Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Независимость контроля в области охраны окружающей среды и неотвратимость ответственности




Независимость контроля в области охраны окружающей среды и неотвратимость ответственности

Статья 4Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в качестве принципа предусматривает принцип независимости контроля за охраной окружающей среды.

В силу положений статьи 86 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Контроль в области охраны окружающей среды может быть государственным, ведомственным, производственным и общественным.

Экологический контроль является одним из важней­ших институтов экологического права.

 

Систематичность и перманентность в осуществле­нии экологического контроля и надзора всех уровней и на­правлений, как принципы экологического права, важны для повышения эффективности любой сферы деятельности. Однако в области экологии они особенно актуальны ввиду разбросанности, распыленности объектов контроля, множе­ственности контрольных экологических органов, новизны и неразработанности ряда проблем, касающихся средств доказывания и методики подсчета причиненного окружа­ющей среде ущерба.

Только неотвратимость привлечения к ответственности (принцип любой отрасли права) обеспечит эффективность экологических правовых норм и предписаний.

В своей экологической политике Республика Беларусь исходит из необходимости обеспечения всеобщей безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений. Именно поэтому в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» междуна­родное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды провозглашено одним из основных принципов охраны окружающей среды.

В силу статьи 104 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Длительное время международное сообщество вырабатывало и формулировало основы экологического международного сотрудничества, они принимали характер рекомендаций, пожеланий.

Республика Беларусь приняла на себя обязательства по их выполнению, принятию действенных мер по их реализации. Провозглашенные в белорусском праве принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды сводятся к следующему:

1. каждый человек имеет право на жизнь в наиболее
благоприятных экологических условиях (это положение
получило отражение в Конституции Республики Беларусь и обеспечивается рядом гарантий);

2. каждое государство имеет право на использование
окружающей среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан (в этом проявляется суверенитет государства, его возможность определять свою экологическую политику, устанавливать соотношение между своей экономикой и экологией, реализовывать
описанный выше принцип их научно обоснованного сочетания);

3. экологическое благополучие одного государства не может быть обеспечено за счет других государств или без учета их интересов (индустриальные государства не долж­ны безудержно эксплуатировать природные ресурсы слабо развитых и отсталых стран, тем самым, поддерживая экологическую ситуацию на своих территориях);

4. хозяйственная деятельность, осуществляемая на тер­ритории государства, не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции
(борьба с трансграничными загрязнениями, предупреждение
вредных последствий своей деятельности на сопредельные
страны является одной из приоритетных задач современно­
го мира. Например, в соответствии с частью 2 статьи 102 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате трансграничного воздействия на окружающую среду, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области охраны окружающей среды).

5. недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредска­зуемы (развитие научно-технического прогресса и возмож­ностей человека достигло такого уровня, когда необходимо
соизмерять и взвешивать преимущества и отрицательные
последствия атомной энергетики, прорыва в космос, осушения земель);

6. должен быть установлен контроль на глобальном, ре­гиональном и национальном уровнях за состоянием и из­менениями окружающей среды и природных ресурсов на
основе международно признанных критериев и параметров

 

7. должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информа­цией по проблемам окружающей среды и передовых при­родосберегающих технологий (открытие границ для обмена
информацией, не являющейся государственной тайной, является одним из бесспорных достижений коренных реформ
в Республике Беларусь и имеет взаимовыгодный характер);

8. государства должны оказывать друг другу помощь в
чрезвычайных экологических ситуациях (реальное международное содействие оказывается регионам, пострадавшим
от Чернобыльской аварии, от наводнений и землетрясений);

9. все споры, связанные с проблемами окружающей среды должны разрешаться только мирными средствами.

 

Международные двусторонние соглашения.

 

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь придает большое значение заключению и последующей реализации двусторонних соглашений в области охраны окружающей среды прежде всего с государствами, являющимися нашими соседями, и имеющими с нами общие природные объекты и территории, а также другими государствами, проявившими интерес к сотрудничеству в этой области.

Республика Беларусь подписала 4 межправительственных и 9 межведомственных двусторонних соглашений в области охраны окружающей среды:

А) межправительственные соглашения:

 

1. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано и вступило в силу 21 февраля 1994 года в Минске);

2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано и вступило в силу 5 июля 1994 года в Смоленске);

3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов (подписано 24 мая 2002 года в Минске, вступило в силу 25 октября 2002 года);

4. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о совместном использовании и охране трансграничных вод (подписано 16 октября 2001 года в г. Киеве, вступило в силу 13 июня 2002 г.).

Б) межведомственные соглашения:

 

1. Соглашение между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Департаментом охраны окружающей среды Республики Молдова о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано 23 декабря 1994 года в Кишиневе); 2. Соглашение между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Республики Болгария (подписано 24 октября 1995 года в Софии);

3. Соглашение между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано 14 апреля 1995 года в г. Минске);

4. Соглашение между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Словацкой Республики (подписано 8 июля 1997 г. в Братиславе);

5. Соглашение между Витебским и Могилевским областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственным комитетом по охране окружающей среды Смоленской области о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано 21 декабря 1998 г);

6. Соглашение между Витебским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственным комитетом по охране окружающей среды Псковской области о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано 28 апреля 1999 г.);

7. Соглашение о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственным комитетом по охране окружающей среды Брянской области в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (подписано 21 июля 1999 г. в Минске);

8. Соглашение между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов Российской Федерации о сотрудничестве в области недропользования (подписано 14 марта 2000 года в Минске);

9. Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством защиты окружающей среды Республики Сербия (подписано 10 октября 2007 г.).

В настоящее время Республика Беларусь участвует в ряде проектах международной технической помощи в области ООС, которые реализуются в настоящее время и были реализованы при административном управлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и при финансовой поддержке зарубежных или международных организаций, а также нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.