениями слуха, в частности с поражениями клеток кортиева органа. В его основе лежит процесс вовлечения в ответную реакцию на раздражитель, достигающий известной силы, значительно большего числа нейронов слухового анализатора, чем в норме. Высота звука. Высота звука, или тон - субъективное качество звуков, обусловленное их частотой, т. е. числом колебаний в секунду воздушного столба. Высота тона определяется главным образом частотой колебаний в звуковой волне и незначительно зависит от силы звука. На этом основании звуки могут быть определены как низкие или высокие: чем больше частота, тем выше тон звука. В качестве единицы высоты звука выступает мел. В этом отношении диапазон звуков, воспринимаемых слуховым аппаратом, делится на октавы: 1 - (16-32 Гц); 2 - (32-64 Гц); 3 - (64-128 Гц); и т.д., всего 10 воспринимаемых октав. Самый низкий звук, воспринимаемый человеком, – звук органа (16 Гц); среднее «до» соответствует 256 Гц, самая высокая нота рояля – 4214 Гц. При частоте выше 15000 теряется способность дифференцировать высоту звука. Как предполагается, переходной формой между слуховой (в диапазоне низких частот) и тактильной чувствительностью является вибрационная чувствительность.
Для животных диапазоны воспринимаемых частот могут быть другими: так, например, для собаки верхний порог равен 38000 Гц. Тембр. Если колебания частиц в звуковой волне гармонические, то такой тон звука называется простым или чистым. Такие звуки дают камертон и звуковой генератор. Если колебания не гармонические, но периодические, то такой тон звука называется сложным. (Пример: одна нота на рояле). Если сложные звуковые колебания периодически не меняют свою интенсивность, частоту и фазу, то такой звук принято называть шумом. Сложные тона одной и той же высоты, в которых форма колебаний различна, по-разному воспринимаются человеком (например, одна и та же нота на различных музыкальных инструментах). Это различие в восприятии носит название тембра звука. Тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых частот. Он определяется спектром частот гармонических колебаний, из которых состоит сложный звук.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |