Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности реализации налоговой политики России на региональном уровне

Для стимулирования территориального развития того или иного региона используется механизм особых экономических зон (ОЭЗ), который предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.

За рубежом, особенно в развитых странах, механизм ОЭЗ выполняет задачу поддержки отстающих регионов. Такой подход позволяет осуществлять догоняющее развитие территорий не только за счет финансовой помощи из центра, но и путем создания вполне рыночных стимулов.

Под воздействием региональных условий и факторов складываются конкретные региональные модификации особых зон. Они могут отличаться целями, задачами, характером предоставляемых льгот и механизмами стимулирования, особенностями управления и уровнем государственной поддержки. Многообразие российских условий позволяет формировать различные типы и виды особых зон при учете общих закономерностей развития ОЭЗ. Все зависит от того, какие ставятся цели и задачи.

Особые экономические зоны, глубоко интегрированные в региональную экономику страны, вносят заметный вклад в ее развитие. Посредством использования льготного налогового режима происходит стимулирование деятельности компаний, производящих конечную конкурентоспособною продукцию. ОЭЗ благотворно влияют на инвестиционный климат в стране, способствуя увеличению числа рабочих мест, росту внешней торговли, играют большую роль в обеспечении потребностей рынка, и основная часть продукции реализуется именно там.

На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско – рекреационные, портовые. Такое разнообразие организационных форм позволяет оказывать государственную поддержку широкому спектру экономических субъектов. При этом акцент делается на отрасли с высокой добавленной стоимостью, инновационностью и мультипликативностью. Такой подход позволяет рассчитывать но то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий. Это является значительным позитивным отличием от предыдущих попыток создания особых зон в России. Однако механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки. Имеют место случаи, когда специально выделенная территория фактически оказывается вне таможенной территории государства, а при транспортировке товара на остальную территорию страны он освобождается от уплаты обычных таможенных пошлин. Это входит в противодействие с принципами национального режима, закрепленными в основополагающих соглашениях ВТО.

По мнению РСПП, появление законодательства об ОЭЗ дало импульс к активизации осмысленной инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровне. Поэтому представляется целесообразной поддержка идеи создания не только федеральных, но и региональных или муниципальных особых экономических зон, так как на этом уровне можно обеспечить большинство преимуществ, предусмотренных механизмов ОЭЗ. Такие решения повысят ответственность регионов, снизят масштаб проблемы управления системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов отпадает жесткая необходимость необходимость победы на федеральном конкурсе для создания локальных точек роста. Некоторым такая победа объективно не по силам. В настоящее время инструмент ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных процессов в депрессивных и проблемных регионах.

Государство собирается в особых экономических зонах создать для бизнеса самые комфортные условия. И благодаря уникальному научному потенциалу России, высококвалифицированной рабочей силе там будут открываться самые современные производства. Посредством использования льготного налогового режима происходит стимулирование деятельности компаний, производящих конечную конкурентоспособную продукцию, что в итоге положительно сказывается на их налоговом потенциале. А если учесть, что налоговый потенциал региона складывается из налоговых потенциалов расположенных на его территории налогоплательщиков, то можно констатировать, что регионы, на территории которых созданы особые экономические зоны, получают конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами.

 

 


[1] См.: Петти У. Трактат о налогах// Антология экономической классики: В 2 т. М.,1993. Т.1.С.78.

[2] Цит.по:Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. М.:ИЧП «Издательство магистр», 1997. С 21.

[3] См: Брызгалин А.В. организационные принципы российской налоговой системы// Финансы.1998.№3.С.33-39.

[4] См: Соколов А. Теория налогов. М., 1928. С. 165.

[5] См.:Киперман Г.Я., Тимофеева О.Ф. Налоги в рыночной экономике. М.:Финансы и статистика, 1993, С.12-16

[6] См.:Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003. С.27-34.

[7] См.:Налоги и налоговое право/ под ред. А.В.Брызгалина. М.:Аналитика –Пресс, 1997. С.35.

[8] См.:Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры.М., 1995.

[9] См.: Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного администрирования в России: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С 11-17.

[10] См.: Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2007. С 358-365.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговый федерализм: понятие и особенности | Движущие силы обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.