Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупность налогов и сборов

Элементы налоговой системы

Различают следующие элементы налоговой системы:

- совокупность налогов и сборов;

- свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения;

- деятельность уполномоченных органов государственной власти по управлению налоговыми отношениями;

- принципы организации и функционирования налоговой системы.

 

Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирование своих доходов совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.

 

 

О соотношении прямых и косвенных налогов в доходах бюджета. При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов скрупулезно проанализировал в начале ХХ в. в своем труде «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» министр финансов России С.Ю. Витте, 155-летие со дня рождения которого отмечалось в 2004 г. В пользу прямых налогов он выделял их большую равномерность по сравнению с косвенными. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличии от прямых косвенные налоги, падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественной состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Кроме того, взимание прямых налогов не требует сложной организации по контролю за производством, сбытом и потреблением товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета. Поступления прямых налогов отличаются также большей регулярностью, нежели косвенных налогов, так как они взимаются с заранее оцененных имущества и доходов, в то время как косвенные связаны с потреблением, размеры которого подвержены значительным колебаниям.

С.Ю. Витте подчеркивал важные преимущества косвенных налогов, а именно их продуктивность. Это во многом объясняется быстрым ростом потребления. При росте благосостояния, увеличении численности населения без изменения ставок налога можно обеспечить постоянный рост доходов. Следующее преимущество косвенных налогов, на которое обращал внимание Витте, - возможность регулирования потребления: «Повышая размер налога и тем удорожая тот или иной продукт, государственная власть может влиять на уменьшение размеров его потребления в видах, например, народного здравия, общественной нравственности и т.п., как это имеет место в отношении спиртных напитков». Он отмечал также возможность регулирования отраслей промышленности при помощи изменения ставок таможенных пошлин. Помимо тех преимуществ косвенных налогов, по Витте, в современных условиях следует также отметить простоту их взимания и уплаты в бюджет. Кроме того, эти налоги включаются в цену товаров и услуг, потому незаметны и легче воспринимаются плательщиками. Правда, не стоит перегибать палку. В нынешних условиях делаются попытки усилить крен в сторону косвенных налогов, прежде всего за счет удержания высоких ставок на добавленную стоимость, повышения акцизов, введения налога с продаж. Не умаляя значения косвенных налогов в доходах бюджета, следует отметить, что ставки налогов на потребление достигли своего предела, выше которого ставки могут стать запретительными, приводить к резкому снижению уровня жизни, стимулировать поиск путей обхода налогов. В настоящее время косвенные налоги выполняют преимущественно фискальную функцию.

К недостаткам косвенного обложения Витте относил также увеличение оборотных средств за счет роста цен под влиянием косвенных налогов и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств. Косвенные налоги оказывают негативное влияние на качество питания населения. Витте особо обращал внимание на цепь посредников, из которых каждый возмещает уплаченный авансом налог с известною надбавкой в свою пользу, что способствует росту цен. Главным недостатком косвенных налогов он считал их неравномерность и обременительность для малоимущих классов: «Тягость косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его отбирают косвенные налоги. Тяжесть косвенного обложения естественно увеличивается с возрастание числа членов семьи, в которой плательщиком за многих является работник». К сожалению, отмечаемый С.Ю. Витте социальный аспект социальный аспект практически не учитывается в современной налоговой практике. Об этом свидетельствует все более усиливающийся налоговый пресс на население, сопровождаемый ростом цен.

Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, Витте делал вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, не может удовлетворять предъявленным требованиям. Подчеркивалось, что «лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягчая особенно налогоплательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей». Необходимо отметить, что соотношение прямых и косвенных налогов значительно различается по отдельным странам и в разные периоды времени. На структуру налоговых поступлений серьезное влияние оказывает экономическая ситуация, уровень доходов населения, инфляция, цели, стоящие перед страной на каком то конкретном этапе развития.

Если говорить о тенденции изменения в структуре налогов в экономически развитых странах, имеет место ярко выраженная тенденция повышения доли косвенных налогов прежде всего за счет введения налога на добавленную стоимость и повышения его ставок.

 

По роли налогов в воспроизводственном процессе различают:

Налоги, взимаемые в процессе получения дохода. В экономической науке проблему дохода изучают две теории: теория источников (представителем является Б. Фюстинг), согласно которой в качестве дохода нужно рассматривать только виды доходов, поступающие всегда из определенных источников, т.е. регулярно, и ни разу не выпадают; и теория прироста собственности (основоположник Г.В. Шанц), сторонники утверждают, что любой прирост собственности, независимо от источника и регулярности поступлении, является доходом. Часть доходов, идущая на потребление, должна подвергаться подоходному обложению, а часть доходов, идущая на накопление – поимущественному. В российском законодательстве в области налогообложения дохода действует неттопринцип, согласно которому налогом облагается не вся сумма прироста собственности, а за вычетом издержек, связанных с её получением и сохранением. В налоговой системе присутствуют такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности, единый налог на взимаемый при упрощенной системе налогообложения.

Налоги, взимаемые в процессе использования дохода. Все попытки введения налога на расходы в силу технических причин (невозможности увязки расходов с налогооблагаемым индивидуумом) не увенчались успехом. Поэтому связующим пунктом выступил процесс покупки или предпринимательский оборот. При этом следует различать налогообложение потребления в широком смысле (в форме налога на добавленную стоимость) и специальные потребительские налоги (в форме акцизов). В Российской Федерации НДС был введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж. Налог с оборота, налог с продаж и НДС – родственные налоги, поскольку объект налогообложения (оборот) один и тот же. По большому счету это один налог, который взимается в различных формах. Если предпринимательский оборот облагается однократно на конечной стадии процесса производства и реализации товаров (работ, услуг) со всей стоимости товара, то речь идет о налоге с оборота, или налоге с продаж. Если предпринимательский оборот облагается на всех или некоторых стадиях экономической фазы, то речь идет о НДС, взимаемом на всех или, соответственно, на некоторых стадиях (так называемый многофазный НДС). Им облагается лишь добавленная стоимость, т.е. в конечном итоге весь оборот облагается один раз. НДС взимается с прироста стоимости на каждой последующей стадии в общей цепи производства и реализации. В конечном итоге обложению подлежит разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Или, другими словами, - между выручкой, полученной от реализации товаров и услуг. И суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги. Полученные от поставщиков.

 

В качестве критерия для разграничения налога с оборота, налога с продаж и НДС может выступить механизм исчисления налогового оклада. В случае налога с оборота и налога с продаж ставка применяется по отношению к валовому обороту, т.е. к продажной цене, включая налог. При взимании НДС она применяется к чистому обороту (вновь созданной стоимости), т.е. к продажной цене за вычетом уплаченного на предыдущих стадиях налога.

Принято считать, что НДС – самый молодой из налогов, формирующих основную долю бюджетов. Схема его взимания была предложена французским ученым М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции НДС был введен в 1958 г. Хотя новое – это хорошо забытое старое. Благодаря особой технике взимания НДС можно избежать повторного обложения при использовании уже обложенных налогом товаров в качестве средства производства. Принцип подобного «налогообложения чистого оборота» развил в 1919 г. Карл Сименс, и он получил название «облагороженный налог с оборота». Более того, первые эксперименты коснулись не только налогообложения на всех стадиях производства, но и формы налогообложения только на определенных стадиях, а также неполной формы налогообложения, при которой повторное налогообложение устранялось только по отношению к потреблению сырья и энергии и переработке полуфабрикатов. И все же реформу французского производственного налога (1949) можно рассматривать как начало победного шествия налога с чистого оборота товаров. Уже в ходе налоговых нововведений в1954-1955 гг. производственный налог был преобразован в действующий и по сей день налог с чистого оборота, благодаря расширению базы налогообложения на величину расходов будущих периодов всех предпринимателей.

 

? Вопрос об унификации ставок НДС и замене его налогом с продаж является дискуссионным. Выскажите свою точку зрения.

 

Налоги, взимаемые с приращения и движения имущества. Вне зависимости от налогообложения доходов, связанных с имуществом, само имущество, соответственно, прирост его стоимости, может быть предметом налогообложения. С точки зрения подоходного налогообложения в широком смысле прирост имущества представляет собой часть базы для исчисления подоходного налога. Налоги на движение имущества возникают прежде всего при смене собственника (например, налог на наследство представляет собой форму налогообложения передачи собственности).

В налоговом законодательстве РФ не содержится определения понятия «имущество» для целей налогообложения. К гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, преамбулы некоторых законов, касающихся юридических лиц, включают в понятие предприятия и гражданина-предпринимателя. По гражданскому законодательству под имуществом понимают совокупность всех выраженных в денежной форме ценностей и прав на эти ценности, находящихся в распоряжении субъекта на конкретную дату. В отличии от этого в налоговом законодательстве понятие «имущество» имеет две специфики: с одной стороны, к имуществу относятся также материальные средства предприятия, даже если право собственности на них передано кредитору в обеспечение долга (например, залог). Следовательно, понятие «имущество» таким образом расширяется. С другой стороны, налоговое право сужает понятие «имущество», поскольку долги уменьшают величину налогообязанного имущества.

В налоговой системе российской Федерации имеются налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог. Налоги с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, с 1 января 2006 г. отменены. В числе имущественных налогов особняком стоит земельный налог. Он имеет двойственную природу. С одной стороны, этот налог входит в состав платежей за пользование природными ресурсами, а с другой – имеет доходную базу. Однако при исчислении налога за основу берут не доход, а земельную собственность. Поэтому он может быть отнесен к имущественным налогам.

 

В России в 1997-2003 гг. в городах Великий Новгород и Тверь действовал эксперимент по введению налога на недвижимость, объединявшего имущественные налоги и земельный налог. Организаторами был сделан вывод о невозможности установления налога на недвижимость и о необходимости переходного периода.

 

Ресурсные налоговые платежи. Налоги являются наиболее известным и уже давно используемым видом экономического регулирования охраны окружающей среды. Происходит это посредством налоговых льгот для инициирования природоохранных инвестиций, применения ускоренной амортизации по очистному оборудованию, платежей за вредные выбросы и штрафов за превышение их установленных норм, целевых субсидий, льготного кредитования, импортных тарифов и т.д. Основное назначение платежей за пользование природными ресурсами – стимулирование рационального природопользования и обеспечение ресурсами для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Процесс включения экстерналий в рыночный механизм, т.е. превращение экстернальных внешних издержек во внутренние, отражение их в ценах, называется интернализацией экстерналий. Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. Этот налог предназначен для компенсации общественных издержек загрязнения среды. Например, при воздействии загрязнения внешней среды одним предприятием на издержки производства других предприятий с первого должен взиматься налог. В теории он назван налогом Пигу (или Пигуанским налогом – Pigouvian tax, по имени английского экономиста Артура Сесила Пигу (1877-1959), одним из первых выдвинувшего такую идею.

В налоговой системе Российской Федерации присутствует налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В последнее время актуальной стала проблема экологизации налоговой системы, под которой понимается целенаправленное использование регулирующих возможностей всех налогов путем установления льгот, налоговых дискриминаций, применения дифференцированных ставок налогообложения и т.д. в целях стимулирования сокращения уровней загрязнения окружающей среды, введения малоотходных и безотходных технологий, осуществления природоохранных инвестиций и иных видов экологически значимой деятельности. Практически любой налог, взимаемый с организаций, имеет своего рода «экологический потенциал», который при желании может быть «запущен» законодателем путем закрепления соответствующих законоположений.

 

? Продолжите классификацию налогов в зависимости от разных критериев.

 

На наш взгляд, любая разбивка налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на хозяйственную деятельность и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на экономические отношения. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие налоговой системы государства | Деятельность уполномоченных органов государственной власти по управлению налоговыми отношениями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.