Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и практика

СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Принципы организации и функционирования налоговой системы.

Всеобщие (классические и фундаментальные) принципы налогообложения являются основополагающими и универсальными для всех налоговых систем. О них написали в своих трудах А. Смит, Д. Риккардо, Н. Тургенев, А. Вагнер, Ф. Ноймарк, А. Соколов, В. Твердохлебов, К. Виксель, Ф. Галлер, Дж. Стиглиц и др.

На основе организационно-правовых принципов построения налоговой системы создаются налоговые концепции и задаются условия реализации налоговой политики применительно к конкретной стране. Основные начала законодательства Российской Федерации о налогах и сборах приведены в ст. 3 НК РФ.

 

_______ Тема 4_______

Базовые понятия и определения: виды налогов и сборов Российской Федерации, их классификация; специальные налоговые режимы.

 

Лекция 5

Цель лекции: охарактеризовать современную налоговую систему Российской Федерации.

 

План лекции

1. Институциональный анализ налоговой системы: методология и практика.

2. Управление налоговой системой РФ.

3. Налоговый кодекс РФ: содержание и значение.

 

 

1. Институциональный анализ налоговой системы:

 

Понятие «институционализм» включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Если рассматривать институты как формы и границы деятельности людей, то они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с экономической практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внешнеэкономические факторы. В центре внимания находится не анализ цен, спроса и предложения, а экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами.

Эмпирические методы оценки характера государства основаны на анализе государственного бюджета: ряда статей доходов и расходов, данных по реальному исполнению статей бюджета и по способам покрытия бюджетного дефицита[10]. Критерии для анализа следующие.

▪ Соотношение различных статей доходов. Чем выше доля неналоговых доходов, тем активнее вмешательство государства в экономику – его роль выходит за рамки простого гаранта исполнения контрактов. В ниже приведенной таблице показаны удельные веса доходов консолидированного бюджета РФ в ВВП за период с 1995 по 2006 год (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Виды доходов                        
Налоговые доходы, всего 25,5 23,56 25,36 21,47 20,89 23,22 26,96 28,96 28,21 28,99 22,64 21,38
Налог на прибыль организации 8,23 4,82 4,48 3,78 4,58 5,46 5,74 4,28 3,98 5,09 6,16 6,21
Налог на доходы физических лиц 2,56 2,82 3,21 2,72 2,43 2,39 2,86 3,31 3,44 3,37 3,27 3,36
Налог на добавленную стоимость 6,70 7,17 7,80 6,48 5,98 6,26 7,14 6,95 6,66 6,27 6,81 5,62
Акцизы 1,68 2,66 2,91 2,75 2,26 2,28 2,72 2,44 2,63 1,45 1,09 0,94
Налоги на имущество 1,18 1,84 2,04 1,81 1,10 0,89 1,00 1,11 1,04 0,86 1,17 1,16
Платежи за пользование природными ресурсами 0,86 1,06 1,59 0,86 0,94 1,06 1,52 3,05 2,99 3,41 4,29 4,42
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 1,74 1,14 1,16 1,31 1,79 3,14 3,70 2,99 3,42 5,04 7,77 8,58
Неналоговые доходы 3,74 2,85 2,73 2,54 1,76 1,85 2,22 2,46 2,52 2,49 7,03 18,14

 

Анализ динамики доли неналоговых доходов бюджета в ВВП показывает соответствующую тенденцию (см. рис. 2).

Рис.2 Динамика удельного веса неналоговых доходов в ВВП

 

Как видим, доля неналоговых доходов особенно резко возросла в 2005 г.

Анализ соотношения различных видов налоговых поступлений дает возможность судить либо об их конфискационном характере (в случае преобладания рентных платежей или специальных налогов: НДПИ, акцизов на минеральное сырье), либо об их подчиненном характере производительной деятельности (в случае преобладания так называемых «рыночных» налогов: налога на прибыль организации, НДС, акцизов на отдельные виды товаров, НДФЛ, налога на имущество организаций). Анализ динамики доли «рыночных» налогов в федеральном бюджете РФ показывает, что их доля уменьшается (см. рис. 3).

 

Рис.3 Динамика доли «рыночных» налогов в общем объеме доходов консолидированного бюджета

 

Данные о собираемости налогов, т.е. о соотношении фактических налоговых поступлений и их потенциальной величины, рассчитанной исходя из реальных размеров базы налогообложения. Чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного.

Предпочтения относительно способов финансирования бюджетного дефицита: кредитов центрального банка правительству, внешних и внутренних займов. Рентоориентированное государство предпочитает кредиты – наиболее инфляционные, но наименее ограничивающие его свободу. Кроме того, государство получит доходы от «инфляционного налога», носящего конфискационный характер. Контрактное государство предпочитает займы на внешнем рынке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельность уполномоченных органов государственной власти по управлению налоговыми отношениями | Управление налоговой системой РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.