КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность как предмет психологического исследования
Тема 2. Методические рекомендации к изучению темы. Чтобы лучше понять и запомнить эту тему необходимо повторить материал о направлениях психологии. Необходимо сравнивать генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Следует различать номотетическое и идеографическое описание личности, ситуационизм и инеракционизм. Ответы на вопросы самостоятельной работы записывайте в конспект и сохраняйте его до экзамена.
В истории психологической науки личность понималась различным образом. Наиболее существенными можно считать следующие направления трактовки личности: Личность как душа. Согласно взглядам Платона, высшая субстанция (бог) поместила в человека душу, а в душу поместила ум. Он выделял душу - разумную, размещающуюся в голове, душу – чувствующую, находящуюся в груди и душу чревную – в животе. В этом подходе душа, психика и личность были неразрывны. В современной науке принцип отождествления личности с душой, психикой проступает наиболее явно в персоналистических теориях. Персонализм придает личности статус первоначальной реальности, первоэлемента бытия. Развитие личности происходит по причине присущего ей стремления к самоактуализации, к внутреннему самосовершенствованию. Личность рассматривается как высшая ценность Наиболее ярко персонализм в психологии представлен гуманистическим направлением (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл).Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину человеческих переживаний. Личность как сумма психических функций. Этот подход связан с функциональной психологией, рассматривающей психические процессы с точки зрения их функций и приспособления организма к среде. Личность рассматривается как объединение всех психических функций (в основном процессов), объединяемых в общий пучок. Личность выполняет функцию адаптации и приспособления к социальным условиям. Этот подход дал толчок к развитию измерений пригодности человека к той или иной деятельности с помощью тестирования и построения профилей личности. Слабым моментом этого подходя является часто механическое объединение отдельных свойств. Личность как опыт человека. В основе этого направления лежит преувеличение роли опыта в жизни человека и преуменьшение роли наследственности. Все люди рождаются с равными способностями и возможностями, нет плохих учеников, есть плохие учителя. Расцвет этого подхода был в 30-40 годы двадцатого столетия. В настоящее время он не так популярен. Биологизация личности. Гиппократ разработал теорию о четырех соках организма, заложив представление о темпераменте, который в дальнейшем стал отождествляться с характером и личностью. Физиологические исследования стали достоверным источником знаний о личности. Для данного подхода характерно сведение личности к темпераментным особенностям, а последних к типам ВНД и даже типам нервной системы. Социологизация личности. Личность рассматривается прежде всего как общественный продукт. Другие сторона личности игнорируются. Личность – это свойство человека, включенного в систему социальных отношений, человек не рассматривается как природное существо. Его действия не подкрепляются непосредственной биологической стимуляцией, он не имеет генетически заданных набора инстинктивных форм поведения. Природные особенности – только предпосылки, которые совершенно не сказываются на развитии личности. Личность определяет свою деятельностную позицию ко всему, что ее окружает, и прежде всего к труду и социальному строю. Для характеристики личности самыми существенным являются свойства, которые проявляются в социально значимых поступках. Личность как отражающая система. Личность – это сложное структурное образование, входящее в системы более высокого порядка (человек, природа, общество, вселенная). Личность изучается в развитии (принцип развития и историзма) Личность и психика рассматриваются как явления вторичные по отношению к объективной реальности, но вместе с тем на нее активно влияющие. Личность выполняет функции внутреннего цензора – санкционирует или запрещает определенные действия и выступает, прежде всего, как носитель сознания. В каждом из перечисленных направлений высвечивается соответствующий аспект личности, однако неправомерна абсолютизация любого из них. Если предельно обобщить множество подходов к исследованию личности то, следует выделить две главные тенденции – феноменологическое и системное направление. Феноменологическое направление нацелено на тщательное изучение эмпирических фактов с приданием тому или иному феномену статуса ведущей составляющей личности. Феноменологический путь исследования личности обладает лишь описательными возможностями, а не объяснительными. Личность описывается через определенные черты или факторы, выбираемые исследователями. Например, экстраверсия- интроверсия (Г. Айзенк, К. Юнг), когнитивный диссонанс (Л. Фестингер), потребность в самореализации (А. Маслоу) Личность рассматривается с разный точек зрения, но также от факта, и в результате производится коллекционирование проявлений личности. Системный подход рассматривает личность как атрибут различных систем Личность представляет собой специфический сферток общественных связей (взаимодействий и отношений). Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек. Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не фактор, непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается человек. Подлинной движущей силой развития личности выступает совместная деятельность. Подходы к изучению личности самые разнообразные. Это объясняется тем, что феномен личности в психологии проявляется очень разносторонне и многогранно. Поэтому ученые рассматривают различные аспекты этого феномена. По всей видимости, всегда будет существовать целый ряд теорий личности, дополняющих друг друга. В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности: 1) Данные, полученные с помощью регистрации реального поведениячеловека в повседневной жизни. Часто они используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. 2) Данные, полученные с помощью опросников и других методик,построенных на основе самоотчетов. Этот метод занимает центральное место в исследованиях. 3) Данные, полученные на основе регистрации объективных фактов.
Существует три основных направления исследования личности с помощью опросников: 1) Подход на основе выделения черт личности; предполагает существование конечного набора базисных качеств. Личностные различия определяются степенью их выраженности. 2) Типологический подход состоит в том, что тип личности рассматривается как целостное образование. Типы объединяют группы похожих испытуемых, в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного представителя.
В большинстве исследований разрабатывается какой – либо один подход. Однако, перспективно их объединение (выделение черт и типов). С этой целью могут быть использованы методы лингвистического анализа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: · Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984. · Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. · Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.
Вопросы для самопроверки:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |