Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность уполномоченных органов государственной власти по управлению налоговыми отношениями

Свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения.

Налоговое законодательство в широком смысле – это совокупность налоговых законов и подзаконных актов (актов делегированного законодательства, актов главы государства и правительства, нормативно-правовых актов органов государственного управления в области финансов, например министерства финансов, федеральной налоговой службы и т.д.).

Налоговое законодательство в узком смысле – это совокупность принятых в государстве налоговых законов, которые:

- обладают универсальным характером (кодексов) (например, Общий кодекс о налогах Франции);

- устанавливают, изменяют и упраздняют отдельные виды налогов (например, закон ФРГ «О подоходном налоге», отдельные главы второй части Налогового кодекса Российской Федерации);

- определяют элементы налогообложения, понятие и общие принципы налоговой системы (например, Общий налоговый закон Испании от 28.12.1963 г. № 230/63, отдельные главы первой части Налогового кодекса Российской Федерации);

- регулируют налоговые отношения центральных и региональных органов власти (например, закон Испании от 29.12.1983 г. № 311 «О порядке уступки государственных налогов автономным областям»).

Управление налоговыми отношениями включает:

- налоговое планирование (прогнозирование);

- систему организации взаимоотношений налогоплательщиков и других участников отношений (налоговых агентов, налоговых органов, таможенных органов, сборщиков налогов, органов государственных внебюджетных фондов), регулируемых законодательством о налогах и сборах);

- мотивацию в сфере налоговых отношений (налоговое стимулирование);

- налоговый контроль (деятельность уполномоченных органов, в процессе которой обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов).

Планирование и прогнозирование налоговых поступлений имеют немаловажное значение в организации налогового механизма. Именно здесь оцениваются потенциальные возможности для увеличения доходной базы бюджета, определяются основные формы и методы воздействия налогов на общее состояние экономической системы. В целом налоговое планирование направлено на поиск вариантов налогового режима через оценку налогового потенциала экономики и анализ действующего налогообложения в соответствии с целями и задачами налоговой политики. В тоже время необходимо отметить, что роль налогового планирования обычно сводится к оценке базовых показателей и на их основе расчету предполагаемых налоговых поступлений на очередной год. Прогнозирование налоговых моделей, расчет ожидаемого экономического эффекта при помощи математических методов не получили должного развития в системе налогового механизма.

Система организации взаимоотношений налогоплательщиков и государства представляет собой меры, направленные на обеспечение реализации актов законодательства о налогах и сборах специально уполномоченными органами власти посредством административных, организационных и иных методов – так называемое налоговое администрирование.

Налоговое стимулирование (регулирование) – комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами в рамках налоговой системы. Это – совокупность мер косвенного воздействия государства на экономику путем законодательного изменения механизма и элементов налогообложения в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, согласованного развития всех отраслей и регионов, активного воздействия на экономическую конъюнктуру и на социальный прогресс.

Налоговый контроль определяют как деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиков, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов (включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и т.д.), а также контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков уплаты налогов и сборов, правильность исчисления сумм налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

 

В 2000 г. в научный, деловой и политический оборот введено понятие «налоговое администрирование», которое является своего рода российской новацией, внесенной в теорию и методологию управления налоговой системой. В отечественной литературе под налоговым администрированием понимают систему управления государством всем комплексом налоговых отношений. Хотя семантическое значение слова «администрирование» уже слова «управление». В словаре русского языка С.И. Ожегова, в Словаре иностранных слов, в Большом энциклопедическом словаре слово «администрировать» определено как «управлять чем-нибудь формально, бюрократически».

Налоговое администрирование – система мер, направленных на обеспечение реализации актов законодательства о налогах и сборах специально уполномоченными органами власти посредством административных, организованных и иных методов.

М.В. Мишустин выделяет следующие особенности налогового администрирования.

1. Это управление соблюдением внешних форм отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией, установленных законом (соблюдение совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную технологию налоговых отношений; меры ответственности за нарушение закона; полномочия налоговой администрации).

2. Это управление, осуществляемое бюрократией. При этом бюрократия, по М. Веберу, является одним из основных результатов и одновременно необходимых условий процесса рационализации управления, эффективным средством достижения заданных целей.

3. Это превалирование контрольной функции над другими функциями управления. Причем контроль, подробно изложенный в правилах и инструкциях, являеися формальным, своего рода частью властных отношений между контролерами и контролируемыми[9].

 

 

? Какое понятие шире: «налоговое администрирование» или «налоговый контроль»?

Какие принципы должны лечь в основу взаимоотношений налогового инспектора и налогоплательщика?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совокупность налогов и сборов | Методология и практика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.