Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и стадии законотворчества




Влияние норм международного права на правотворчество в Республике Беларусь.

Юридическая техника и ее значение в правотворчестве.

Юридическая техника ─ это совокупность единообразных научно обоснованных подходов, средств, приемов выработки и систематизации нормативных правовых актов.

Требования юридической техники определяют структуру нормативного правового акта, его терминологию, порядок изложения материала, особенности внесения в нормативный правовой акт изменений и дополнений.

Некоторые требования к нормативным правовым актам в Республике Беларусь закреплены в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в Разделе ІІ «Нормотворческая техника».

Среди общих требований, предъявляемых положениями ст. 23 Закона к нормативному правовому акту следует выделить следующие: 1). Требования к структуре; 2). Терминологические требования; 3). Требования к оформлению.

В соответствии с преамбулой Конституции Республики Беларусь народ Республики Беларусь сознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и декларирует свою приверженность общечеловеческим ценностям.

Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь). Принципы, в отличие от других норм международного права, обладают большей степенью обобщенности и юридической силой. Они содержатся в Уставе ООН (ст. 2), Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., иных общепризнанных документах.

Помимо принципов международного права, существенное влияние на национальное правотворчество оказывают нормы международного права, закрепленные в международных договорах.

Вопросы заключения, расторжения международных договоров закреплены в Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., а также в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» от 23.10.2004 г. в ред. Закона от 15.11.2004 г. № 331-З.

В литературе выделяют наиболее распространенные формы приведения в действие норм международного права в сфере национального законодательства: трансформация, рецепция и отсылка.

Среди процедур трансформации, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», следует отметить ратификацию. Ратификация осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь и представляет собой утверждение международного договора представительным и законодательным органом государства.

Ратифицированные международные договоры становятся частью национального законодательства.

 

 

Тема 2: Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь) — как субъект правотворческой деятельности.

Вопросы:

1. Понятие и стадии законотворчества.

2. Понятие и виды законов, предмет законодательного ведения.

3. Законодательная инициатива. Механизм реализации законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь.

4. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

5. Рассмотрение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

6. Подписание закона Президентом Республики Беларусь.

7. Особенности принятия Парламентом конституционных законов.

 

Литература: Бекетова С.М. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. / Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. — Саратов, 1999; Василевич Г.А. Парламент Республики Беларусь. — Мн., 1995; Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., 1998; Кондратович Н.М. Субъекты законотворческого процесса. / Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. — Мн., 1995; Сильченко Н.В. О количественной стороне верховенства закона. Право и демократич: Сб.науч. тр. / Бел. гос. ун-т. — 1995. — Вып. 7. — С. 26-32; Парламентское право России. / Под ред. И.М. Степанова, Т.Л. Хабриевой. — М., 1999; Проблемы законотворчества и развития правовых систем / Под ред. Н.В. Сильченко — Гродно, 1997

 

В качестве особого вида правотворчества в правовой науке принято рассматривать законотворчество. Законотворческий процесс представляет собой систему связанных между собой стадий анализа и выявления законодательных проблем, подготовки и обсуждения законопроектов, их рассмотрения и принятия закона либо высшим органом государственной власти, либо путем всенародного голосования. Субъектами законотворчества являются высшие представительные органы государства или народ.

Среди стадий законотворческого процесса выделяют: А) Прогнозирование и планирование принятия актов законов; Б) Законодательную инициативу (в пункте 1 ст. 97 Конституции Республики Беларусь определены субъекты законодательной инициативы: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей или Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Правительство и граждане в количестве не менее 50 тысяч человек; (см. также статьи 45, 46 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»); В) Подготовку проекта закона; Г) Обсуждение проекта закона в Палате представителей Национального собрания; Д) Рассмотрение и принятие закона Палатой представителей Национального собрания, одобрение закона Советом Республики Национального собрания. (см. Регламент Палаты Представителей Национального Собрания, утв. Постановлением Палаты Представителей Национального Собрания от 4.12.1997 г. № 415-П/III с изм. и доп.); Е) Промульгация, которая состоит из подписания закона Президентом и опубликование и введение в действие этого закона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.