Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки олигополии




Лекция 13.Олигополия.

1. Основные признаки олигополии.

2. Теоретические модели олигополии (самостоятельно по конспекту).

3. Особенности организации олигополистического рынка.

(слайд 2) Темы индивидуальных выступлений:

1. Равновесие Курно.

2. Равновесие Бертрана.

3. Равновесие Штакельберга.

4. Модель Свизи (модель ломаной кривой спроса).

5. Равновесие Неша.

6. «Дилемма заключенных».

7. Общественные потери и выгоды от олигополии.

8. Выигрывает ли общество от ценовой дискриминации?

 

В современной высокомонополизированной экономике преобладает олигополистический тип производства, характеризующийся несколько меньшей властью над ценой, чем монополия.

(слайд 3) Олигополия – это рыночная структура, при которой в производстве и реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Используя общие критерии для классификации моделей рынка в зависимости от господствующего типа конкуренции, охарактеризуем основные признаки олигополистического рынка: (слайд 4)

!!! 1. Олигополия в буквальном переводе с греческого означает «господство немногих», поэтому главным признаком олигополистического рынка является господство на нем нескольких фирм. Сколько фирм на олигополистическом рынке? Если рынок разделен между двумя фирмами, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия – частный случай олигополии, который легче найти в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Олигополистическая отрасль представлена несколькими производителями: от трех и более. Каждый из них является монополистом с эластичным спросом по цене в пределах своей доли рынка. Олигополистический рынок формируется при достижении высокой степени концентрации производства. Например, рынок может быть поделен между небольшим количеством крупных фирм. !!! Возможен и другой вариант: часть рынка разделена между двумя-тремя крупными фирмами, а остальное производство – между множеством (например, десятью) более мелких компаний. Вообще в зависимости от отрасли количество олигополистов варьируется и может достигать более 20 участников. Итак, мы видим, что в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем при совершенной конкуренции.

(слайд 5) В экономике стран с развитым рынком олигополистический тип производства особенно характерен для обрабатывающей и автомобильной промышленности. В рамках олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары. Например, в США между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 99% производства сигарет; 90% производства пива, 85% - самолетов, 83% - круп для завтрака, 82% - автомобилей, 68% - покрышек, 66% - моющих средств, 53% офисной техники, 45% - компьютеров. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находится в руках трех производителей. Во Франции все 100% сигарет и холодильников производятся тремя крупными фирмами. В обувной промышленности концентрация рынка ниже: три крупнейших производителя в Великобритании контролируют 17% рынка, в Германии – 20%, а во Франции – всего 13% рынка обуви.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.