Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический портрет личности




Лекция 2. ЛИЧНОСТЬ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Многое в человеческих отношениях зависит от того, как люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга. Правильно восприняв и оценив человека, определив цели и мотивы его поведения, предсказав его возможные действия, мы соотносим все это с собственными интересами и потребностями, выбирая подходящие формы общения с данным человеком, и в результате всего этого мы находим область взаимных интересов, устанавливаем взаимные межличностные и деловые контакты.

Поскольку субъектом общения, выразителем личных, групповых, фирменных интересов является личность, которая в значительной степени определяет рисунок общения и его результаты, целесообразно рассмотреть характеристику, формирующих личность и определяющих ее поведение, факторов и форм проявления личности.

Человек - большая и сложная биосоциальная система, высшая степень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек - это единство биологического и социального, совокупность организма и личности во всей сложности их взаимоотношений.

Индивидуум - отдельный живой организм, отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность - ярко выраженная особенность отдельной личности с неповторимой, только ей присущей совокупностью природных и социально-обусловленных качеств, формирующихся в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма) и всего жизненного пути человека.

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида; продукт воздействия многих факторов внешней среды и проявления специфики человека, общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной Деятельности и общения.

Системная картина, формирующих личность человека, факторов выглядит следующим образом.

Среду обитания определяют факторы:

- природно-климатические;

- географические;

-общественно-политические (государство, общественно-политическая формация, общественное устройство).

- социально-культурные (язык, этнические особенности, общественные ценности, история, вера, мораль, традиции, обычай).

Природные свойства человека характеризуются понятиями:

• пол;

• биохимические особенности;

• нейродинамические характеристики;

• задатки;

• склонности;

• здоровье;

• наследственность;

• возраст;

• способность к развитию.

Социальную среду составляют

• семья;

• школа;

• сверстники

Деятельность, формирующая личность, с точки зрения психологии, делиться на три вида: игровая, познавательная, трудовая. Нельзя забывать и то, что факторы действуют и поодиночке, и синергически, т.е. совместно, и вступают между собой в сложные взаимоотношение (государство – школа – семья – здоровье).

Теперь раскроем структуру понятий, определяющих проявление личности, ее свойства, качества, характеристики, т.е. те факторы, которые проявляются либо могут проявиться в общении.

Одним из таких факторов является направленность личности, определяющие ее интересы и особенности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов вызывают такое характерное переживание как – скука. Характеризуя направленность человека, следует обратить внимание на содержательность и широту его интересов. Полноценное развитие личности предполагает большую область интересов, не исключая, наличие кого либо одного, главного, центрального интереса. Центральный жизненный интерес, составляет тот стержень, вокруг которого группируются все общие интересы человека. Важно также обладать устойчивостью интересов. Человек, не имеющий данное качество, не способен достичь значительного успеха в какой либо сфере деятельности.

Психологические особенности личности – это темперамент и характер. Каждый человек обладает индивидуальными чертами и личностными качествами (интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми). Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психологическим характеристикам.

Психологический портрет личности складывается в результате условий жизни. В детском возрасте решающее значение для формирования психологических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, все большое значение приобретает самовоспитание, т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, а также формирование в себе желательных психологических качеств и искоренение нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

На характер общения больше влияние оказывает темперамент его участников, он же является основным используемым элементом для составления психологического портрета личности.

Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражаются в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновении чувств и их сила), в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.), в быстроте движений, общей подвижности человека.

Темперамент – биологический фундамент, отражающий динамическую характеристику психических процессов и поведения, преимущественно врожденного характера.

В 5 веке до н.э. древне греческий врач Гиппократ развил учение о темпераменте, считая, что свойства человека определяются преобладанием в организме одной из четырех жидкостей. В дальнейшем от названий этих жидкостей произошло название темпераментов: сангвиник – от латинского «кровь», флегматик – от греческого «слизь», холерик – от греческого «желчь» и меланхолик – от греческого «черная желчь». Еще позднее, во 2 веке до н.э. исследования Гиппократа были продолжены врачом Клавдием Галеном. Четыре из девяти выделенных им типов и в наше время рассматриваются как основные – это все те же сангвиник, холерик, флегматик, и меланхолик. И. Кант сблизил понятие темперамента и характера. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер, связал на прямую конституцию человека и свойства его темперамента от типа нервной системы. Учение о темпераментах было создано им как часть учения о высшей нервной деятельности. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы (их силу – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность), Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных. Соотношение их с издавна известными темпераментами показало довольно большое совпадение. Выделив четыре типа нервной системы (сильный- уравновешенный – подвижный; сильный- неуравновешенный- подвижный; сильный –уравновешенный - инертный; слабый- неуравновешенный- инертный или подвижный). Павлов утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные темпераменты.

Сангвиник (нервная система первого типа) – это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Человек в высшей степени подвижный, общительный, легко сходиться с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, то есть при постоянном возбуждении, в противном случае он становиться скучным и вялым.

Холерик (нервная система второго типа) - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго, и как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение». Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись каким не будь делом, он чересчур налегает на свои силы и в конце концов истощается больше, чем следует, дорабатывается до того, что ему все невмоготу. В общении холерик вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан и криклив.

Флегматик (нервная система третьего типа) – это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общения с ним. Флегматику присуща замедленность реакций в общении, круг общение его менее широк, чем у сангвиника. Он отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если поссориться с ним, даже если эти люди обидят его. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он такой уж всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствия, но когда он достигает некоего предела, критической величины, неминуем сильный «разряд», нередко весьма неожиданный для его собеседника, по самому, казалось бы, незначительному поводу.

Меланхолик (нервная система четвертого типа) – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него не редко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он склонен к сильным переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он не энергичен, ненастойчив, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди – он теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, меланхолик постоянно прячется в свою «раковинку».

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Согласно его классификации экстраверты характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости.

Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидуальные особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются враждебными. В чистом виде типы темперамента встречаются редко, т.е. лишь немногие являются чистыми представителями типов холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика, у большинства наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Каждый из представленных типов темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека.

Характер – это совокупность психологических качеств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, можно предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то это «бесхарактерный» человек.

Основные мифы, которые бытуют по отношению к характеру:

• характер биологически определен, и с этим ничего нельзя сделать;

• характер полностью воспитуем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий.

• есть такая очень серьезная вещь, как национальный характер, то есть существует очень сильно отличающий друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер.

Характер еще менее чем какие-либо другие качества личности является врожденным и неизменным свойством. Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать, поэтому бессмысленно ссылаться в оправдании какого-либо дурного поступка на недостатки характера.

Характер человека, прежде всего, определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах. Наверное, никого не нужно убеждать в том, как важно разбираться в характере людей, с которыми встречаешься каждый день - будь то ваши родственники или сотрудники. Между тем представление о типах характеров у нас подчас крайне абстрактное. Мы не редко ошибаемся в оценке интересующего нас человека. За такие ошибки иногда приходиться дорого платить: ведь это может быть ошибка в выборе друга, помощника, сотрудника, супруги и т.д. Личность определяется, прежде всего, той общественной деятельностью, которую выполняет. Она имеет социальные ориентации, идеалы, отношение к окружающим и к различным сторонам жизни, знания, умения, навыки, способности, уровень их развития, темперамент. Однако характерологические черты имеют существенное значение для понимания личности. Чем ярче характер, тем больше он накладывает отпечаток на личность, больше влияет на поведение.

Как уже было сказано выше, каждый человек отличается от других огромным числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму. В понятие «индивидуальные особенности» входят не только психологически, но и соматические,(«сома» - по латыни «тело») особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц, и т.д.

Все возможных индивидуально-психологические особенности человека обобщены в четыре группы:

1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).

2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.

4. Опыт (объем и качество имеющих знаний, навыков, умений и привычек).

Для составления обобщенной психологической характеристики личности конкретного человека способности и одаренность имеют особое значение.

К способностям, например, можно отнести: наблюдательность, которое имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога; зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника - живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух.

Способности – свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Способность людей от неспособных отличает более быстрое и эффективное освоение какой-либо деятельности.

В качестве примера приведем такой известный случай: на экзамене в Академию художеств В.И.Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствовали способности к изобразительной деятельности. Ошибка преподавателей Академии заключается в том, что они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных умений и навыков рисования. В дальнейшем Суриков делом исправил эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию.

Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих занятиях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как это деятельность выполняется.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывают достаточно бурные споры среди ученых. Конечным выводом явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденные способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.

Задатки - биологическая основа особенностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Но главное здесь то, что задатки не специфичны по отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются, сформируется на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер. На основе одних и тех же задатков могут сформировываться совершено разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего. Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития определенных способностей, называется одаренностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.