Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Злоупотребления ценами крупными предприятиями

В развитых странах любое крупное предприятие быстро обрастает мелкими собратьями, в России наоборот: если где-то появляется крупное предприятие, оно подавляет всех. Добросовестная конкуренция в нашей стране развита слабо, наблюдается господство монополий во многих отраслях и сферах экономики. Происходившая в 1990-е гг. концентрация активов привела к тому, что очень часто одна или две-три группы лиц контролируют более 60 - 70% рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование на рынке позволяет устанавливать любые цены, что приводит к росту цен на другие товары, инфляции. Россия сегодня является одним из самых монополизированных государств, страной картельных соглашений. Как отмечается в литературе, без решительной борьбы против сговора продавцов нельзя победить инфляцию, рост цен и перераспределение доходов в пользу монополий. Слабость антимонопольного механизма является одним из тормозов экономического роста России.

В качестве примера негативного влияния монополий на рынок можно привести следующее дело из административной практики Федеральной антимонопольной службы РФ.

В ФАС России поступил ряд обращений органов исполнительной власти субъектов РФ, хозяйственных объединений по поводу значительного роста цен на цемент в мае 2005 г. В обращениях указывается, что лидер отрасли ОАО "Евроцемент" в мае 2005 г. поднял цены на свою продукцию на 50 - 70%. Комиссия ФАС РФ по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства возбудила дело по признакам нарушения ОАО "Евроцемент групп" ст. 5 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, действовавшего на тот момент.

При рассмотрении дела выяснилось следующее. На рынке цемента есть как независимые производители, так и производители, составляющие в понимании Закона о конкуренции группу лиц. Самую крупную группу лиц представляет ОАО "Евроцемент групп", которое имеет 13 цементных заводов. Другие же участники рынка контролируют от 1 до 3 предприятий. По состоянию на апрель 2005 г. рыночная доля ОАО "Евроцемент групп" достигла 53%, а в июне превысила 65%. В то же время ближайший конкурент располагал только рыночной долей 8%. Рынок цемента имеет высокие входные барьеры, в частности барьер капитальных затрат и первоначальных инвестиций. Поэтому возможность доступа на этот рынок ограниченна. ОАО "Евроцемент групп" оказало решающее влияние на условия обращения товара, повысив цены с 1 мая на 50 - 70%. Остальные конкуренты тоже немного увеличили цены на свою продукцию, однако их рост составил 10 - 30%. Лишь в июне, когда решающее воздействие ОАО "Евроцемент групп" на рынок стало очевидным, конкуренты повысили цены до уровня цен ОАО "Евроцемент групп". Таким образом, компания выступила в роли ценового лидера, что возможно только при наличии у нее доминирующего положения.

На основании этих данных Комиссия сделала вывод о том, что ОАО "Евроцемент групп" занимает доминирующее положение.

Резкое повышение цен на цемент ОАО "Евроцемент групп" обосновывалось следующими причинами: а) сезонный фактор; б) рост затрат на производство цемента; в) необходимость инвестиций в поддержание и реконструкцию оборудования заводов; г) отрицательная рентабельность компании и т.п. Проанализировав каждый из этих доводов, Комиссия отвергла их, признав несоответствующими действительности.

В результате нарушения антимонопольного законодательства ОАО "Евроцемент групп" получило доход в размере 1914700000 руб.

По итогам рассмотрения дела Комиссия признала ОАО "Евроцемент групп" нарушившим п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции в части установления монопольно высокой цены на цемент и поставила вопрос о возможности его принудительного разделения в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции. Комиссия выдала предписание о: 1) перечислении дохода, полученного в результате нарушения законодательства в федеральный бюджет; 2) предварительном, в течение 5 лет, уведомлении антимонопольного органа о намечаемом увеличении цен с объяснением причин их изменения; 3) ежеквартальном представлении в антимонопольный орган в течение 5 лет информации о текущих отпускных ценах на цемент и об объемах его производства и поставки на внутренний рынок.

ОАО "Евроцемент групп" обжаловало решение ФАС России в арбитражном суде, но заявление было отклонено, решение ФАС оставлено без изменений. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, решение и предписание ФАС России были признаны недействительными. Руководство Антимонопольной службы было полно решимости довести дело до конца, однако в результате подписало с ОАО "Евроцемент групп" мировое соглашение, которое было утверждено арбитражным судом. В соответствии с ним ФАС взыскивает с компании штраф в размере 267 млн. руб. (1% с оборота "Евроцемент групп" в 2005 г.) и "в связи с изменившейся экономической ситуацией" не требует снижения цен. Таким образом, ФАС уменьшила сумму штрафа почти в 8 раз по сравнению с первоначальными требованиями. При этом антимонопольная служба обнаружила определенный положительный социально-экономический эффект от деятельности компании, в частности, ее готовность реализовать инвестиционную программу комплексной модернизации и технического перевооружения цементных предприятий на 2005 - 2010 гг. на сумму более 10 млрд. руб.

Как пояснил руководитель ФАС России И. Артемьев, установление размера штрафа в 1% связано с тем, что в Государственной Думе РФ рассматриваются поправки к КоАП РФ о введении оборотных штрафов за нарушения антимонопольного законодательства. По всей видимости, в подобных случаях будет присуждаться штраф в размере 2% с оборота, но закон все-таки не принят, правоприменительной практики еще не было, поэтому мы решили ограничиться половиной

С целью устранения существующих пробелов правового регулирования деятельности монополий был принят и 26 октября 2006 г. вступил в силу ФЗ "О защите конкуренции". Закон содержит целый ряд прогрессивных нововведений. В частности, понижена планка для признания хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, с 65 до 50%. Кроме того, в Законе пристальное внимание уделяется картельному сговору, когда несколько компаний согласованно повышают цены либо поддерживают их на одном уровне. Сегодня доказать картельный сговор в суде почти невозможно. Поэтому ФАС России решила ввести норму коллективного доминирования нескольких компаний на рынке - от 3 до 5 субъектов. Согласно законопроекту, хозяйствующий субъект, доля которого выше 8%, может быть признан занимающим доминирующее положение, если он будет замечен в компании крупнейших производителей, проводящих согласованную политику в том числе и в области ценообразования. При этом рыночная доля такой совокупности компаний должна быть достаточно большой. Закон устанавливает, что при двух-трех участниках их совокупная рыночная доля должна превышать 50%, если же участников 4 - 5, то 70%. Кроме того, Закон устанавливает и дополнительные условия коллективного доминирования: а) спрос на соответствующий товар не является эластичным; б) товар не имеет заменителей; в) рынок соответствующего товара находится в состоянии высокой концентрации; г) доли хозяйствующих субъектов стабильны в долгосрочной перспективе (в течение, по крайней мере, одного года) (п. 3 ст. 5 Закона).

Еще одной новеллой Закона является введение перечня нарушений "per se", т.е. таких нарушений, ответственность за которые наступает без доказательств их негативного влияния на конкуренцию (ст. 11 Закона). В частности, к запрещенным "per se" видам злоупотребления доминирующим положением относится установление и поддержание монопольно высоких (низких) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Что касается ответственности за нарушение законодательства о конкуренции, то Закон ничего нового здесь не предусмотрел, хотя первоначально в законопроекте были заложены довольно строгие нормы об ответственности.

Как отмечалось в докладе ОЭСР, посвященном развитию конкуренции в России <1>, в настоящее время санкции, которые могут быть применены против участников антиконкурентных соглашений и субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, очень скромны. Антимонопольный орган может выдать предписание о прекращении нарушений Закона. Неисполнение условий предписания его получателем в течение назначенного периода времени может привести к наложению на него штрафа в размере 2000 - 5000 МРОТ в отношении юридических лиц (п. 2 ст. 19.5 КоАП РФ). Таким образом, максимальный размер штрафа, который может быть наложен на юридическое лицо, составляет 500000 руб. (ориентировочно 20000 долларов США).

Ст. 23 (п. 1 пп. "к") ФЗ "О защите конкуренции" предоставляет антимонопольному органу полномочия обязать нарушителя вернуть доход, полученный в результате нарушения закона, в федеральный бюджет. Теоретически возможные уголовные санкции на практике не опробованы. До сегодняшнего дня не было ни одного преследования по ст. 178 УК РФ.

Как показывает практика, сейчас большинство крупных компаний накладываемые ФАС РФ штрафы просто включают в свои финансовые планы в раздел "Расходы" и продолжают нарушать по-прежнему.

Ранее планировалось внести в Кодекс об административных правонарушениях изменения, которыми предусматривались бы серьезные штрафы (в процентах от годового оборота) за злоупотребление доминирующим положением и ограничение конкуренции. Так, за злоупотребление доминирующим положением планировалось установить штраф в размере от 0,5 до 2%, а за картельное соглашение - от 1 до 4% от оборота компании за предыдущий год.

Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях" N 45-ФЗ от 09.04.2007 <1> глава 14 КоАП была дополнена ст. ст. 14.31 - 14.33. Однако размер штрафа был значительно снижен. За злоупотребление доминирующим положением и картельное соглашение установлен штраф в размере от 0,01 до 0,15 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. Причем в случае злоупотреблении доминирующим положением размер такого штрафа не может превышать 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трансфертное ценообразование | Ценообразование в сфере естественных монополий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.