КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия, термины и определения
Лекция I. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Г. Иркутск Семестр Социально-экономические и правовые основы профессиональной деятельности
для студентов, обучающихся по
Практически большинство профессиональных функций предполагают взаимодействие с другими людьми - коллегами, подчиненными, руководителями. При этом используются различные средства общения, которые должны быть понятны собеседнику, и истолкованы им именно так, как он того хочет. Существует система общепринятых для каждого общества норм, правил, определяющие степень этичности, нравственности поведения в общении. От знания этих норм, умения и навыков в их применении зависит успех общения, будь это важная деловая встреча либо простое приветствие. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения и т.д. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил во взаимоотношении. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру. Этикет - (от французского etiquette- ярлык, церемониал, норма обхождения) - это искусство общения, совокупность правил поведения человека (обращения, приветствия, манеры, поведение в общественных местах, одежда и др.), также это совокупность специальных приемов и черт поведения в общении людей, с помощью чего проявляются и поддерживаются статусы общающихся. Под этикетом подразумевается система норм, их правильное сочетание, правила построения устных сообщений и письменных текстов, формы регулирования общения. Согласно определению в кратком психологическом словаре: «общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека». На практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти два понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Главным средством общения является язык. Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Знак - это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения, и используется для приобретения, хранения и переработки и передачи информации. Так слово «дерево» - это знак. Все знаки языка, например, русского образуют систему знаков: слова «береза», «осина», «сосна» и т. д., которые объединены общим представлением о лесе. То общее содержание, которое вписывается в данный знак, называется его значением. В значении знака воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать. Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщений, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становиться средством общения, средством установления взаимоотношений для тех, кто им владеет. В то же время он становиться средством изоляции для тех, кто его не знает. Когда общение формализовано, в словах и поступках людей наиболее важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей профессиональной деятельности существует этикет делового общения. Этикет делового общения подразумевает уважительное и учтивое отношение к людям; определенные формы знакомства, обращения и приветствия, правила ведения разговора, беседы и переговоров и т. д. Психология и этика делового общения - это отраслевая психологическая наука, обеспечивающая эффективное деловое общение на разных уровнях социальной и хозяйственной жизни. Деловой этикет включает в себя следующие правила: • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу членами коллектива (горизонтальные); • наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). При взаимодействии деловых партнеров, процесс общении включает в себя следующие этапы: - установка контакта (знакомство, понимание другого человека); - ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего; - обсуждение интересующей проблемы; - решение проблемы; - завершение контакта (выход из него). Различают несколько видов общения: по содержанию: - материальное (обмен продуктами и предметами); - когнитивное (обмен знаниями); -кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); - мотивационное (обмен побуждениями, целями, действиями, умениями, навыками); по средствам общения: • непосредственное (прямой контакт); • опосредованное (обмен информацией осуществляется через других людей, средства записи и воспроизведения информации); • прямое; • косвенное; • вербальное (словесное); • невербальное (поза, жест, мимика, походка, интонация, громкость, тембр, темп; пауза, вдох, смех, рукопожатие, поцелуй, похлопывание, ориентировка в пространстве, дистанция и др.); по видам общения: • деловое; • личностное; • инструментальное; • целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта. Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае - потребности в общении.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |