Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение

Речь и язык.

Виды речи.

Функции речи.

 

Чувства – это долговременное и устойчивое переживание субъективного отношения к личностно значимым объектам, детерминируемое мотивационной установкой преимущественно социального характера

Чувства это результат обобщения эмоционального опыта, как в процессе эволюции, так и в процессе индивидуального развития. Появившись, они становятся ведущим образованием аффективной сферы и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. Чувства в актуальной форме переживаются как эмоции и выполняют такие же функции как эмоции. На физиологическом уровне они выполняют функцию мобилизации, на психологическом реализуют функцию - оценочную, на социальном – сигнальную. В отличие от эмоциональной регуляции, регуляция на уровне чувств осуществляется в сфере социально-культурных отношений и прежде всего межличностных. Эмоции и чувства имеют общие черты.

К общим чертам относятся:

1. Переживание субъективного отношение к чему-либо или к кому-либо

2. Сочетание признаков процесса и состояния

3. Наличие похожих свойства: направленность, длительность, фазовость, знаковость, модальность, сила

4. Общие формы проявлений (соматические и психические, внешние и внутренние).

Однако чувства и эмоции существенно различаются. Различия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика эмоций и чувств (различия)

 

Эмоции Чувства
Возникли в процессе филогенеза и онтогенеза раньше Возникли в процессе филогенеза и онтогенеза позже
   
Присущи животным и человеку.   Процессы кратковременные (секунды, минуты)   Относительно простые моноявления   Непрерывны в своем протекании и выражении     Преимущественно динамическая процессуальная составляющая аффективной жизни   В основном присущи человеку.   Процессы долговременные (часы, дни, годы)   Сложные полиструктурные образования   Дискретны во времени (в потенциальной форме не проявляются), в актуальной форме очевидны.   Преимущественно статическая составляющая, характеризующая состояние суюъекта  
Привязаны к ситуациям и событиям. Реакция на текущие события, складывается в соответствии с обстоятельствами в данный момент Привязаны к объектам. Под воздействием ситуации возобновляются, переходят из потенциальной в актуальную форму, но объект чувств всегда остается постоянным
   
Выделяют явления, имеющие зна- Выделяют явления, имеющие стабиль-
чение «здесь и сейчас».   ную мотивационную значимость.
Одна и та же эмоция проявляется Одно и то же чувство проявляется
в разных чувствах. в разных эмоциях.

Основные характеристикИ чувств:

1. Предметность чувств проявляется в достаточно четкой направленности на объект и большей осознанности переживаний.

2. Длительность (временная характеристика) относится как к актуальному протеканию чувств, так и к общему времени сохранения чувства (в его потенциальной форме) Развитие чувства может быть представлено фазами – зарождение, расцвет, увядание.

3. Устойчивость (категория одновременно временная и энергетическая), она связана с сопротивляемостью к разрушающим его воздействиям и отражает степень привязанности к объекту, по отношению к которому проявляется чувство, силу возникшей эмоциональной установки как доминантного процесса. Зрелая доминанта, как механизм устойчивости процесса, обладает свойством сопряженного торможения, с помощью которого подавляются все раздражители, не относящиеся к этой доминанте (за счет снижения к ним чувствительности). Наиболее устойчивое чувство называют прочным. У взрослых людей некоторые эмоциональные отношения могут быть довольно устойчивыми, принимая форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности.

 

4. Глубина чувств. Эта характеристика связанас устойчивостью и прочностью чувства. Интенсивное чувство не всегда глубоко (например, увлечение отличается от любви). Могут быть и обратные ситуации, когда за слабым проявлением чувства во вне скрывается его внутренняя сила. По-видимому, в обобщающем показателе силы чувства надо различать интенсивность его актуальных форм и глубину потенциальных. Актуализированное чувство протекает по канонам развертывания эмоций и по этим же канонам проявляется извне. Поэтому здесь превалирует показатель интенсивности. Скрытое чувство (в потенции) это специфическое аффективное состояние, количественно характеризуемое глубиной.Сущность этого показателя заключается в степени проникновения чувства в личностные структуры человека. А это связано со значимостью для субъекта соответствующего мотива и олицетворяющего его объекта, на который направлено чувство».

5. Интенсивность. Различия в интенсивности чувств видны на примере следующего ряда: положительное отношение к знакомому - дружба - любовь. В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меняется, причем часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отрицательным (недаром говорят, что от любви до ненависти - один шаг).

К чувствам принято относить страсть, но это не вид чувства, а степень его выраженности. Можно страстно любить, но можно страстно и ненавидеть. И. Кант довольно точно и красочно показал отличие страсти от аффекта, когда писал, что аффект - это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели.

 

 

Рис.1. Характеристики эмоциональных отношений (свойства чувств)


6. Широта
отражает область сопричастности к предмету чувства, а также указывает на сферы личности, с которым оно (чувство) переплелось.У каждой личности в процессе ее развития формируется сложная многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективных отношений. Чем к большему числу объектов человек выражает свое отношение, тем шире эта система, тем богаче сама личность, тем большее у нее, по выражению Э. Эриксона, «радиусов значимых отношений».

7. Знаковость считается, что отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно - к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится - не нравится», «люблю - не люблю», «доволен - не доволен», «интересно - не интересно».

Безразличное, или нейтральное, отношение выражается в заявлении: «все равно». Однако такое заявление может относиться и к нескольким объектам, к которым у человека равноположительное отношение. Поэтому истинное безразличное отношение может быть только к незначимым для человека объектам (т. е. не вызывающим у него интереса, не представляющим для него важность).

8. Субъективность чувств. Для чувств характерна субъективность, так как одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность, т. е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Когда делятся с близким человеком этими интимными чувствами, это значит, что идет задушевный разговор.

Классификация чувств

 

Чувства подразделяются в зависимости от сферы, к которой они относятся:

 

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.

Интеллектуальные чувства связанны с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик - чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше пониманию

 

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

 

Практические (праксические) чувства (К.К.Платонов), к этой группе относят интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому не все авторы принимают эту попытку расширить список чувств. Вопрос о конкретном составе чувств остается открытым

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории речевого развития | Психомоторика как система двигательных реакций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.