Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворческая деятельность местных Советов депутатов




Особенности правотворческого процесса в административно-территориальных единицах Республики Беларусь.

Важнейшие нормативные правовые акты, которые закладывают основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь ─ это Раздел V Конституции Республики Беларусь и Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20.02.1991г. с изм. и доп.

В статьях 1-3 данного Закона закреплено определение местного управления и самоуправления. Местное самоуправление выступает формой организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).

Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Таким образом, субъектами местного управления и самоуправления выступают местные Советы депутатов, исполнительные комитеты местных Советов депутатов и местные администрации, а также граждане, непосредственно проживающие на территории административно-территориальной единицы.

Основной правовой формой реализации функций органов местного управления и самоуправления выступает правотворчество. Правотворческий процесс в административно-территориальных единицах представляет собой урегулированную нормами права организационно-оформленную деятельность органов местного управления и самоуправления по созданию, изменению или отмене общеобязательных на территории данной единицы нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты органов местного управления или самоуправления — это официальный письменный документ, принятый субъектами местного управления и самоуправления в пределах собственных или делегированных государством полномочий и устанавливающий правовые нормы, регламентирующие вопросы местного значения в конкретной административно-территориальной единице.

Легальное определение этой категории актов содержится в ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», это нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Статья 19 этого же Закона указывает вид нормативного правового акта, принимаемого местными Советы депутатов, исполнительными и распорядительными органами решения.

Говоря о роли граждан в правотворчестве в административно-территориальных единицах, следует отметить, что оно осуществляется в двух основных формах: А) проведении местного референдума в процессе которого могут быть приняты решения о нормативных правовых актах местного значения (главы 22, 25 Избирательного кодекса Республики Беларусь от 18.10.1998г. с изм. и доп.); Б) проведении местного собрания (на территории административно-территориальной единицы или ее части (микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) на котором осуществляется предварительное обсуждение и подготовка проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (Закон «О республиканских и местных собраниях» от 12.07.2000 г. № 411-3).

Органом, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов, в том числе и принимаемых органами местного управления, выступает Конституционный Суд Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящими Советами депутатов и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Вопрос об отмене решения местного Совета депутатов рассматривается Советом Республики по предложению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Президиума Совета Республики, постоянных комиссий и членов Совета Республики, Совета Палаты представителей, а также по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Президент Республики Беларусь вправе приостанавливать не соответствующие законодательству Республики Беларусь решения местных Советов депутатов.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Более того, принятые нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции Республики Беларусь.

В нашей стране действуют три территориальных уровня Советов: первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы), базовый (городские (городов областного подчинения), районные Советы) и областной (областные и Минский городской Советы).

Регламентация правотворческого процесса в местных Советах депутатов осуществляется соответствующими регламентами Советов (см. например, Решение Минского городского Совета депутатов от 1 апреля 2004г. №96«О регламенте Минского городского Совета депутатов»)

Правотворческий процесс в местных Советах депутатов в основном протекает на сессиях Совета. Сессия Совета созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Результатом правотворчества местных Советов депутатов выступает принятие решения Совета.

Решения Совета по важным вопросам местного значения могут приниматься Советами и их органами после предварительного обсуждения этих вопросов населением в порядке, предусмотренном регламентом Совета.

В порядке, предусмотренном Советом, население имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные населением в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – опубликованию в местных средствах массовой информации.

Подготовка и принятие решений на сессиях Совета проходит следующие этапы: А) подготовку проектов решений Совета и ознакомление с ними депутатов; Б) рассмотрение проектов решений в профильных постоянных комиссиях Совета; В) внесение проектов решений Совета на рассмотрение сессий Совета; Г) прения по проекту решения Совета (если проектов по одному и тому же вопросу больше одного, то прения проводятся по всем представленным проектам); Д) принятие одного из проектов решения Совета за основу; Е) внесение поступивших изменений и дополнений к принятому за основу проекту решения Совета; Ж) принятие проекта решения Совета в целом. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь, приниматься в пределах компетенции соответствующего Совета. Они обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Они должны быть доведены до сведения исполнителей не позднее чем в семидневный срок со дня их принятия.

Решения областных и Минского городского Советов вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. При направлении такого рода актов в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, прилагается заключение Министерства юстиции о возможности их включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, принятое по результатам юридической экспертизы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.