Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала

В качестве направлений совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала следует прежде всего выделить общие направления развития мировой финансовой среды.

Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов: укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами; крепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем; совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала; определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах; создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage); стимулирование введения международных стандартов деятельности в оффшорных финансовых центрах.

Экономическая политика: определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала; повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат; поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения; расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.

Совершенствование мировой финансовой среды: восстановление экономической активности и доверия инвесторов к странам, переживающим финансовый кризис; предотвращение дальнейшего распространения кризиса на развитые страны; минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия; ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление; ограничение возможных потерь инвесторов в ходе будущих кризисов; создание финансовой системы, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп населения.

Предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне: реформирование системы международного финансирования; улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление; усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала; повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.

Создание новых международных структур: создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения; создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-20, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов – преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.

Необходима радикальная смена экономической парадигмы.

Несоответствие принципов мирового регулирования реалиям экономики нового качества привело к дестабилизации институтов инвестиционного банкинга; страновым дефолтам; беспрецедентному росту государственного регулирования рынков; снижению доверия к мировым экономическим регуляторам. Можно выделить такие имеющиеся проблемы и выделить следующие рекомендации:

1. Несовершенство мировой валютно-финансовой системы и отставание процесса ее приспособления к условиям изменяющегося мира явились основными причинами происходящих катаклизмов на глобальных и региональных финансовых рынках. Возникла необходимость в радикальном обновлении существующей системы мировой валюты посредством приведения ее в соответствие с основными критериями современной мировой экономической архитектуры, а именно демократичности, конкурентности, цивилизованности, легитимности и подотчетности мировому сообществом. В этой связи: необходимо объединить усилия всех стран по нахождению консенсусного решения по приведению мировой валютно-финансовой системы в соответствии с целями развития человечества и вызовами современного мира. Для этого необходимо под эгидой ООН создать дискуссионную площадку между странами G20 и остальными странами, голос которых до сегодняшнего дня не учитывался при формировании международной валютно-финансовой системы.

Необходимо создать легитимные и взаимоприемлемые для всех участвующих стран условия функционирования мировой валютной системы. Первоначальным шагом может стать обсуждение всеми странами мира вопроса законодательного закрепления идеи создания мировой валюты, целью которого станет приведение мировой валютной системы в соответствие с основополагающими критериями современной глобальной экономической архитектуры. Легитимность данного закона будет основываться на одобрении его всеми участвующими странами-членами ООН.

После создания основополагающих предпосылок гармоничной и справедливой мировой валютно-финансовой системы и по достижении необходимого уровня интеграции и кооперации экономик стран целесообразно введение наднациональной мировой валюты для обеспечения валютно-экономической безопасности в мире, исключающие привилегии отдельных стран-эмитентов основных торгово-резервных валют.

2. Риски дальнейшей дестабилизации глобализированной мировой валютно-финансовой системы и ее эпидемического распространения на всю конструкцию мирового устройства требуют от мирового сообщества скорейших действий. Очевидно, растет необходимость в оперативном перераспределении нагрузки с существующей мировой резервной валюты на систему региональных торгово-валютных расчетных единиц.

Такая диверсификация рисков посредством введения альтернативных резервных валют должна стать переходным этапом к введению единой мировой валюты и сопровождаться едиными требованиями к экономикам стран, чьи национальные валюты могут использоваться в качестве резервных: отсутствие резких колебаний сальдо платежного баланса на протяжении длительного периода; привязка объемов эмиссии к доле чистого экспорта страны в ВВП; традиционно низкие темпы инфляции в стране.

При этом, необходимо учесть следующие риски: при создании единой региональной валюты по типу евро, необходимо обеспечение зоны безопасности без военных конфликтов и значительной степени политической интеграции; в случае привязки к доминирующей в регионе валюте, отсутствие продуманного плана введения региональной валюты чревато негативными последствиями; введение единой региональной валюты приводит к синхронизации инфляционных процессов и бизнес-циклов, сужению маневра при проведении собственной денежно-кредитной политики для стран-участниц.

Данный процесс трансформации мировой валютно-финансовой системы необходимо рассматривать во взаимосвязи с совершенствованием мировой институциональной структуры межгосударственного регулирования глобальной экономики и мировой валютной системы. Для этого рекомендуется осуществлять повышение эффективности существующих международных и наднациональных институтов, в частности ООН, МВФ и ВБ, а также создать предпосылки для учреждения новых международных и региональных организаций, в т.ч. валютно-финансовых.

3. Влияние мирового финансово-экономического кризиса отражается в сокращении объемов производства, экспорта, импорта, росте безработицы и может вынудить страны обращаться к непопулярным мерам. Внешнеторговый протекционизм, демпинг, барьеры на пути движения капитала не решают проблем выхода мировой экономической системы из рецессии, а могут спровоцировать спираль углубления кризиса.

Проведение антикризисных мер должно быть согласовано между странами посредством следующих действий: создание условий для свободной торговли, расширение зон единых экономических пространств; совместное финансирование инвестиционных проектов в инфраструктурных отраслях с укреплением роли государственно-частного партнерства, создание региональных финансовых систем и зон; активизация сотрудничества национальных банков с международными финансовыми институтами – ВБ, ЕБРР, Азиатским, Исламским, Евразийскими банками развития и другими – для финансовой поддержки торгово-экономической интеграции стран; создание региональных антикризисных фондов; на конечном этапе сотрудничества должно быть улучшение системы координации валютной, денежно-кредитной, фискальной политики стран.

4. Неограниченная либерализация финансово-кредитной системы способствовала созданию сверхэнергичного кредитования и беспечного инвестирования, созданию системы финансовых рынков, оторванных от корней реальной экономики. Искусственный спрос, поддерживавшийся гипертрофированной финансово-кредитной системой, привел к кризису действующей модели потребительского общества.

В результате антикризисные меры правительств большинства стран мира направлены на поддержку национальных банковских систем, производятся беспрецедентные миллиардные вливания в эту сферу и перераспределение государственных средств через них в другие сектора экономики.

Практика стран, преодолевших первые трудности мирового финансово-экономического кризиса показала, что восстановление нормальных кредитных потоков в экономику требует поддержания следующих основополагающих принципов: увеличения ликвидности и фондирования через традиционные и вновь созданные инструменты; усиления капитальной базы отдельных финансовых институтов согласно оценкам компетентных органов; упорядоченного разрешения проблемы ослабленных активов; усиления прозрачности функционирования банковских систем этих стран; целесообразно также внесение изменений в методологию оценки структуры активов и пассивов коммерческих банков, состояние их ликвидности, финансовой устойчивости, безопасности их кредитных портфелей на фоне обесценивания залогового имущества и усиления рисков по финансируемым проектам.

5 Для того, чтобы современная мировая экономическая система могла справляться с кризисами в будущем, необходимо: создание системы превентивного регулирования финансовых, торговых, отношений на международной арене. Такая система должна предотвращать возникновение серьезных диспропорций в движении капитала, что становится причиной чрезмерного накопления ресурсов в определенных отраслях и странах, приводит к перегреву, и, в конечном счете, кризисной ситуации.

Объединение усилий стран для создания международной системы прогнозирования будущих глобальных экономических, финансовых кризисов, методологической поддержки раннего предупреждения рисков, связанных с циклическим развитием экономики с учетом накопленного опыта отдельных стран и международных институтов; ориентация деятельности международных финансовых институтов помимо долгосрочного финансирования структурных реформ к предотвращению кризисов. Интеллектуальный потенциал ВБ должен быть направлен на реформу банковского сектора, системы финансового регулирования и корпоративного управления, совершенствование механизма работы рейтинговых агентств, изменение стандартов финансового аудита.

Радикальная смена парадигмы дальнейшего развития мировой экономической системы и пересмотр сложившихся догм и стереотипов являются основой будущей мировой финансовой и экономической системы и соответственно определяют дальнейшие направления совершенствования регулирования мировых потоков капитала и сами направления его движения в частности.

Главные выводы по третьему вопросу: В качестве направлений совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала следует прежде всего выделить общие направления развития мировой финансовой среды: регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов; экономическая политика; совершенствование мировой финансовой среды; предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне; создание новых международных структур. Радикальная смена парадигмы дальнейшего развития мировой экономической системы и пересмотр сложившихся догм и стереотипов являются основой будущей мировой финансовой и экономической системы и соответственно определяют дальнейшие направления совершенствования регулирования мировых потоков капитала и сами направления его движения в частности.

 

 

Заключение

Таким образом, в мировой финансовой среде и структуре за последние годы произошли серьезные изменения. Эти события изменили направление и величину мировых потоков капитала. Следует выделить такие группы интересов в мировой финансовой среде: интересы стран с развитой рыночной экономикой, интересы развивающихся стран, интересы “новых индустриальных” стран, интересы стран с переходной экономикой, интересы МНК, интересы международных банков и портфельных управляющих, интересы МВФ.

Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т.п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. Вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов. Государство использует следующие меры регулирования: методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов; нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи. С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия: иностранные инвестиции в национальной экономике; инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения). С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране. Особое место в системе государственного регулирования движения потоков капитала занимает валютное регулирование.

В качестве направлений совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала следует прежде всего выделить общие направления развития мировой финансовой среды: регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов; экономическая политика; совершенствование мировой финансовой среды; предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне; создание новых международных структур. Радикальная смена парадигмы дальнейшего развития мировой экономической системы и пересмотр сложившихся догм и стереотипов являются основой будущей мировой финансовой и экономической системы и соответственно определяют дальнейшие направления совершенствования регулирования мировых потоков капитала и сами направления его движения в частности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулирование движения потоков капитала в мировой финансовой среде | Устройство доменной печи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.