Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие в процессе программированного обучения

Взаимодействие в процессе проблемного обучения

Действия учителя Действия учащегося
Постановка наводящих вопросов, помогающих учащимся осознать сущность проблемы. Осознание проблемной ситуации; актуализация усвоенных знаний.
Направляющие указания Анализ исходных данных; формулировка проблемы.
Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации. Выдвижение гипотезы, ее обоснование.
Направляющие указания Проверка гипотезы; решение проблемы.
Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления. Проверка решения, сопоставление его с исходными данными.
Анализ действий ученика в ходе решения. Анализ хода решения; анализ ошибок.
Включение результатов решения в последующую учебную деятельность. Обобщение и переход к новому учебному материалу.

 

Программированное обучение.
Обучение о заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащегося, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).
  1. Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности.
  2. Сразу же после сообщения определенной дозы знаний следует контроль за их усвоением.
  3. Предпологает применение алгоритмизированных предписаний, помогающих обучаемым кратчайшим путем находить верные решения определенного круга познавательных задач.
  4. Вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности, мышление становится управляемым.
Достоинства 1.Вырабатывает способы рациональных умственных действий. 2. Воспитывает умение логически мыслить. Недостатки 1.Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении. 2.Требует больших затрат времени. 3.Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач. 4.Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания. 5.Чрезмерная алгоритмизация в обучении препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
Действия учителя(учебник, компьютер) Действия учащегося
Предъявляет первую дозу материала. Воспринимает информацию.
Объясняет 1-ю дозу материала и действия с ними. Выполняет операцию по усвоению первой дозы.
Ставит контрольные вопросы. Отвечает на вопросы.
Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала, если нет – объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой Переходит к следующее дозе материала. Если ответ не верный, возвращается к изучению первой дозы.

Задание: Проанализируйте приведенные виды обучения и скажите, какой вид обучения характерен для современной системы обучения в Молдове?

2.Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной формы деятельности учителя и учащегося, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Формы организации обучения классифицируются по различным критериям:

  1. Кол-ву учащихся: 2. Месту учебы 3.Продолжительностьуч.занятий

- массовые - школьные - классический урок (45 мин.)

- коллективные - внешкольные - спаренные занятия (90 мин.)

- групповые - урок без звонков произвольной

- микрогрупповые длительности.

- индивидуальные

История развития школы знает различные системы обучения:

- индивидуальные и индивидуально-групповые (школы средневековья)

Следующие системы являлись прототипами классно-урочной системы:

- взаимного обучения (Белл-ланкастерская система, Англия1798г.)Данная система предполагала обучать большое количество детей одновременно. При этом учитель работал со старшими, более способными детьми а они затем обучали младших.

- дифференцированное обучение по способностям (Мангеймская система, конец 19 века Европа)Суть системы заключалась в том, что обучение носило избирательный характер, ученики распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Такая система предполагала наличие классов сильных,средних и слабых учеников.

Недостатки классно- урочной системы привели не только к появлению ее новых вариантов но и к созданию новых форм обучения.

- 1905 г. – возникла индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон – план. Иначе система называется лабораторной или системной мастерской. Каждый ученик работал самостоятельно, индивидуально выполняя задания педагога получаемые на год.

В день предполагалось 1 час фронтальных занятий.

- бригадное обучение (20 – е годы Советская школа)

Наибольшее распространение получила предложенная Яном Амосом Каменским (17 век) классно-урочная система обучения.

Признаки классно – урочной системы обучения.

- Урок – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения.

- Урок посвящен одному предмету и все учащиеся работают под управлением одного учителя.

- Учитель не выполняет ведущую роль не только в организации обучения но и в оценивании результатов учебной деятельности каждого ученика, а так же в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине.

- Класс – основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки.

- Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий.

- Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня.

- Учебный год определяется четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями.

- Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине.

- Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

 

Ключевым компонентом классно-урочной системы является урок. Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Задание: Какие основные недостатки классно – урочной системы можете выделить?

Как можно устранить эти недостатки? Какие методы наиболее характерны для классно-урочной системы обучения.

3. Типы и структура урока.

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практическое значение. Ведь с чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начи­нается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбира­ется необходимый дидактический материал и определя­ется методика занятий.

а) Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое название они получили от того, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и ус­воение новой темы, выработку практических умений и навыков и т. д. В смешанном уроке обычно имеют место следующие структурные компоненты (этапы):

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

в), работа по осмыслению и усвоению нового матери­ала;

г) работа по выработке умений и навыков примене­ния знаний на практике;

д) задавание урока на дом.

б) Уроки сообщения новых знании. Уроки-лекции. Са­мо их название говорит о том, что они посвящаются глав­ным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рас­сказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонст­рацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включаю­щие в себя элементы, беседы. По сравнению с комбини­рованными структура этих уроков выглядит проще. Для них характерны следующие этапы: а) организация уча­щихся к занятиям; б) краткий опрос учащихся (фрон­тальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ра­нее изученным; в) постановка темы и определение основ­ных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задавание урока на дом. Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничи­вается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой связи большое значение приобретают применение на этих уроках приемов активизации позна­вательной деятельности учащихся и, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала про­блемный характер, насыщение лекции яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров, побуждение их приводить свои факты и примеры в подтверждение разъясняемых выво­дов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

 

в) Уроки закрепления изучаемого материала. Прово­дятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на орга­низацию рассредоточенного повторения пройденного ма­териала учащимися с целью его более глубокого осмыс­ления и усвоения. Например, на занятиях по русскому языку в V классе изучена тема “Имя существительное”. Она включает много важных вопросов, изучение которых заняло целую серию уроков. Завершающим этапом ра­боты над этой темой являются занятия по закреплению изученного материала. Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах. Кроме того, учителю следует выделить основные вопро­сы, по которым учащиеся должны готовиться к закрепле­нию пройденного материала. Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, с письменными, уст­ными и практическими упражнениями, а также с органи­зацией самостоятельной учебной работы. Подобная методика работы находит свое отражение в структуре этих уроков. Как правило, начинаются они с индивиду­ального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением трени­ровочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце занятий проводится небольшая самостоятельная работа. На уроках матема­тики, физики, химии она связана с решением задач и примеров, а на занятиях по языкам учащиеся могут писать различные виды диктантов, краткие изложения, сочинения, которые затем проверяются и оцениваются учителем.

г)Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Проводятся они в конце учебно­го года, когда пройден весь программный материал. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопро­сы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, которые им следует использовать при подготовке к занятиям. В каче­стве методов на этих уроках могут использоваться обзор­ные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и на­выков.

Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семина­ры и уроки-конференции. Их цель — активизировать са­мостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. На­пример, при изучении в классе по литературе романа А. Фадеева “Молодая гвардия” могут быть проведены семинарские занятия. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает лите­ратуру для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значитель­но расширяют свои знания, изучая дополнительную лите­ратуру и одновременно приобретая умение самостоя­тельно добывать знания. В этом состоит ценность семи­нарских занятий.

Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомен­дованную учителем литературу, ища ответы на поставлен­ные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучае­мой теме служит основой дискуссии и побуждает их к ак­тивному участию в конференции.

Иногда подобные уроки могут приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в VIII классе ро­мана А. С. Пушкина “Евгений Онегин” учителя проводят диспуты по теме “Может ли Татьяна служить образцом для советских женщин?” и др.

д) Уроки проверки и оценки знании. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной про­граммы. Например, изучили восьмиклассники по русско­му языку раздел о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, учитель может провести урок по проверке и оценке знаний, умений и навыков уча­щихся. После прохождения по математике в V классе раздела об умножении и делении дробей, как правило, проводится урок по проверке усвоения этого материала.

Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следующих вопросов. По многим предмета-л (история, литература, география и др.) эти уроки прово­дятся с помощью таких методов, как различные виды устного опроса, а также проведения небольших прове­рочных работ. По языкам же, математике, физике и хи­мии на этих уроках проводятся контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и т. д.). После проверки контрольных работ обычно про­водятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые не­обходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

  1. Вспомогательные формы организации обучения.

К вспомогательным формам обучения относятся: консультации, дополнительные занятия, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа и др.

Задание: Дайте характеристику вспомогательным формам обучения. Какова функциональная значимость приведенных форм обучения.

Самостоятельно изучить вопрос «Подготовка учителя к уроку».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции средств обучения | Лекция7. Диагностика обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.