КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации к изучению темы
Классы неосознаваемых явлений. Соотношение сознательного и бессознательного Общее представление о сознании. Сознание и психика. Специфика психического отражение. Вопросы для самопроверки Процесс дифференциации психологии протекает достаточно бессистемно и на сегодняшний день попытка построить единую классификацию множества областей и направлений психологии сталкивается с большими трудностями. Такое положение возникло потому, что затруднительно выделить единственное основание для классификации, каждый из исследователей предлагает свой вариант, отличающийся от других. В настоящее время в психологии различают более 300 отраслей, которые необходимо упорядочить даже по сугубо практическим соображениям (например, библиотечно-библиографические классификаторы) Работая с материалом данной темы необходимо обратить внимание на критерии классификации, а также задачи, решаемые специалистами каждой отрасли. Особое внимание следует обратить на разграничение понятия «отрасль психологии» и понятия «направление психологической науки». Термин направление применяется для описания парадигмы в рамках которой решаются различные вопросы (например, направления - психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и пр., термин отрасль применяется когда в фокусе внимания находятся решения задач практики. Например задачи воспитания (отрасль - педагогическая психология) может решать используя идеи различных направлений – использование наград и наказаний (бихевиоральная парадигма), педагогика сотрудничества (гуманистическая парадигма) и т.д. Ответы на вопросы практикума следует записать в конспект и сохранить до экзамена. Психология – интенсивно развивающаяся наука, состоящая из множества различных отраслей, что объясняется многогранностью и сложностью изучаемого ею объекта. Психологию можно классифицировать по целям: фундаментальная, прикладная, практическая. Отрасли отличаются друг от друга кругом решаемых проблем и задач. Все отрасли делятся на: общие и специальные. Описание психологической науки как единой системы на сегодняшний день представляет как теоретический, так и практический интерес. Решение задачи систематизации зависит от цели и не является единственным. Системы психологии долгосрочного использования должны допускать естественное развитие и быть согласованными с возможностями пользователя и усилиями использования. В отечественной и зарубежной литературе описан ряд систем психологии.
К.К.Платонов предложил следующий проект:
А. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ · Общая психология, история психологии, философия психологии, методология психологии. Б. ОТРАСЛЕВЫЕ ПСИХОЛОГИИ · Психология развития: зоопсихология, психологическая генетика, детская психология, психология старости, психология аномального развития (олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология). · Педагогическая психология: психология обучения, психология воспитания (психология профтехобразования, дефектопсихология, трудотерапия, исправительно-трудовая психология). · Медицинская психология: патопсихология, нейропсихология, психофармакология, клиническая психология (экстремальная психология, олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, трудотерапия), психогигиена. · Психология труда: психологическая трудовая экспертиза (психология профтехобразования), психология НОТ, инженерная психология. · Психология спорта, авиационная психология, космическая психология, военная психология. · Юридическая психология: правовая психология, криминальная психология, оперативная психология, судебная психология, исправительно-трудовая психология (психология труда юридических работников). · Общественная (социальная) психология: палеопсихология, историческая психология, психология религии, психология искусства, экономическая психология.
В другой монографии К. К. Платонова (рис.1) предлагается более детальное описание систем психологии. Автор использует для этой цели образ объемного дерева, корням, стволу, веткам и веточкам которого соответствуют отрасли и разделы психологии. Приведен также ряд подходов к решению проблемы систематизации психологии, большинство из которых имеет характер списков разделов науки и некоторых вариантов иерархий. К. К. Платонов выделяет две основные группы условий дифференциации психологических наук для создания двух систем: внутренние и внешние. Первые обусловленные различением проявлений психики и ее сущностью, вторые - связями психологии с другими науками.
Рисунок 1. Платонов К.К. Б. Г. Ананьев (рис.2) в схемах основных проблем и наук о человеке приводит перечни разделов психологии, изучающие: а) человека как индивида и его онтогенез - общая психология, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихофизиология; б) личность и ее жизненный путь - общая психология, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации; в) человека как субъекта деятельности - психология познания, творчества, труда, общая психология и генетическая.
Рисунок 2. Ананьев Б.Г.
Чехословацкие ученые Т. Пардел и И. Кошчо предлагают классификацию психологических наук, в основе которой лежит подразделение психологии на три большие подсистемы. 1. Метапсихологическая подсистема - самая охватывает дисциплины, формирующие психологию как науку, - Сюда входят философские основы психологической науки, методологические принципы и т. д. 2. Собственно психологические дисциплины, носят фундаментальный характер и образуют в своей совокупности ядро психологической науки: экспериментальную психологию, психофизику, генетическую психологию и т. д. 3. Прикладные психологические дисциплины возникают в результате применения психологии к конкретным отраслям человеческой деятельности или к рамкам тех или иных учреждений: педагогическая, инженерная, клиническая психология и т. д. Каждая из этих подсистем имеет свое дальнейшее деление, и в результате психологическая наука предстает в законченном виде как сложная многоуровневая иерархическая система. Самые полные перечни и попытки систематизации разделов психологии имеются в библиотечных классификаторах с иерархической структурой: УДК - универсальной десятичной классификации, ББК - библиотечно-библиографической классификации, КБК – классификации библиотеки Конгресса (США). В нашей стране наибольшее распространение получила ББК. Консультантом по разделу "Психология" был А.Н.Леонтьев. Б.Ф.Ломов (рис.3) отмечает, что, "пытаясь классифицировать множество областей и направлений психологии, мы сталкиваемся с большими трудностями. Прежде всего, оказывается невозможным выделение единственного основания классификации. Некоторые области психологии дифференцируются по видам изучаемой человеческой деятельности, другие - по решаемым практическим задачам, третьи – по методам исследования и т.д. Рисунок 3. Ломов Б.Ф.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |