КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные отрасли психологии
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая деятельность специалистов-авиаторов. Ее предмет - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия и организация. Субъект изучения - летный и инженерно-технический состав и пр. Зародилась в связи с появлением летательных аппаратов и с возрастающей ролью фактора человеческого в управлении ими. Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов, закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр. Для реализации этих задач применяется комплекс методов, в том числе интервью, наблюдение, изучение документов, эксперименты, и пр. Получили развитие методы алгоритмического анализа деятельности, моделирования полунатурного, моделирования психологического, полиэффекторной регистрации функций и пр. В отечественной авиационной психологии сформулированы концепции оператора активного, образа полета, моделирования психологического, реабилитации профессионально-психологической. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов военной деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня военной техники, характеристик личности воинов, особенностей воинского коллектива, методов боевой и политической подготовки. Разрабатывает преимущественно способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Вырабатывает рекомендации по совершенствованию теории и практики изучения, отбора, обучения, воспитания военнослужащих, политико-воспитательной работы, психологической подготовки воинов и руководства личным составом. Также занимается изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника. Направления военной психологии соответствуют видам вооруженных сил. Ее проблемы разрабатываются в русле взглядов военной науки и с опорой на выводы психологии социальной, психологии труда и психологии инженерной, педагогической, психофизиологии и др. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Выделяются такие разделы психологии возрастной являются: 1) психология детская (изучает период детства); 2) психология подростка (изучает подростковый возраст); 3) психология юности (изучает период юности); 4) психология возраста зрелого - психология взрослости (изучает период зрелости); 5) геронтопсихология (изучает период старости). Каждый возрастной этап характерен теми специфически возрастными задачами освоения внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Возрастная психология составляет научное основание психологии педагогической. Значительное число исследований строится на базе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают исследования лонгитюдные, в коих развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении достаточно длительного периода онтогенеза. Особое место в современной возрастной психологии занимает группа методов генетико-моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Л. С. Выготского (рис.4). Изучение развития с помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относятся: 1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка; 2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения; 3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Рисунок 4. Выготский Л.С. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - пытается понять, как происходит развитие психическое человека с первых часов жизни и до смерти. До недавних времен основное внимание уделялось детству и отрочеству, кои казались основными этапами в развитии человека. Но постепенно центр тяжести все больше перемещается на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти - с этапами, которые не в меньшей мере порождают кризисы и напряженность. Появился ряд исследований, показавших, что время внутриутробной жизни - весьма важный этап психологического развития, ибо значительная часть восприятий младенца и его связей с миром зарождается еще в это время. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, исследующая закономерности развития психического детей. Основной предмет анализа - это движущие причины и условия развития онтогенетического отдельных процессов психических у детей, в том числе - формирования различных типов деятельности. Основные экспериментальные стратегии: 1) поперечные исследования - когда анализируется динамика развития некоего процесса психического одновременно у детей разных возрастных групп; 2) продольные исследования - когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей в ходе длительного времени. В детской психологии постулируется, что решающий фактор в развитии психическом детей есть усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности в условиях постепенно созревающих природных анатомо-физиологических особенностей детского организма и системы нервной. При овладении каждым видом деятельности, отражающим некие аспекты общественного опыта, происходит постепенное свертывание деятельности внешней: от действий внешних, материальных с предметами - к выполнению действий внутренних, умственных. При этом каждому возрастному периоду свойственны специфические задачи развития, в ходе решения коих формируются некие формы деятельности. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Термин введен в 1900 г. В. Штерном (рис.5). В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и различные группы - социальные, классовые, этнические, возрастные. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами. Предпосылка ее появления - внедрение в психологию эксперимента, а также методов психогенетических и математических. Рисунок 5. Штерн В.
Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики - педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон(рис.6), создавший ряд приемов и приборов для изучения различий индивидуальных и для их статистического анализа. Первые крупные представители этого направления - А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттелл и пр.
Рисунок 6. Гальтон Ф.
Основным методом дифференциальной психологии стали тесты (тестирование) - сперва индивидуальные, затем групповые, - используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных - для измерения интересов, установок, реакций эмоциональных. Путем обработки тестов методами анализа факторного выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах интеллекта или личности. На их основании определяются количественные вариации психологических свойств индивидов. В зарубежной психологии наибольшую приобрели известность: 1) теория двух факторов Ч. Спирмена (рис.7) - согласно которой в каждом виде деятельности явлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, надобный лишь для данного вида деятельности; 2) мультифакторные теории - отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, память ассоциативная и пр.). Однако как бы ни совершенствовались тесты и их обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах за всю историю дифференциальной психологии был остро дискуссионным. В зарубежной дифференциальной психологии долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития не учитывалась. Рисунок 7. Спирмен Ч.
На сегодняшний день для дифференциальной психологии характерно интенсивное развитие новых подходов и методов - и экспериментальных, и математических. Наряду с умственными различиями между индивидами широко исследуются различия творческих и организаторских способностей, общей структуры личности, сферы мотивационной. Важное место отводится выявлению корреляций (корреляционный анализ) между психологическими свойствами - с одной стороны, и физиологическими и биохимическими - с другой. Большая работа ведется и отечественными учеными. Факты и выводы, полученные дифференциальной психологией, имеют важное значение для решения многих практических задач: отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и пр. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, деятельность в системе человек-машина, взаимодействие человека и технических устройств. Возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей структуру производственного труда, важнейшими составляющими коего стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени. Основная задача инженерной психологии - исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком, производимых при проектировании технических устройств и управлении ими. Основные проблемы инженерной психологии: 1. анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами; 2. исследование деятельности совместной операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; 3. анализ психологической структуры деятельности оператора, ее психофизиологических и психологических аспектов; 4. исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов; 5. исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека; 6. анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов; 7. исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»; 8. разработка методов психодиагностики, ориентации профессиональной и отбора специалистов операторского профиля, их обучения и расстановки кадров; 9. анализ и оптимизации процессов обучения операторов. 10. инженерно-психологическое проектирование и психологическое обеспечение научной организации труда. В ходе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению деятельности в целом; от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы; от машиноцентрического подхода - к антропоцентрическому. В 50-е гг. основной предмет исследований инженерной психологии составляли процессы восприятия отдельных элементов приборов; в 60-е гг. - процессы восприятия показаний прибора в целом; в 70-е гг. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными системами отображения информации. Ныне исследуются сложные процессы взаимной адаптации человека и управляемой системы. В зависимости от степени ответственности человека и сложности системы управления эта адаптация может реализоваться на разных уровнях. Разработанные методы индивидуальной адаптации применяются также в учебных информационных средствах для школьников со сложными аномалиями зрения. Внедрение научных результатов инженерной психологии в практику хозяйства производится путем инженерно-психологического проектирования рабочих мест операторов, пультов управления, средств и систем отображения информации. Сформулирован ряд общих принципов синтеза таких систем: оптимальная лаконичность, автономность, структурность; акцент на элементах контроля и управления и их взаимном соответствии; разделение детальной и интегральной информации во времени и в пространстве; индивидуально-оперативная адаптация потока сигналов к темпу работы, и пр. В инженерной психологии выделяются: 1. внешние факторы сложности деятельности; 2. психологические факторы сложности - характеристики субъективного образа, концептуальной модели управляемого объекта; 3. психологические критерии сложности - показатели эффективности, качества, надежности, напряженности труда человека. Для выявления и количественной оценки психологических факторов деятельности человека-оператора применяется комплекс методов, разработанных в разных отраслях теоретической и прикладной психологии: методы алгоритмизации, построения обобщенных блочных структур; выделение операций и действий; регистрация психофизиологических показателей и моторных компонент; наблюдение, самоотчет, интервью, и пр. Введение психологических факторов сложности позволило преодолеть ограниченность представления человека-оператора как «ящика черного», кое перешло в психологию инженерную из кибернетики и господствовавшего в прошлом бихевиоризма. В отечественной инженерной психологии сформулированы концепции: оператора активного; включения; системы деятельности психологической; структур алгоритмических; структур идеализованных; взаимодействия полисенсорного; многоуровневой взаимной адаптации человека и машины; теории обучения трансформационной; факторов сложности психологических, и пр. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - отрасль психологии, изучающая процесс восприятия и создания произведений искусства; ее предмет - свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений. Психология искусства развивалась, преодолевая воздействие психологизма (в Германии - В. Вундт, в России - последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский. Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, - она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных. Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности. Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение его переживаний и состояний - в частности, вдохновения - на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений. Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр. С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности - в частности, в виде эмпатии. Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил: 1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства; 2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает; 3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе. Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства: 1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей; 2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей); 3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения. ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль юридической психологии, изучающая особенности деятельности психической в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий, - условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей (преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях): 1) свойства интеллектуальные и личностные; 2) процесс адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях; 3) состояния психические, вызываемые лишением свободы; 4) методы воспитания положительного отношения к труду; 5) методы формирования установки на исправление. Она изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и неформальных групп в местах заключения, психологические механизмы их появления и функционирования. Результаты научных исследований по исправительной психологии применяются при создании практических психолого-педагогических рекомендаций, направленных на ресоциализацию правонарушителей, создание у них психологической готовности к нормальной жизни на свободе, а также на предупреждение рецидивной преступности. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - изучает особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп в разные исторические эпохи и в различных культурах (социогенез). КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область медицинской психологии, изучающая психологические отклонения и психологические особенности людей, включенных в лечебный процесс, - психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. В зарубежной психологии содержание это понятие соответствует понятию психологии медицинской. Цель и задачи клинической психологии определяются практическими потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической. Соответственно с этим клиническая психология содержит разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию. Это разделение также успешно отражает традиционную медицинскую классификацию болезней. Области клинической психологии сближаются благодаря сходству задач исследования, применяемым методам и в связи с наличием пограничной патологии - предмета изучения нескольких разделов психологии клинической. Основными задачами клинической психологии являются: 1) диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии; 2) коррекция отклоняющихся форм поведения (девиантное поведение); 3) психопрофилактика, психотерапия и реабилитация социальная пациентов, имеющих расстройства психопатические, психосоматические или пограничные; 4) исследование психических больных. КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии (раздел психологии труда), посвященная исследованию психологических особенностей труда космонавта, зависимость их от ряда специфических факторов - невесомости, гиподинамии, относительной депривации сенсорной и прочих, а также способы и методы целенаправленной организации деятельности психической космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полетов. Является продолжением ветви психологии авиационной; в связи с крайней экстремальностью условий жизнедеятельности космонавтов и сложностью выполняемых ими задач дополнительно включает в себя многие разделы других отраслей психологии: инженерной, медицинской, социальной, педагогической, и пр. Среди основных проблем космической психологии выделяются прежде всего: 1) проблема формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и внешнего пространства; 2) проблема совместимости экипажей. Ныне сложились основные разделы космической психологии, кои целесообразно рассматривать в связи с этапами подготовки и реализации космических полетов. Подготовительный этап включает в себя круг вопросов, связанных с психологическим отбором космонавтов, с учетом их индивидуальных свойств в период подготовки, а также с психологическими аспектами выработки специальных операторских навыков и психологической подготовкой к действию факторов космического полета. Долговременные орбитальные полеты потребовали разработки системы мероприятий по психологическому обеспечению текущей деятельности космонавтов. Сюда относятся психологическое обоснование рациональных режимов труда и отдыха на различных этапах полета, систематический контроль и прогнозирование состояний психических членов экипажей. Важное мероприятие в период полета - психологическая поддержка, включающая своевременную коррекцию способов деятельности, а также различные воздействия для управления функциональным состоянием членов экипажей. В послеполетном периоде вопросы психологического обеспечения охватывают круг задач, связанных с реадаптацией космонавтов к земным условиям и с разработкой методов содействия этому. По мере развития космической психологии достаточно обширным ее разделом становится психология космическая инженерная. КОСМИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - обеспечивает стадии проектирования, разработки и создания пилотируемых космических аппаратов с учетом особенностей и свойств человека, - того, кто конкретно будет жить и работать в этих аппаратах и управлять ими. Ее дополнительная задача-разработка специальных тренажерных устройств и имитаторов условий деятельности космонавта, с максимальным приближением моделирующих реальные условия и факторы космического полета. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область юридической психологии. Изучает формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения, психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада групп преступных. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности, выделяются: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. В область исследования медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных: 1) с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов; 2) с влиянием заболеваний на психику человека; 3) с диагностикой патологических состояний; 4) с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний; 5) с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий; 6) с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: заболевания нервно-психические и заболевания соматические. Структура медицинской психологии содержит ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицины и практического здравоохранения. Самый общий из них - клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли медицинской психологии, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, реабилитация психическая. К важнейшим проблемам медицинской психологии относятся такие, как: 1) взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней; 2) закономерности формирования представления о своем заболевании у больного; 3) изучение динамики осознания болезни; 4) формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением; 5) использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях; 6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр. Существенное место среди исследуемых вопросов занимают: 1) психологические аспекты организации лечебной среды; 2) изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеют: 1) изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы; 2) изучение рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса; 3) предупреждение иатрогений. На базе данных, полученных в медицинской психологии, можно строить продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Исследует: 1) проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; 2) проблемы психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке; 3) проблемы применения музыки как массового средства коммуникации; 4) проблемы влияния функциональной музыки на производительность труда; 5) проблемы лечебного воздействия музыки на человека (-> музыкотерапия); 6) проблемы профессиональной деятельности музыканта: обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств; 7) проблемы эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений; 8) проблемы влияния музыки на повышение творческого потенциала. Одно из направлений музыкальной психологии - психология музыкальной деятельности, изучающая основные ее виды: восприятие, исполнение, сочинение и преподавание музыки. Появление музыкальной психологии как отрасли знаний связано с выделением психологии дифференциальной в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность направлялась на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, что считалось основой для понимания более сложных явлений психических. Положительным результатом этих исследований было установление данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов, что дало возможность обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра, сформулировать закон психофизический основной и пр. В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение слуха музыкального, а затем - на исследование способностей музыкальных и восприятия музыкального. Сложность развития музыкальной психологии обусловлена недостатком исследователей, объединяющих профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также отсутствием методик, соответственных предмету исследования. ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности для повышения ее эффективности. Трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного производства, продукты коего отображают реальность в эмпирически контролируемых логических формах. Поэтому область психологии науки неразрывно связана с другими областями комплексной «науки о науке» - науковедения: логикой науки, историей науки, социологией науки, организацией науки, экономикой науки, этикой науки. С этих позиций преодолевается индивидуалистический подход к творчеству ученых, кое во всех его аспектах рассматривается в обусловленности законами развития науки, ее исторически изменчивыми структурами - предметно-логическими и социальными. Задачи психологии науки таковы: 1) исследование психологических механизмов производства научных знаний в условиях индивидуальной и коллективной деятельности; 2) разработка проблем психологической подготовки научных кадров, диагностики и формирования соответственных личностных качеств и установок; 3) разработка проблем возрастной динамики творчества; 4) анализ психологических аспектов научных коммуникаций, восприятия и оценки новых идей; 5) анализ психологических аспектов автоматизации и компьютеризации исследований, и пр. Один из разделов психологической науки – социальная психология, изучающая деятельность, общение и отношения межличностные ученых в организациях и коллективах. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы охватывают: 1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление; 2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений; 3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции. К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент). Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости. Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально. Основные вопросы общей психологии стоят в центре более частных отраслей психологии - относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА - Отрасль психологии, изучающая закономерности совершенствования психической составляющей трудового процесса. На ее появление определенное влияние оказали информатика, теория и практика искусственного интеллекта. В ее задачи входит: 1) разработка способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности; 2) разработка способов формирования упорядоченной иерархии целей; 3) разработка совершенных систем когнитивных действий; 4) изучение субъективного отражения трудового процесса. Развитию этой отрасли психологии способствовали: 1) признание ограниченности исследований, охватывающих только внешние поведенческие проявления деятельности трудовой - операции, приемы, движения; 2) широкое распространение профессий, не обладающих отчетливо различимыми внешними признаками: инженеры, диспетчеры, операторы систем слежения, программисты и пользователи компьютеров, научные работники. Наличие внутренних когнитивных проявлений, характерных этим профессиям, обусловило создание специальных методик, позволяющих проникнуть в структуру индивидуальных психологических переживаний процесса трудового и предложить рекомендации по их регулированию и контролю (шкалирование многомерное, построение карт когнитивных, методы искусственной деавтоматизации навыка, ассоциативный эксперимент). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного формирования деятельности познавательной и общественно значимых качеств личности; 2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; 3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; 4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; 5) психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя). С известной условностью, связанной с реальным единством обучения и воспитания, можно выделить такие разделы психологии педагогической: 1) психология обучения, исследующая закономерности усвоения знаний, умений и навыков; 2) психология воспитания, изучающая закономерности активного, целенаправленного формирования личности. Позднее выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе. По сферам применения педагогической психологии выделяются: 1) психология воспитания в дошкольном возрасте; 2) психология обучения и воспитания в школьном возрасте - с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику; 3) психология профессионально-технического образования; 4) психология высшей школы. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологии, изучающая психологические компоненты - настроения, мнения, чувства, ориентации ценностные и прочее, а также их особенности - в политической жизни общества, формируемые и проявляемые на уровне политического сознания и самосознания наций, классов, групп социальных, правительств, индивидов и реализуемые в конкретных политических действиях (политическое сознание). Изучает политическое поведение человека в отношении проблем как политики внешней (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров на переговорах), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентации). Многие проблемы, составляющие предмет политической психологии - воспитание политическое, сознание общественное, психология воздействия идеологического, активность политическая масс, и прочее - решаются в рамках психологии социальной, педагогической и возрастной, социологии, экономики, философии. Методы, используемые в политической психологии, преимущественно ориентированы на анализ. ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ - прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются: 1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения; 3) способы побуждения людей к действиям - в связи с объектами установок и мнений.
Рисунок 8. Лазарсфельд П. Как самостоятельный раздел социальной психологии она возникла в первой половине XX в. в США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда (рис.8), Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности. Цель психологии пропаганды - выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации - для оптимального решения определенных социально-политических задач. Одна из исследовательских задач психологии пропаганды - изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление - выявление критериев эффективности пропаганды. Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ - занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая спрос на подлежащий сбыту продукт - от зубной пасты до программы политического деятеля. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности сознания религиозного, его структуру и функции. Пытается понять и объяснить поведение верующих в целом и представителей различных сект. Возникла в конце XIX - начале XX в. Накопила значительный материал о содержании сознания религиозного, а также о состояниях эмоциональных и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В ней существует несколько течений, основанных на различных теоретико-методологических основаниях. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях: 1) теория общая психологии религии - изучает содержание и структуру сознания религиозного, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества; 2) психология религии дифференциальная рассматривает сознание религиозное и чувства верующих с учетом конкретной среды социальной и исторической эпохи; 3) психология групп религиозных изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; 4) психология культа религиозного исследует воздействие религиозных обрядов на психику; 5) психология педагогическая воспитания атеистического разрабатывает принципы формирования мировоззрения атеистического. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА - междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи; включает в себя исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и пр. Впервые систематическое изучение психологией семьи и брака было предпринято в конце 20-х-начале 30-х гг. XX в. в США. Бурный рост исследований привел к тому, что в 60- 70-х гг. стал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Но поскольку в каждой из наук семья и брак рассматриваются с особой точки зрения, этот вопрос остался открытым. Психологические исследования брака и семьи включают изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, супружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей, и пр. В отдельную область исследования выделяется изучение процесса и эффективности консультирования семейного и брачного. Собранные данные служат основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ и рекомендаций, направленных на помощь семье, а также источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, реализующих коррекционное воздействие на семью в целом или на ее отдельных членов. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ (тифлопсихология) - раздел специальной психологии, изучающей психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы их коррекции при обучении и воспитании. Тифлопсихология изучает возможности компенсации нарушений зрительного восприятия с помощью других анализаторов (слуха и осязания), исследует психические особенности восприятия, памяти и мышления в условиях дефицита информации, связанного с отсутствием зрения или его слабостью. Использование результатов тифлопсихологии позволяет на научной основе строить процесс обучения, воспитания и трудовой деятельности слепых и слабовидящих. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ (сурдопсихология) -раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания. Сурдопсихология исследует пути предотвращения немоты у людей с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение, выявляет особенности их познавательной деятельности, выясняет компенсаторные возможности замены слухового восприятия зрительным восприятием, вибрационными ощущениями и т. п., изучает особенности мышления, памяти и других психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений. Учет данных сурдопсихологии — необходимое условие организации обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, их производственной подготовки и трудоустройства. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп. Рассматривает закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп. Одна из ведущих ветвей психологии. Основные проблемы социальной психологии таковы: 1) закономерности общения и взаимодействия людей; 2) деятельность больших (нации, классы) и малых групп социальных; 3) социализация личности; 4) развитие установок социальных.
Рисунок 9. Макдугалл У. Началом существования психологии социальной как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла(рис.9) и американского социолога Э. Росса, в названиях которых упоминалась психология социальная. После первой мировой войны в западных странах велись разработки комплексов социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и прочем, а также общих методологических принципов построения психологии социальной как науки экспериментальной. Как самостоятельный раздел социальная психология выделилась к середине XX в. Она стремится понять и объяснить, почему некая форма поведения вызывается тем, а не иным аспектом среды социальной. В числе прочего она изучает тот факт, что большая часть социальных восприятий сильнее зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой ситуации. Пытается показать, каким образом чувства и мысли формируются в результате взаимных влияний людей. Это направление нельзя назвать собственно школой - оно охватывает многообразные исследования, уточняющие, как формируются отношения, устанавливаются связи, происходят социальные изменения, возникает лидерство - или конформизм и подчинение авторитету. Социальная психология выработала целый ряд собственных методов, для применения коих нередко требуется немалая изобретательность. Социальная психология как наука содержит следующие основные разделы: 1) психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей - в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных; 2) психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных - как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.; 3) психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.; 4) практические приложения. В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем производится на базе принципа деятельности (деятельностный подход), что означает исследование социально-психологических явлений в реальных группах социальных, объединенных деятельностью совместной, при условии, что указанная деятельность опосредует всю систему внутригрупповых процессов. Это позволяет понять каждую группу как единицу во всей совокупности отношений общественных и вскрыть механизмы развития группы, превращения ее из группы диффузной в коллектив. Западная социальная психология (прежде всего в США) сделала чрезмерный акцент на группе малой. Это привело к недооценке теоретических, мировоззренческих аспектов, игнорированию реальных социальных проблем, утрате «контекста социального». С позиций материализма, в произведениях его классиков содержатся принципиальные исходные положения и основания социальной психологии, касающиеся природы общественных отношений, соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и пр. Воплощение этих принципов в реальную практику исследований способствовало развитию отечественной социальной психологии. Большую роль в этом сыграли успехи, достигнутые в области психологии общей, что позволило отечественной психологии социальной опереться на фундамент таких принципов, как принцип единства сознания и деятельности и пр. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры мозга головного, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. В ней выделяются: 1) тифлопсихология - психология слепых; 2) сурдопсихология - психология глухих; 3) олигофренопсихология - психология умственно отсталых: детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи; 4) патопсихология - психология распада деятельности психической и болезненных свойств личности, и пр. Специальная психология, как и педагогия специальная (тифлопедагогия, сурдопедагогия, олигофренопедагогия и пр.), входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения. Выявлено, что первичный дефект (например глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. На базе данных психологии специальной строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, консультация профессиональная и отбор профессиональный. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет коих происходит замещение и перестройка нарушенных функций. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - направление психологии, изучающее закономерности проявления и развития психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов, способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований, способах повышения эффективности тренировок. Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности. В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (антиципация; интуиция), «чувство мяча», «чувство воды» и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности. Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как психическая саморегуляция, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания. Основные задачи психологии спорта следующие: 1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений; 2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции); 3) подготовка к соревнованиям; 4) произвольная психическая регуляция; 5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры. В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие: 1) проблемы формирования команд; 2) отношения межличностные в них; 3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства; 4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом; 5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с «фанатами»; 6) проблемы межкомандных взаимоотношений, и пр. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, посвященная анализу эволюции психики, - охватывающая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в деятельности психической человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Рассматривает проблемы развития психики в филогенезе, с акцентом на сопоставлении психики животных и человека. В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, психологии исторической и этнической. В сравнительно-психологическом анализе онтогенеза и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда процессов психических животных и человека, так и о качественных различиях, обусловленных действием социально-исторических факторов, приведших к возникновению и развитию деятельности трудовой, общественной жизни, членораздельной речи и сознания. Сравнительно-психологический анализ строится на сопоставлении данных зоопсихологии (особенно результатов изучения обезьян) и психологии. В его задачи входит: 1) выявление сходных психических компонент и общих биологических факторов, обусловливающих поведение животных и человека (свидетельствующих об общности их происхождения и унаследованных от животных предков); 2) выявление качественных отличий поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-исторических факторов. Особое внимание уделяется предпосылкам зарождения деятельности трудовой, человеческого общества и речи. Данные сравнительной психологии имеют существенное значение для решения коренных проблем психологии, философии, антропологии и прочих наук. Так, сравнительно-онтогенетическое изучение психики необходимо для познания закономерностей развития детской психики. Эти данные находят практическое применение и в медицине: в нейропатологии, психиатрии, при моделировании патологических состояний на животных. ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ (геронтопсихология) - отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возрастов. Геронтопсихология изучает взаимосвязь при старении общих физиологических и психофизических характеристик и психологических особенностей поведения, а также личностные сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ценностных ориентаций. Общей целью геронтопсихологии является изыскание средств продления активной и полнокровной жизни человека. Хотя интерес к проблемам психических особенностей и изменений при старении существовал давно, геронтопсихология как особая дисциплина начинает складываться только во 2-й половине 20 в. Её появление обусловлено в первую очередь социальными причинами: увеличением (абсолютным и относительным) числа лиц преклонного возраста, проблемами их работоспособности и жизненного устройства. СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии юридической, изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству - закономерности деятельности при расследованиях, судебных рассмотрениях и предупреждении преступлений. Основной задачей ставится выяснение того, какие свойства личностные обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как эти свойства можно целенаправленно сформировать. В рамках юридической психологии рассматриваются вопросы: 1) психология судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры; 2) психологическое содержание их профессиональной деятельности, методы отбора и обучения; 3) психология обвиняемых, свидетелей, потерпевших, психологию свидетельских показаний; 4) оптимальные приемы взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами; 5) психологические основы ведения следственных и судебных действий - допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания и пр.; 6) психологические основы оперативно-розыскной деятельности; 7) методология и методика экспертизы судебно-психологической ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств, - область исследований психологических творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве. Стремится понять опыт художника и его формирования у индивида. Методологическая основа - принцип историзма. Особый раздел образует изучение творческой деятельности детей. К специфической проблематике психологии творчества относится: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, - способностей, таланта, гениальности и пр.; 3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (социальная фацилитация); 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, - групповой дискуссии, мозговой атаки, неких психофармакологических средств, и пр. Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы: 1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества; 2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека; 3) мысль не передается, а только возбуждается через слово; 4) жизнь каждого поэтического сюжета, образа и прочего состоит в пользовании им. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - область психологии, изучающая закономерности проявления различных психологических механизмов в деятельности трудовой, закономерности формирования конкретных форм этой деятельности и отношения человека к труду. Ее объект - деятельность индивида в производственных условиях и в условиях воспроизводства его рабочей силы. Ее основы формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии. Чрезвычайно разветвленная дисциплина - основа для развития областей, соотносимых с конкретными видами деятельности: психологией инженерной, психологией авиационной, психологией управления, и пр. Выделяются следующие основные направления ее исследований: 1) рационализация труда и отдыха; 2) динамика работоспособности; 3) формирование профессиональной мотивации и пригодности профессиональной; 4) оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются эксперимент естественный и лабораторный, наблюдение, интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения профессий. Психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, где человек попеременно и независимо выступает то как производитель, то как потребитель. С ее позиций, рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы. Исходным моментом для включения некоей дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника - на его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни - оборачиваются прибылью в сфере производства. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии труда и формулировку ее задач. Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга (рис.10) «Психология и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И. М. Сеченовым, чьи работы «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и прочие положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования деятельности трудовой. Но потребовалось длительное время на то, чтобы психология труда преодолела эклектичность своего наследия, выделила собственный предмет и дала импульс своим новым ответвлениям. Рисунок 10. Мюнстерберг Г. Главные задачи психологии труда непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управл
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |