Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения налоговых платежей

Сущность и функции налогов

Лекция 1

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Базовые понятия и определения: определения налога и сбора, содержащиеся в статье 8 НК РФ; признаки налогов; источник налогов; взносы, пошлины; функции налогов.

Цель лекции: рассмотреть экономическую природу налогов, уделив особое внимание причинам возникновения налоговых платежей, показать различия между налогами и другими платежами.

План лекции

1.Причины возникновения налоговых платежей.

2.Сущность и назначение налогов.

3. Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия.

4. Дискуссионные вопросы о функциях налогов. Взаимосвязь функций.

Категория «налог» многогранна. Налог можно рассматривать как категорию историческую, экономическую, правовую.

Налог как историческая категория. Исторически налоги связывают с появлением государства. Первые формы налоговых платежей были предназначены для обеспечения интересов публичной власти – финансирования государственных расходов. В основе своей состав государственных расходов на протяжении веков остается практически неизменным, изменяется лишь их соотношение, т.е. структура, а так же характер их использования (производительный или непроизводительный).

У. Петти (1623-1687) в «Трактате о налогах» в 1-й главе «О различных видах государственных расходов» выделял следующие виды государственных расходов: военные расходы, расходы на содержание правителей (в т.ч. расходы по отправлению правосудия), расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести; расходы на школы и университеты; расходы на содержание сирот, найденных и подкинутых детей, а так же всякого рода немощных людей; и, кроме того, на людей, которые нуждаются в получении работы; расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.[1]

? Какие новые виды государственных расходов появились в дальнейшем (после У. Петти)?

*Среди причин, которые увеличивают и делают более тягостным различные виды государственных доходов, У. Петти выделял нежелание населения оплачивать их, что объяснялось высоким налоговым бременем, а так же тем, что проволочкой и сопротивлением можно было вовсе избавиться от налогов. Кроме того, население было уверено, что собранные суммы расхищаются или неправильно расходуются, или же они неравномерно взимаются и распределяются.

Английские философы Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) разработали теорию общественного договора, которая положила начало новому гражданскому правосознанию и сделала возможной постановку вопроса о взаимных обязательствах государства и граждан.

Идеи Гоббса получили свое развитие в исследованиях других ученых, в частности сторонников неоинституциональной экономики. Они полагают, что граждане делегируют часть своих полномочий государству. Природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Распределение прав фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта.

Ради чего граждане добровольно отказываются от части своих прав и передают их государству? Ими движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций. К ним относится:

1.Установление и защита прав собственности.

2.Создание каналов обмена информацией.

3.Разработка стандартов мер и весов. В более широком смысле к разработке универсальных мер относится организация денежного обращения. Поскольку деньги являются универсальной мерой обмена.

4.Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг: транспортной сети, организованных площадок для торгов и др.

5.Правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах.

6.Производство общественных благ (оборона, здравоохранение, образование).

*Альтернативой процессу установления и защиты прав собственности является попытка самих экономических агентов договориться о правилах доступа к ресурсу. Однако возникает две проблемы:

1)тенденция к решению возникающих конфликтов исключительно на основе агрессии и применения насилия («война всех против всех» по Гоббсу);

2)отвлечение значительной части ресурсов от производственной деятельности на решение задач защиты прав собственности и обеспечение выполнения условий контрактов.

Функционирование государства связано с трансакционными издержками. Их величина прямо пропорциональна количеству трансакций, в которых государство выступает в качестве гаранта выполнения условий контракта.

Трансакционные издержки – издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

Каковы пределы роста государства, или его «границы»?

Полная монополия государства на выполнение функций гаранта исполнения контрактов может привести к высоким трансакционным издержкам, принимающим форму высоких издержек подчинения закону. Поэтому в некоторых сделках должны действовать альтернативные механизмы гарантирования их реализации. Государство берет на себя те сделки, обеспечение которых будет связано с меньшими трансакционными издержками, по сравнению с тем, если бы эти сделки осуществляли альтернативные гаранты. Государство руководствуется принципом «гарантировать самому или делегировать право контроля другим гарантам». Например, речь идет о сделках, связанных с социальным или медицинским страхованием, оказанием образовательных услуг. Опыт свидетельствует, что не существует эталонных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь. Все зависит от конкретного государства и конкретных исторических реалий.

*К примеру, проведению европейских налоговых реформ еще с ХIII в.был свойственен демократический характер. В Англии в 1215 г. в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». В 1689 г. «Билль о правах» окончательно закрепила за представительными органами власти право утверждать все государственные доходы и расходы. Во Франции законодательно принимаемый бюджет и налоговая системы введены гораздо позже – в 1791 г.после Великой французской революции.

? Каковы пределы роста современного государства, или его «границы»?

Дуглас Норт в книге «Структура и изменение в экономической истории» пишет о двух экономических революциях, связанных с изменением круга сделок, гарантируемых государством.

Первая экономическая революция произошла в момент перехода от кочевой к оседлой жизни человека, когда земледелие стало основным источником увеличения ресурсной базы. Именно в это время появились первые формы государственного устройства как гаранта прав собственности на землю. Результатом первой экономической революции стал рост продукта, производимого сельским хозяйством. Земельная рента послужила основным источником государственных доходов, а земельный налог получил свое развитие.

*Однако вплоть до ХVI – XVII вв.ни в одном государстве налоги, поступающие в государственную казну, еще не были сведены в единую систему. Налоги собирали откупщики, которые, уплатив в казну все суммы налогов, далее собирали налоги с прибылью для себя. С развитием государственной собственности требовалась замена случайных налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. В конце XVII – начале XVIII в. налоги становятся ведущим источником доходной части бюджета. В этот период формируются устойчивые налоговые системы из двух взаимосвязанных подсистем: прямых (подушный и подоходный налог) и косвенных налогов (акцизы).

Вторая экономическая революция произошла в начале ХIХ в., создав предпосылки для промышленной революции. В сферу гарантируемых государством контрактов были включены те, которые связаны с правом собственности на изобретения и прикладные разработки. Патентное право, законодательная защита промышленных секторов, регулирование законом использования торговых марок и торговых знаков создали стимулы для появления и широкого распространения технических изобретений и соединения науки с производством. Изменился характер налогообложения: появился промысловый налог, затем подоходные налоги с прибыли и заработной платы.

Следующие радикальные изменение роли государства связывается с решением проблемы интеллектуальной собственности, актуальность которой подчеркивается распространением различных форм «пиратства», препятствующих развитию культуры и искусства. Возможно, появятся и новые формы налогообложения, адекватные происходящим изменениям.

По мнению неоинституциалистов, есть два вида государства: контрактное (договорное) и рентоориентированное («эксплуататорское», «государство производящее», «государство как оседлый бандит»).

Контрактное государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах. Граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность. Роль государства ограничивается ролью гаранта по кругу тех сделок, в которых защиту прав собственности выгоднее поручить государству.

Целью контрактного государства является достижение такого распределения прав собственности, которое максимизирует совокупный доход общества на основе передачи правомочий в руки тех экономических субъектов, которые могут распорядиться ими оптимальным образом.

*Оптимальное определение полномочий описывается теоремой Коуза.

Сам Р. Коуз теоремой свое утверждение не называл. Основные идеи он отразил в статьях «Федеральная комиссия по связи» (1959) и «Природа социальных издержек» (1960). В оригинальной версии утверждение Коуза выглядит следующим образом: «Перераспределение прав собственности происходит на основе рыночного механизма и ведет к увеличению стоимости произведенной продукции» и, следовательно, «окончательный результат перераспределения прав собственности не зависит от легального решения (относительно первоначальной спецификации прав собственности)».

Другими словами, гораздо большее значение имеет вопрос спецификации (установления и закрепления прав) собственности на ресурс, а не конкретная форма, которую эта собственность принимает. Даже если на первом этапе перераспределения ресурсов право владения получил трудовой коллектив (или администрация региона, или кредитная организация и др.) в конечном счете право собственности получит самый заинтересованный и эффективный собственник.

  Теорема Коуза. Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода.  

Предпосылки существования контрактного государства:

1)наличие четких конституционных рамок деятельности государства;

2) существование механизмов участия граждан в деятельности государства;

3) существование ех ante института рынка как главного альтернативного механизма распределения прав собственности;

4) наличие альтернативных механизмов установления и защиты прав собственности.

Рентоориентированное государство использует монополию как насилие в целях максимизации дохода (налоговых поступлений), точнее – дохода группы, контролирующей государственный аппарат.

Целью рентоориентированного государства при установлении и защите права собственности становится достижение такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителю» (по Д.Норту), даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. Ущерб от деятельности рентоориентированного государства удается сократить при условии, что поборы и перераспределения прав собственности носят систематический и предсказуемый характер. По словам американского экономиста Мансура Олсона, у рентоориентированного государства много общего с мафией: оба походят на «оседлого бандита», который хотя и собирает дань с проживающих на контролируемой им территории, но в то же время «знает меру» и к тому же защищает от «гастролеров», действующих по принципу «украсть и убежать»[2].

Отличительной чертой рентоориентированного государства является то. Что важную роль играет распределение потенциала насилия среди граждан. Индивид или группа, обладающие наибольшим потенциалом насилия, контролируют государственный аппарат и присваивают монополию на применение насилия. Для успешного функционирования реонтоориентированного государства необходимы военная технология, а так же хорошо развитая сеть карательных органов. Однако серьезную опасность для него самого представляет его внутренняя нестабильность, поскольку изменение военной технологии приводит к перераспределению потенциала насилия среди различных групп населения и, следовательно, к смене группы, контролирующей государственный аппарат. Вполне возможен переход от рентоориентированной модели государства к контрактной. Вслед за системой, ориентированной на извлечение ренты, неизбежно приходит система, максимизирующая эффективность, и наоборот.

*Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слова «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. русский историк А.Я. Поленов (1738-1816) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». С XIX в. термин «налог» стал основным при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства. Теоретическое представления русских ученых о налогах во многом следовали за научными открытиями Запада. В то же время они отражали сугубо специфические особенности, русскую самобытность.

Итак, налогообложение является, по сути, исторической категорией. Из работ основоположников экономической мысли (У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо и др.) можно извлечь практически однотипное обоснование необходимости налога. В той или иной интерпретации налогообложение объясняется ими как добровольное подаяние во благо развития нации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристические функции и их свойства | Сущность и назначение налогов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.