Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение внимания

Резюме: зрительное внимание может быть описано, скорее, не как один «прожектор» внимания, а как система «прожекторов».

Делать два дела сразу иногда достаточно легко (например, шагать по дороге и смотреть оп сторонам), а иногда – очень трудно или совершенно невозможно (например, одновременно читать книгу и поддерживать беседу). Были выявлены основные факторы, определяющие успешность одновременного выполнения двух задач. Это: 1) трудность задач, 2) практика и 3) степень сходства задач.

Трудность задач. Две легкие задачи сочетаются намного проще, чем две трудные задачи. Так, например, испытуемые выполняли задание повторять вслух одно сообщение и одновременно отслеживают ключевые слова во втором сообщении. Это задание выполнялось относительно легко, если второе сообщение содержало большое количество избыточных слов, но оно становилось трудным, когда избыточность существенно уменьшалась: в этом случае отмечалось намного меньше ключевых слов. В целом, обнаруживается, что задача становится относительно трудной, если ее сочетать с другой задачей, требования к выполнению которой идут вразрез с первой, но та же задача оказывается более легкой, если требования к ее выполнению совместимы с требованиями, предъявляемыми к выполнению другой задачи.

Тренировка. Может быть предложена следующая задача: читать и понимать короткие рассказы и одновременно писать слова под диктовку. Когда студенты впервые попытались комбинировать эти две задачи, то скорость как чтения, так и письма значительно снизилась. Но после прохождения 30-часового курс обучения, скорость чтения и понимания перестала снижаться из-за диктанта. Но при этом практически не осознавались значения слов из диктанта, который писался. Поэтому был проведен дополнительный тренинг по определению и записыванию тех категорий, к которым относились диктуемые слова. После этой дополнительной тренировки студенты научились выполнять задание, выдерживая хороший темп чтения и понимания. Эти результаты показывают, что способность выполнять одновременно две сложные задачи значительно совершенствуется при упражнении. Но, тем не менее даже при хорошей тренировке человек не способен справляться с двумя сложными задачами одновременно на том же уровне, на каком он может справиться с каждой из них в отдельности.

Сходство задач. Еще одним фактором, влияющим на успешность распределения внимания, является сходство задач. В целом, результативность оказывается лучше при выполнении сильно различающихся задач, чем при выполнении похожих. На степень взаимной интерференции двух задач при их одновременном выполнении влияют все формы сходства: в этих задачах могут участвовать одинаковые раздражители (например, зрительные), могут быть задействованы одинаковые внутренние процессы (например, повторение слов) или одинаковые ответные реакции. Например, если в качестве одной задачи выступает слежение и реагирование одной рукой, а другая задача состоит в узнавании звуковых сигналов и реагировании на них либо устной речью, либо другой рукой, то задание по слежению выполнялось хуже в том случае, если при выполнении обеих задач требуется реагировать только руками.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зрительное внимание | Автоматизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.