Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. по дисциплине «Юридическая психология




План

Время: 4 часа

Тема № 4

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Юридическая психология

(психология в деятельности следователя)»

 

«Криминальная психология»

Лекция № 1 «Психология личности преступника»

(специальность 030501 65 Юриспруденция,

специализация – уголовно-правовая,

ведомственная специализация -

предварительное следствие в органах внутренних дел,

очная форма обучения)

 

Орел

Введение

Основные вопросы:

1. Понятие личности преступника. Личность преступника и мотивы его поведения

2. Типологии личности преступника

3. Соотношение понятий личности преступника и преступного поведения. Подходы к объяснению преступного поведения

Заключение

 

Нормативно-правовые документы:

1. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

2. Уголовный кодекс РФ. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006.

 

Литература:

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Андрюшин Г.Д. Основы криминальной и следственной психологии: Учебное пособие. – Орел: Орловский ЮИ МВД Росси, 2005.

3. Антонян Ю.М. Мотивация преступного поведения // Юридическая психология, 2006, № 1. С. 14-18.

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты, 2000.

5. Антонян Ю.М., Еникеев М.И, Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М.: Юристъ, 1996.

6. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

7. Бембеева Г.В. Тактические и психологические особенности расследования мошенничества: диссертация … к. юрид.н. – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2001.

8. Виолин Э. «Детское лицо наркомании», Щит и меч, 22.06.2006, № 23 (1039). С. 7.

9. Горьковая И.А. Юридическая психология: Конспект лекций. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.

10. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

11. Еникеев М.И. Юридическая психология: энциклопедия. – М.: Издательство ПРИОР, 2001.

12. Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник. – М.: Норма, 2009.

13. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Самооправдание преступного поведения Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 129.

14. Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

15. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2004.

16. Молоствов А.В. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция. – Рязань, 2006.

17. Онищенко О.Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве: диссертация … к. псих.н. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2005.

18. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1998.

19. Платонова Л.В. Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности // Юридическая психология, 2006, № 1. С. 19-29.

20. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009.

21. Секераж Т.Н. Применение специальных познаний при расследовании преступлений с категориями психологического воздействия в составе // Юридическая психология: современные технологии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 19 мая 2005г. / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. С. 175-177.

22. Синьков Д.В. Преступность женщин: криминологическая характеристика и предупреждение (по материалам Восточно-Сибирского региона) // Российский следователь, 2006, № 2. С. 41-42.

23. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.

24. Сыщикам помогает «Глухарь» / Щит и меч, 21.12.2006г., № 48 (1064). С. 2.

25. Учебная книжка слушателя по курсу «Криминальная психология». – Рязань: Рязанская высшая школа, 1995.

26. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

27. Шейнов В.П. Психология обмана и мошенничества: Библиотека практической психологии. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005.

28. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова и др.; отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультимедиа-проектор, презентация, видеосюжеты.

 

Лекция подготовлена доцентом кафедры уголовного права, криминологии и психологии, кандидатом психологических наук, доцентом подполковником милиции С.Е. Борисовой.

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права¸ криминологии и психологии 3 февраля 2010г. Протокол № 3.

 

 

 

Приступая к изучению новой темы, хотелось бы напомнить, что криминальная психология – это раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности совершения преступлений, психологию преступных групп и личности преступника.

При изучении темы мы рассмотрим основные понятия и явления криминальной психологии, которые важно учитывать в профессиональной деятельности следователя. Данная же лекция посвящена анализу психологических особенностей личности преступника.

Понятие «личность преступника» является многогранным. Оно носит междисциплинарный характер и изучается различными специалистами - философами, социологами, психиатрами, педагогами, юристами, психологами.

Криминальная психология при изучении личности преступника учитывает положения других наук.

Так, применяются положения философии, которая в числе рассматриваемых ею проблем, особое внимание уделяет вопросу о причинах негативных явлений в обществе в целом.

Криминальная психология во многом базируется на данных психологии личности о мотивах, направленности, характере, умениях, навыках, способностях и умственном развитии человека. Отличие и новизну исследований криминальных психологов составляет необходимость включения в объект исследования преступной деятельности.

При изучении психологии лиц, совершающих преступления, используются сведения психиатрии, поскольку среди преступников довольно велика доля лиц с психическими аномалиями в пределах вменяемости; учитываются результаты социологических исследований о возрасте, трудовой деятельности, уровне образования, семейном положении и других социальных характеристиках индивида.

Принимаются во внимание педагогические закономерности, в частности влияние ошибок семейного воспитания и педагогической запущенности на формирование личности.

Криминальная психология опирается на знания и опыт, накопленные в криминологии и уголовном праве и использует понятийный аппарат, классификации и типологии преступников, разработанные представителями этих наук.

В то же время криминальная психология имеет свой объект исследования – внутренний, субъективный мир человека, свойства его личности и особенности их формирования в процессе жизнедеятельности.

Практическое и научное значение исследования психологии личности преступника заключается в следующем[1]:

- анализ личностных качеств преступника объясняет истоки преступного поведения и выявляет причины формирования устойчивых криминогенных свойств личности, а также позволяет более точно установить мотивы преступления,

- знания криминальной психологии позволяют оптимально выбирать тактику и приемы правомерного воздействия на подозреваемого и обвиняемого;

- изучив качества личности, обусловившие преступление, можно отнести преступника к определенному типу, категории, и соответственно прогнозировать вероятность совершения им преступлений в будущем, выбирать меры реагирования на совершенное преступление;

- криминальная психология личности помогает разработать меры психологического характера, направленные на предупреждение и пресечение преступлений;

- психологическая характеристика личности преступника учитывается при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера (например, при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);

- знание личностных качеств, обусловивших преступление, позволяет более грамотно организовать процесс воспитания преступника в исправительных учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении;

- изучение психологии личности преступника поможет в разработке системы мероприятий, направленных на подготовку людей к адекватному поведению в криминогенных ситуациях, профилактику виктимного поведения и психологическую поддержку жертв преступлений.

Цель лекции – сформировать устойчивые представления о психологических особенностях личности преступника.

Задачи лекции:

- раскрыть понятие личности преступника,

- дать характеристику мотивам преступного поведения,

- рассмотреть психологические особенности преступников разных категорий и показать возможный алгоритм психологического анализа преступных действий,

- дать характеристику разным подходам к объяснению преступного поведения личности,

- сформировать познавательный интерес к теме учебной дисциплины и ее дальнейшему изучению.

Поставленным цели и задачам соответствует структура лекции, отраженная в плане.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.