Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрительное внимание

Резюме: наиболее адекватны те когнитивные модели внимании, в которых делается упор на функции предвидения в контексте выполняемой деятельности.

Теория прожектора. Когда человек смотрит на сцену, часть ее он видит в резком фокусе, а остальное – расплывчато. На основе этой феноменологии возникла модель зрительного внимания по принципу прожектора, который может иметь или широкий, или узкий фокус. Так, если испытуемым предъявляли слова из пяти букв и ставили задачу, требующую сосредоточения либо на всем слове, либо только на средней его букве, оказывалось, что при выполнении первой задачи поле внимания было широким (о чем можно судить по воспроизведению крайних букв слова), а при выполнении второй – узким. Согласно теории прожектора, зрительные раздражители вне зоны луча могут подвергаться лишь очень незначительной переработке – они не должны препятствовать переработке раздражителей, находящихся в фокусе луча.

С помощью методов компьютерной томографии было показано, что во время выполнения заданий, требующих активного внимания, за счет нейронной активности кортикальных структур происходит усиление релевантных раздражителей и торможение нерелевантных раздражителей. Так, если внимание сосредоточено на каком-то определенном раздражителе из одновременно действующих на сетчатку, активность его кортикального представительства увеличивается, а нейронная реакция на остальные раздражители тормозится.

Так, испытуемым предлагалось оценить величину полосы, предъявляемой в различных позициях от точки фиксации (выше и левее, выше и правее, ниже и левее, ниже и правее), при этом фиксировались потенциалы, связанные с событиями, от разных участков мозга. Фиксировалась активность с той стороны черепа, которая находилась на противоположной стороне по отношению к участку поля зрения, на котором появлялся объект. Таким образом, происходило усиление нервной обработки в той части зрительной коры, которая соответствует местоположению объекта зрительного внимания.

Но было, например, установлено, что побочные (т.е. на которых, вроде бы, не было акцентирования внимания) зрительные раздражители в одном опыте мешают переработке связанного с ними раздражителя в следующем опыте. Также можно вспомнить эксперименты Найссера, в которых две движущиеся сцены накладывались друг на друга. Здесь испытуемые должны были концентрировать внимание на одной из них и не отвлекаться на другую. Они могли это сделать, но при этом их зрительное внимание было направлено не на конкретную часть сцены, как того требовала теория прожектора, а только на определенные предметы.

Теория интеграции отличительных признаков. Одной из особенностей теории прожектора является ее абстрактность. Чтобы как-то компенсировать это, А.Трейсман предложила теорию интеграции отличительных признаков. Отправной точкой здесь служит допущение, что любой объект есть набор ряда различных признаков (например, размера, формы, цвета и т. д.). Существуют два процесса, ответственные за направленность внимания. На начальной стадии предвнимания происходит быстрое извлечение и обработка информации, полученной от рецепторов о признаках всех объектов, присутствующих в зрительной среде. Это позволяет воспринимать базовые, очень простые и заметные отличительные признаки объекта (перцептивные примитивы). Все процессы этой стадии осуществляют параллельно, быстро и автоматически, без сознательных усилий и без сосредоточения внимания. Следующая стадия, стадия сфокусированного внимания, протекает не столь быстро и требует от наблюдателя усилий и пристального рассматривания, основанного на последовательном поиске и комбинировании признаков. Это дает в итоге картину объекта (например, объект, исходно имеющий «красноту», «округлость», «небольшой размер» в качестве своих признаков, может быть определен на этом этапе как «яблоко»). Таким образом, функция внимания заключается в комбинации разрозненных признаков данного объекта и формирование на этой основе его образа. Если внимание не фокусируется, то подобные комбинации оказываются неполноценными, в них могут попадать признаки от разных объектов, порождая «иллюзорные связи» (например, красный квадрат, окруженный зелеными кружками, может показаться зеленым). Такие иллюзорные связи наблюдались в экспериментах, когда испытуемые не сосредоточивали свое внимание на одном объекте, а распределяли его на ряд раздражителей.

Имеются данные, согласующиеся с теорией интеграции признаков. Применялось задание, в котором испытуемые должны были установить присутствие раздражителя-мишени на дисплее среди других раздражителей (от одного до тридцати). В одном варианте мишень задавалась одним признаком (любая буква синего цвета или буква S любого цвета), в другом – сочетанием признаков (зеленая буква Т). У всех фоновых раздражителей какой-то один признак был общим с мишенью, например, это могла быть зеленая буква X или коричневая буква Т. Оказалось, что если мишени определялись единственным признаком, то количество элементов на дисплее никакого влияния на время принятия решений не оказывало. Но если мишени определялись комплексом признаков, этот эффект был значительным. Согласно теории интеграции признаков, для обнаружения мишеней по одному признаку требовалась только быстрая параллельная переработка признаков, тогда как во втором случае должны были задействоваться медленные последовательные процессы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели когнитивной психологии внимания | Распределение внимания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.