КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности получения отливок из серого чугуна
Технологические особенности получения чугунов Серый чугун является самым растпространенным материалом для чугунных отливок. На него приходится свыше 60 % всего чугунного литья (Табл. 3.9.1). Основными потребителями отливок из серого чугуна являются различные отрасли машиностроения (автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, тяжелое машиностроение, станкостроение и др.). Таблица 3.9.1. Структура чугунного литья
Структура. Отличительной особенностью серых чугунов является наличие в структуре графитных включений пластинчатой формы, при этом металлическая матрица могут быть ферритными, перлитными или феррито-перлитными (Рис. 3.9.1).
а) б) в) Рис. 3.9.1. Типичные структуры серых чугунов Металлическая матрица: а) с преимущественно ферритная (90-98 % Ф); б) феррито-перлитная и в) преимущественно перлитная (94-98 % П).
Наличие пластинчатого графита в структуре серого чугуна снижает его прочностные свойства, но резко уменьшает его чувствительность к надрезу и хорошо гасит вибрацию. Этим серый чугун выгодно отличается от других типов чугунов и стали. Механические свойства серых чугунов варьируется в широких пределах: от менее 100 до более 300 МПа. По уровню прочности их классифицируют на 7 марок (Табл. 3.9.2). Таблица 3.9.2. Марки и механические свойства серого чугуна (ГОСТ 1412-85)
Сдаточными характеристиками серого чугуна являются: предел прочности при растяжение (σв) или при изгибе (σизг.) и стрела прогиба (f), а пределы прочности при сжатии σсж и при срезе τср – имеют справочный статус- Пределы прочности при изгибе и сжатии примерно в 2-4 раза выше, чем при растяжении. По этой причине для деталей, работающих в условиях воздействия преимущественно сжимающих и изгибающих напряжений, серый чугун является прекрасным технологичным и дешевым конструкционным материалом. Данные табл. 3.9.2 характеризуют свойства серого чугуна в цилиндрических отливках диаметром 30 мм. Вместе с тем, структура и соответственно свойства серого чугуна существенно зависят от скорости охлаждения. Поэтому отливки из серого чугуна одного и того же состава, но разной толщины будут иметь неодинаковые свойства. В табл. 3.9.3 и 3.9.4 приведены значения временного сопротивления при растяжении и твердости в отливках с различной толщиной стенок. Таблица 3.9.3. Ориентировочные данные о временном сопротивлении при растяжении серого чугуна в стенках различного сечения (справочное приложение №1, ГОСТ 1412-85)
Таблица 3.9.4. Ориентировочные данные о твердости в стенках различного сечения (справочное приложение №1, ГОСТ 1412-85)
Между некоторыми параметрами механических свойств чугуна (σв и НВ) и степенью его эытектичности (Sэ) установлены аналитические зависимости: σв = 726,5 - 506 ∙ Sэ ± 27,9 или σв = 1020 - 825 Sэ; (3.9.1) НВ = 387,5 - 189,69 ∙ Sэ ± 15,7 или НВ = 583 – 355 ∙ Sэ. (3.9.2) Выражения (3.9.1) и (3.9.2) дают оценку максимального уровня достижимых показателей свойств. Для оценки фактического уровня качества чугуна используют такие понятия как относительные прочность (ОП) и твердость (ОТ), а также показатель качества (ПК): ОП = σв, ф / (1020 - 825 Sэ); (3.9.3) ОТ = НВф / (583 – 355 ∙ Sэ); (3.9.4) ПК = ОП / ОТ. (3.9.5) Чугун как конструкционный материал должен иметь высокие прочностные свойства. Но с точки зрения технологичности (механической обработки) он должен иметь низкую твердость. Поэтому, чем больше ОП и меньше ОТ, тем выше ПК и соответственно качество чугуна. Чугуны низких марок имеют ферритную или преимущественно ферритную металлическую матрицу, а чугуны высоких марок – перлитную или преимущественно перлитную металлическую матрицу. По мере повышения марки чугуна доля ферритной составляющей в структуре сокращается, соответственно, количество перлита увеличивается. При этом размер графитных включений уменьшается, а распределение их улучшается. Относительное количество феррита и перлита регулируют изменением химического состава чугуна, прежде всего содержания углерода и кремния (Табл. 3.9.5). Таблица 3.9.5. Рекомендуемый химический состав для отливок из серого чугуна
Но на структуру чугуна и его механические свойства сильное влияние оказывают также компонентный состав шихты и тип плавильного агрегата. При прочих равных условиях, с увеличением в составе шихты количества стольного лома, прочностные показатель возрастают (Рис. 3.9.2). При этом применение электроплавки обеспечивает более высокий уровень свойств.
Доля стального лома в шихте, %
Рис. 3.9.2. Влияние количества стального лома в шихте и варианта плавки на прочность серого чугуна: 1 – плавка в вагранке; 2 – плавка дуплекс-процессом; 3 - плавка в электропечи.
При получении высоких марок чугуна требуется дополнительное легирование чугуна малыми количествами перлитизируюших элементов (Mn, Ni, Cr и др.), которые оказывают на чугун упрочняющее воздействие (Рис. 3.9.3).
Рис. 3.9.3. Относительное влияние легирующих элементов на прочность серого чугуна
Как видно, V, Mo, и Cr оказывают более сильноевлияние на прочность чугуна, чем Mn, Ni и Cu. Наиболее эффективно одновременное легирование такими элементами, которые влияют на графитизацию в противоположных направлениях, например, Cr и Ni. Комплексное легирование этими элементами рекомендуется в соотношениях 1:3 и 3:1 соответственно для тонкостенных и толстостенных отливок. Количество, размер и распределение графитных включений регулируют за счет графитизирующего модифицирования. В зависимости от области применения отливок из серого чугуна их работоспособность и эксплуатационнпая надежность определяется не только механическими свойствами, но также теплофизическими и служебными свойствами. Физические и теплофизические свойства серого чугуна ( плотность d, удельная теплоемкость С, теплопроводность λ, электропроводность s, коэффициент линейного расширения α) приведены в табл. 3.9.6.
Таблица 3.9.6. Физические и теплофизические свойства чугуна с пластинчатым графитом
Рассматриваемые свойства чугуна определяются его структурой, наличием и количеством тех или иных фаз и структурных составляющих, поскольку они имеют разные индивидуальные показатели свойств (Табл. 3.9.7).
Таблица 3.9.7 Плотность структурных составляющих и фаз чугуна при 20 оС
Служебные свойства серого чугуна включают фрикционные свойства, износостойкость, коррозионную стойкость, жаростойкость и др. Фрикционные свойства. Серый чугун является хорошим фрикционным материалом при сухом трении в паре с фрикционными пластмассами. В широком диапазоне скоростей скольжения при нагреве поверхностей трения серый чугун обеспечивает достаточно высокий (0,2…0,4) и стабильный коэффициент трения, хорошее торможение. Поэтому он применяется для тормозных барабанов и дисков автомобилей, самолетов, для дисков фрикционов. При трении со смазкой в паре со сталью, чугуном, другими материалами серый чугун является антифрикционным материалом (коэффициент трения ~0,01…0,016). Износостойкость. Изнашивание деталей машин при трении зависит от двух основных факторов: условий трения (скорости скольжения, нагрузки, среды) и материала трущихся пар. Эти факторы определяют физико-химические процессы взаимодействия и разрушения микровыступов трущихся поверхностей, интенсивность их износа. При трении серого чугуна в паре с любым другим материалом проявляются его специфические антифрикционные свойства, связанные с наличием в структуре пластинчатого графита. Графит при трении частично выкрашивается и играет роль твердой смазки. Поэтому даже при сухом трении пара работает без интенсивного износа при достаточно высоких скоростях и нагрузках. При трении со смазкой графитные включения впитывают смазку, которая удерживается в полостях от выкрошившегося графита. Серый чугун не является износостойким материалом при трении в абразивной среде. Однако при умеренном загрязнении смазки абразивными частицами (условия, характерные для цилиндров двигателей и компрессоров, направляющих станков) его износостойкость достаточно высокая. Включения фосфидной эвтектики, более твердые, чем перлит, заметно повышают износостойкость и антизадирные свойства чугуна. Это влияние проявляется при содержании фосфора более 0,25 мас. %. Максимальная износостойкость серого чугуна достигается, если фосфористый чугун содержит хром (Cr/P ³ 1,5) или ванадий (V/P ³ 0,8), которые ликвируют в фосфидную эвтектику и повышают ее микротвердость. Термическая обработка чугуна (закалка) также существенно повышает износостойкость серого чугуна, так как при этом твердость чугуна может повыситься до 42 HRC и более. Коррозионная стойкость. Серый нелегированный чугун не является коррозионностойким материалом, поскольку имеет многофазное строение. Но при легировании малыми количествами хрома, никеля, меди, олова и сурьмы он становится относительно стойким в слабо агрессивных средах. Жаростойкость. Жаростойкость серого чугуна невысока ввиду пластинчатой формы графита, поскольку окисление чугуна идет по границам графитных включений. Легирование его хромом и медью (до 1,0 мас. %) препятствует графитизации эвтектоидного цементита и снижает рост чугуна при нагреве. Модифицирование серого чугуна, измельчая графит, повышает стойкость к окислению и ростоустойчивость.
Область применения серого чугуна очень широка как по номенклатуре изделий, так и по отраслям промышленности. Так, масса литых деталей из серого чугуна в конструкции автомобилей и тракторов составляет 15-20 % от их общей массы. Основная номенклатура – это ответственные детали: блоки, головки, гильзы цилиндров, крышки коренных подшипников, тормозные барабаны, распределительные и коленчатые валы и др. В станкостроении серый чугун применяют для широкой номенклатуры литых деталей от 0,1 кг до 100 т, толщинами стенок от 4 до 200 мм, работающих в самых разнообразных условиях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |