КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие языковой нормы
Языковая норма – это совокупность наиболее устойчивых, традиционных элементов системы языка, исторически отобранных и закрепленных общественной языковой практикой; это традиционно сложившаяся система правил использования языковых средств, которые признаны обществом в качестве обязательных. Норма является: Своеобразным идеалом, обладающим качествами особой правильности; Одним из характерных признаков литературного языка национального периода; Категорией как лингвистической, так и социально-исторической. Основные положения теории языковой нормы: Объективность нормы (она не придумывается учеными, не предписывается ими, а складывается и фиксируется в ходе исторического развития языка); Изменчивость нормы (складывается постепенно, вырабатывается исторически в произведениях образцовых, классических писателей (орфографическая и пунктуационная норма), в произношении культурной элиты общества (орфоэпическая норма)); Вариативность нормы (в литературном языке могут сосуществовать, не нарушая нормы, варианты произношения и написания); Социальная необходимость описания норм (кодификации норм – закреплении в нормативных словарях и грамматиках) и обучения им в школе. Основными типами языковой нормы (по В. И. Кодухову) являются: Узус (или узуальная норма) – это элементарная форма существования и функционирования языка, совокупность всех реальных употреблений языка; встречается в диалектах и говорах, социальных диалектах и жаргонах; свойственна разным видам обиходно-разговорных форм языка. Литературный язык (письменный язык, стандартный язык, язык культуры, общий язык) – это обработанная и образцовая форма языка народа; назначение этой нормы – объединить членов социальной общности (народности, нации, народа). Стили языка – это коммуникативные и функциональные разновидности языковой нормы; в отличие от узуса - является традицией, зафиксированной в руководствах по стилистике; в отличие от нормы литературного языка его стили не являются столь общеобязательными и кодифицированными. Литературный язык как главная норма характеризуется следующими признаками: Наличие письменной формы, которая нормализована и кодифицирована; Обязательность для всех говорящих на данном языке; Полифункциональность, стилистическая дифференциация. Пуризм – это течение, которое осуждает любое отклонение от принятых норм, что ведет к застою и омертвению литературного языка. Кодификация – это закрепление в нормативных словарях и грамматиках норм литературного языка. Литературный язык считается кодифицировнной формой языка. Он противостоит разговорной речи Некодифицированными формами языка считаются просторечия и диалекты.
Причины и результаты языковых изменений Язык по своей природе постоянно меняющаяся система. Причины изменения языков обычно разделяют на внешние (экстралингвистические) и внутренние (лингвистические). Внутренние причины изменения языковой системы связаны с развитием языка, вызванным внутренними, структурными противоречиями языковой системы. На разных уровнях языка изменения протекают с различной скоростью. Больше всего подвержена изменениям лексическая система, поскольку она принципиально открыта внешнему миру (возникновение новых реалий, требующих новых наименований и отмирание старых реалий и их названий). Более устойчивы к изменениям фонетический и грамматический строй языка. Пример изменений. Внешние причины изменения языков – это прежде всего изменения окружающей действительности, социальных условий, развитие общества. Особую роль в развитии языков играют процессы их взаимодействия – дивергенция и конвергенция. Дивергенция – это расхождение, отделение языков в процессе их развития. Отделение языков обычно связано с территориальным расселением людей, географическим и политическим обособлением. Например, в результате политического и экономического разделения земель Древней Руси стало выделение трех самостоятельных восточнославянских языков – украинского, русского и белорусского. Конвергенция – это сближение отдельных языков на основе длительных контактов. Конвергенция может предполагать этническое смешение и языковую ассимиляцию (растворение одного языка в другом). При этом один из них выступает в качестве субстрата (языка, который был распространен на данной территории). Процессы дивергенции и конвергенции могут проявляться на разных этапах развития языка, но общей тенденцией является то, что на начальной стадии взаимодействия языков более актуальны процессы дивергенции, а процесс конвергенции характерен для более поздних этапов развития общества. Результатом развития языков является увеличение их количества. Лингвисты не пришли к единому мнению о том, существовал ли единый для всего человечества праязык, но известно, что в древности языков было гораздо меньше. Наряду с появлением новых языков, происходит умирание других языков. К мертвым языкам относятся, например, латинский, старославянский, древнееврейский, половецкий и многие другие.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |