Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Горизонтальная дифференциация




Сложность

Основные характеристики организационной структуры

Увеличение числа характеристик и факторов, вовлекаемых в рассмотрение при проектирова­нии организаций и оценке их эффективности, обусловливает необходимость выделения общих параметров организационных структур. Рассмотрим основные характеристики организационных структур, позволяющие понять, почему так важна структура организации, и какого рода структурные про­блемы возникают при построении или функционировании орга­низационных систем.

Сложность характеризует степень дифференциации организаци­онной системы на основе разделения труда по горизонтали (чис­ло функций, отделов, должностей, в том числе специализирован­ных), по вертикали (число уровней иерархии), по территории (чис­ло местоположений).

На эффективность и необходимость разделения труда впервые обратил внимание известный шотландский экономист А. Смит в 1776 г. Он показал преимущества разделения труда и эффектив­ность, достигаемые рабочими мануфактуры по производству бу­лавок. Один рабочий тянул проволоку, другой - выпрямлял ее, третий - обрезал и т.д. Такое разделение труда позволило 10 работникам производить 48 000 булавок ежедневно, тогда как один человек, выполняя все операции самостоятельно, мог производить только 20 булавок в день. Поскольку лишь немногие работники обладают квалификацией, необходимой для выполнения всех функ­ций, в которых нуждаются организации, они могут действовать только благодаря разделению труда.

Рассмотрим более подробно три вида дифференциации труда.

Горизонтальная дифференциация предполагает постадийное раз­деление труда и основана на специализации и конкретизации ра­бот (определенности обязанностей работников).

Различают два основных вида специализации - базирующая­ся на знаниях и рутинная. Первый вид связан с развитием зна­ний и техники и предполагает выделение работ, требующих зна­ний и мастерства. В этом случае внимание работников сконцент­рировано на относительно узком круге проблем. Однако обычно эти проблемы достаточно сложны и требуют принятия решений и проведения исследований. Второй вид специализации предпо­лагает разделение задач на отдельные элементы и выполнение каждого из них отдельным работником. Такая специализация до­стигается посредством дробления, упрощения и стандартизации шаблонных производственных и канцелярских задач.

Определить уровень специализации можно с помощью двух параметров:

§ глубины деятельности

§ и размаха деятельности.

Глубина деятельности - это степень контроля, который работник осуществляет над своей деятельностью. Глубина деятельности связана со свободой планирования и организации своей работы (работать на своем рабочем месте или перемещаться вокруг него, взаимодействовать с другими). Размах деятельности определяется протяженностью во времени цикла деятельности и числом включенных в нег операций. Работа, которая содержит меньше повторений и больше операций, имеет более широкий размах. В случаях когда деятельность глубока и масштабна, имеется возможность для реорганизации работы с целью использования большей специализации.

Специализация позволяет достигать следующие преимущества:

1)способствует совершенствованию трудового процесса благодаря тому, что ее исполнитель имеет возможность до мельчайших деталей разобраться в существе дела;

2)позволяет выявить наиболее важные, критические области деятельности в организации;

3)облегчает процесс формализации работы.

Вместе с тем специализация порождает и негативные результаты.

П. Лоренс и Дж. Лорш называют следующие направления негативного проявления сверхспециализации:

- во-первых, она уводит общую цель организации от работника и служит причиной излишнего функционализма;

- во-вторых, она обусловливает необходимость в большей координации деятельности;

- в-третьих, сверхспециализация развивает внутриличностную ориентацию и порождает различия в культуре труда.

Однако, существует три стандартных способа устранения негативных результатов специализации и рационализации рутинных работ:

ü расширение фронта работ - состоит в увеличении числа специализированных заданий, выполняемых одним работником. Этим достигается увеличение размаха деятельности так как рабочий цикл (время между отдельными видами работ) удлиняется;

ü чередование деятельности - является одной из разновидностей расширения фрон­та работ и предполагает перемещение работника по кругу от одного рабочего места к другому. В обоих случаях усиливается чувство выбора и устраняется однообразие работ;

ü обогащение деятельности - заключается в предоставлении работнику большей самостоятель­ности и ответственности за выполняемую работу. В этом случае до­стигается решение следующих задач: удлиняется рабочий цикл; в общий процесс встраиваются дополнительные элементы, напри­мер проверка или обслуживание; обеспечивается соответствие со­держания работы возможностям и желаниям работника; достига­ется идентификация результатов труда с конечной продукцией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.