Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественные исследования структуры личности




Направление исследований структуры личности во многом определило следующее положение С. Л. Рубинштейна: «В психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя, друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности…»

Одним из первых отечественных исследователей, применивших приведенное положение Рубинштейна при описании структуры личности, стал А. Г. Ковалев. Он отметил во втором издании своей монографии: «Из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения).

К. А. Абульханова – Славская отмечает ограниченность концепции А. Г. Ковалева в том, что усилия автора направлены скорее на изложение знаний о личности, чем на углубленное исследование ее сущности.

В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно – психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

 

 

Дальнейшее развитие представлений о структуре личности представлено в работах Б. Г, Ананьева и В. С. Мерлина, посвященных проблеме индивидуальности.

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

q Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

q Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках.

q Статус и социальные функции – роли;

q Мотивация поведения и ценностные ориентации;

q Структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится двум принципам одновременно:

Ø субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

Ø координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

В работе «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев так определяет свой подход: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека. Следовательно, человек как вид (Homo sapiens) и как человечество (общество в его историческом существовании) составляет основание для любого определения состояний каждого отдельного, единичного человека, являющегося индивидом, личностью и индивидуальностью».

Ананьев предлагает следующее схематическое представление организации характеристик человека и способов развития его свойств.

 

 

В.С.Мерлин, один из последователей Ананьева, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделял следующие ее системы и подсистемы:

1) Система индивидуальных свойств организма:

q биохимические;

q общесоматические;

q свойства нервной системы (нейродинамические).

2) Система индивидуальных психических свойств:

q психодинамические (свойства темперамента);

q психические свойства личности.

3) Система социально – психологических индивидуальных свойств:

q социальные роли в социальной группе и коллективе;

q социальные роли в социально – исторических общностях.

Мерлин предлагает критерий для выделения разноуровневых свойств:

1) внутри подсистем существуют инвариантные «одно – однозначные» и «одно – многозначные» связи;

2) между разноуровневыми свойствами зависимости носят «много – многозначный» характер.

Мерлин подчеркивал, что «структуру личности нельзя характеризовать как систему, которая складывается из различных групп психических свойств: темперамента, характера, способностей и направленности. Одни из них (свойства темперамента) вообще не являются свойствами личности; другие же (характер, способности и направленность) представляют собой не разные «подсистемы», а разные функции одних и тех же свойств».

 

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяются и характеризуются иерархическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов – стимулов.

 

Д.А. Леонтьев выделяет в структуре личности три иерархических уровня, подчеркивая условность границ между ними:

Нижний уровень – экспрессивно – инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Этот уровень включает в себя характер, способности и роли.

Второй уровень – это отношение личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть «внутренний мир» личности, «ценностно-смысловая сфера» личности. Это уровень потребностей, ценностей, отношений, конструктов, собственно смысла жизни.

Высший уровень – это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Речь здесь идет не о подструктурах личности, а о формах, способах существования и самоосуществления личности, к которым автор относит свободу, ответственность и духовность. «В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержанием, которое придает смысл им самим».

 

Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К. К. Платонова. Он выдвинул концепцию динамической функциональной структуры личности. Он постулирует существование четырех уровней (подструктур) личности:

v Социально обусловленные особенности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и т. д.).

v Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

v Индивидуальные особенности различных психических процессов.

v Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Письменно ответьте на вопрос «Каково значение разработки данной темы для практической психологии?» и ответ запишите в конспект и сохраните его до экзамена.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

· Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М, 1984.

· Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.

· Социальная психология личности в вопросах и ответах./Под ред. Лабунской В. А. – М.:Гардарики, 1999.

Вопросы для самопроверки:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.