Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь и язык

Тема 6. Речь, язык, общение.

Физиологические основы памяти.

Виды и типы памяти.

Теории памяти.

Память как сквозной психический процесс.

3.Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

4.Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная.

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь как межиндивидуальный психический процесс и деятельности. Специфика психического процесса «речь» (межиндивидуалный психический процесс и деятельность). Функции речи. Виды речи. Речь язык.

Взаимосвязь речи и мышления. Генетические корни речи и мышления. Фило- и онтогенез речи. Сущность и определение речи. Речь и язык. Физиологические основы речи. Развитие речи в онтогенезе. Классификация речи. Речевые свойства личности. Речь и общение. Проблема общения в психологии Общение. Его компоненты, виды и структура. Общение и деятельность. Функции, средства, психологические характеристики.

Методические рекомендации к изучению темы

Речь обычно относят к группе познавательных процессов, однако ее функции выходят за пределы познавательной деятельности. Речь обеспечивает эффективное общение между людьми. Следует проследить связь речи с мышлением. Считается, что речевая форма мысли способствует ее объективизации. Благодаря речи индивидуальный опыт, знания передаются другим людям. Следует связать эту тему с взглядами Л.С.Выготского, который разрабатывая концепцию высших психических функций показал, что слово также как орудие труда – человек покорил природу используя орудие труда и он покорил внутреннюю природу, применяя слово. Ответы на практическое задание занесите в конспект и сохраните его до экзамена.

В психологии используется два понятия - язык и речь. Язык это средство унификации речи. Он является результатом исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначать предметы или явления некоторыми знаками. Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории.

 

Язык - это выработанная обществом система знаков любой физической природы, служащее средством человеческого общения и мышления.

 

Язык это система слов, правил, их произношение и сочетания, он характеризуется:
· Составом значащих слов (лексикой). · Правилами сочетания слов (грамматикой). · Звуковым составом (фонетикой). · Письменными знаками (графемами).

Различают естественные и искусственные (символические)языки. Естественные языки - разговорные и письменные - всех современных народов это живые языки –и всех исчезнувших народов – это мертвые языки (например, древнегреческий, латинский, народов майя) Некоторые языки занимают промежуточное положение – они он используются в узкоспецифических целях и в особых условиях (например, церковнославянский язык). Искусственные языки представлены нотной грамотой, языками программирования и пр.

 

 

Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения). Благодаря языку происходит удвоение мира человека и появляется возможность иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Слово существует в двух формах – звуковая форма (произносимое и слышимое) и графическая форма (изображаемая и видимая). Основной функцией слова является аннотативная (обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как предметную отнесенность, как функцию представления, замещения предмета.

Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначаемому им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном сознании. Смысл слова – это его содержание в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта. Смысл слова не всегда соответствует значению слова. Слово порождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое "семантическое поле". Значение слова включает не только предметную отнесенность и ассоциативное окружение, но и анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и «клеточкой» мышления (рис.1). Помимо того, что слово является инструментом, средством мышления, оно является также средством общения. В целом язык переводит познание человека в рациональный план. Слова строятся с помощью фонем и графем. Это социально отработанные звуки и графические знаки. Фонемы – это не просто звуки, а звуки, с определенным смысловым содержанием. Они легко различаются на слух в родном языке и сливаются и трудно различаются в чужих языках. В последнем случае, иноязычная речь сливается в единый акустический поток. Слова в языке объединяются в предложение по определенным правилам – синтаксиса, который легко усваивается при освоении родного языка и с большим трудом при освоении иностранного.

 

 

 

 

Рис. 1. Семантический треугольник.

Речь - это вербальная коммуникация или особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Язык будет общим для народа, но речь каждого человека уникальна и индивидуальна и выражает личностные особенности.

Человеческая речь:

· предметна, может давать информацию о чем либо. У животных речи нет они используют сигналы, информирующие дающие сигналы о состоянии удовлетворенности, напряженности или беспокойства.

· обладает членимостью (используются приставки, суффиксы, окончания, однокоренные слова), благодаря этому мир предстает концептуально упорядоченным.

· В речи используются специальные названия для обобщенных понятий.

 

Функции речи:

1. Сигнификативная (обозначающая функция)

А) обозначение предметов и явлений окружающего мира (здесь прослеживается связь с ощущениями, восприятиями, памятью, воображением)

Б) выражение понятий (здесь обнаруживается связь с мышлением)

2. Коммуникативная функция

А) речь – средство обмена информацией

Б) выразительная (передача чувств)

В) воздействующая (волеизъявление)

 

3. Регулятивная функция (благодаря речи все психические процессы становятся более организованными, управляемыми). Восприятие превращается в наблюдение, память превращается в произвольное запоминание, мышление становится логическим.

А) саморегуляция

Б) регуляция поведения других людей и животных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физиология памяти | Виды речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.